Научная теория Н.Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

В разработке теории политики Н. Макиавелли четко отграничивая политику и мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики.
Макиавелли, хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, подчинения морали высоким политическим целям, но отнюдь не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Историческая и политическая обстановка периода жизни и творчества Н. Макиавелли 4
Глава 2. Основные положения теории Н. Макиавелли 7
Глава 3. Основные положения и идеи работы Н. Макиавелли «Государь» 10
Глава 4. Понятие «макиавеллизма». Макиавеллизм и современность 13
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 90.50 Кб (Скачать)


16

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

ТЮМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

Кафедра общегуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Политология.

 

Тема: Поли­тическая теория Н. Макиавелли.

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил: Колмаков А.А.,

                            группа: 31/6                                                                                                                                                         

                                               Зачетная книжка №3996

                                            Проверил: к.и.н., доц.

                                     Васильченко С.П.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 

2012

 

Содержание.

 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Историческая и политическая обстановка периода жизни и творчества Н. Макиавелли                                                                                      4

Глава 2. Основные положения теории Н. Макиавелли                                        7

Глава 3. Основные положения и идеи работы Н. Макиавелли «Государь»    10

Глава 4. Понятие «макиавеллизма». Макиавеллизм и современность            13 

Заключение                                                                                                          16

Список литературы                                                                                            17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     В разработке теории политики Н. Макиавелли четко отграничивая политику и мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики.

     Макиавелли, хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, подчинения морали высоким политическим целям, но отнюдь не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения.

     Актуальность темы контрольной работы обусловлена непроходящей ценностью идей и выявленных закономерностей Н. Макиавелли, особенно в свете  тех  событий,  которые  происходят  в  нашей стране  и  во  всем  мире  в  настоящее  время.  Это   подчеркивается и российскими, и зарубежными специалистами и учеными.

     Цель работы: представить характеристику политической теории Н. Макиавелли.

     Задачи работы: охарактеризовать и раскрыть сущность каждого из представленных в работе теоретических  направлений  в творчестве Н. Макиавелли.

     Творчество Н. Макиавелли охарактеризовано и проанализировано во множестве учебных пособий и научных трудов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Историческая и политическая обстановка периода жизни и творчества Н. Макиавелли.

 

     Николо Макиавелли (1469-1527гг.) - итальянский политический мыслитель, основатель светской политической науки. Широкое распространение получил термин «макиавеллизм», под которым понимается тактика вероломного захвата власти, диктатура личной власти, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, обмана союзников, лицемерие и цинизм.

     Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. В условиях раздробленной Италии XVI в. необходимы были, по мнению Макиавелли, и жесткая диктатура власти, и насилие в отстаивании идеалов республики, и использование иных мер, которые в другие времена были бы неоправданны [2 – C. 88].

     На этапе раннебуржуазного развития политика, как и другие сферы общественной жизни, начинает осознаваться как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности. Ренессансные концепции общества и государства отрывались от своей теологической основы, бывшей господствующей в средние века. Одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества, был Макиавелли.

     Макиавелли в своих произведениях фокусирует один из критических моментов гуманистической традиции - из человеческих мотивов поведения на первое место выносятся два: страсть к приобретению (собственничество) и честолюбие (чувство собственного достоинства). Эти два интереса, первый из которых является преобладающим, учитываются не только при анализе поведения отдельных личностей, но и поведения широких масс.

     Еще более определенно Макиавелли отделял политику от религии и морали. В своем взгляде на соотношение церкви и государства он резко расходился со средневековыми представлениями и ставил религию на службу государству, а не государство на службу религии.

     В вопросе о соотношении религиозной и государственной власти он обосновал определяющую роль светской власти.

     Макиавелли не выявляет природу экономической власти. Но есть анализ человека «политики», включающего в себя то, что позднее было названо Вебером понятием социальной роли и ролевой функции, которые, так или иначе, соотносятся с понятием личности новоевропейского типа и культуры, индивида, принадлежащего самому себе.

    В традиционалистском обществе, как отмечают исследователи, нет «ролей», которые не сливались бы с человеком в целом. Макиавелли, сконструировав абсолютно нетрадиционалистского индивида, таким образом, провозгласил смену принципов: принцип традиционализма уступал место принципу личности. Признавалась не только сила «Фортуны» (судьбы), обстоятельств, которые заставляют человека считаться с силой необходимости, но и сила «доблести» («вирту») - человеческой энергии, умения, таланта. «Вирту» - активное и ведущее начало в жизни человека и общества [8 – С. 448].

     Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки - государство. Государство означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из задач, стоящих на политической повестке дня. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны лучшей формой является республика.

      Деятельность государства - это такая сфера проявления интересов, чувств, настроений людей, групп, правительств, в которой действуют свои правила поведения, морали, отличающиеся от отношений между частными лицами.

     Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и хитрости, коварства, обмана. «Надо знать, - пишет мыслитель, - что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека и зверя... Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков» [6 – С. 354].

     Макиавелли удалось выявить ряд общих закономерностей политической жизни, поэтому многие положения не утратили своего исторического значения и в наши дни. Его работа «Государь» является настольной книгой политических деятелей разных стран, что говорит о прозорливости автора и глубине его идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные положения теории Н. Макиавелли.

 

     Н. Макиавелли выражает новые взгляды на политику в эпоху Возрождения. В своих работах («Государь», «Рассуждения…» и др.) Н. Макиавелли изложил новый подход по центральным вопросам любого политического учения: происхождение и сущность политики, государства и власти. Суть его наиболее интересных политологических идей заключается в следующем: политика, государство, власть появляются в результате социального расслоения людей на знать и простой народ. Различие в интересах порождает мотив власти. В результате борьбы за власть появляются законы, юстиция, тюрьмы и другие институты, которые обеспечивают закрепление того или иного исхода борьбы за власть. Для обозначения политического состояния, когда в результате борьбы за власть появились организованные политические институты, Макиавелли вводит понятие «stato», что в современном понимании тождественно категории «государство».

     Таким образом, политика это есть борьба за власть. Успех в борьбе за власть в обществе на стороне тех, у кого больше наличных средств (денег, связей, людей, административных возможностей и другого). Такое понимание происхождения государства позволило Н. Макиавелли выработать новый подход к политике как к борьбе за власть.

     При этом Макиавелли данную проблему разделил на две части: завоевание и организация власти в развращенном государстве и в условиях стабильного спокойного развития. В развращенном государстве управляют люди, которые думают только о собственном благополучии. Чтобы выйти из этой ситуации, необходима сильная власть государя. При этом Макиавелли считает, что рассчитывать на успех может только тот политик, кто серьезно разбирается в военных делах, хорошо знает историю, опирается на знание человеческой психологии. Народу необходимо внушать страх и любовь одновременно. Тогда послушные будут больше любить, а непослушные – бояться [1 – C. 155].

     При этом Н. Макиавелли особое внимание обращает на то, что вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы они не подрывали авторитета верховной власти и не вызывали ненависть к правителю.

     Отделив политику от морали, Н. Макиавелли вводит новые критерии оценки политических деятелей. Он утверждает, что добродетель в политике - это способность и воля все делать для защиты государства. Жестокость и сила применяются только для того, чтобы пресечь беспорядки. В развращенном государстве опора на долготерпение и доброту будет стимулировать только грабежи и убийства. Жестокость оправданна, если она позволила обеспечить стабильность, наращивание мощи государства. Поэтому для оценки деятельности правителя Макиавелли предлагает не абстрактные критерии добро, справедливость и т.д.), а предельно конкретные: укрепил ли данный государственный деятель власть, расширил ли он сферы влияния государства и его безопасность. Для политика главное результат, и он всегда будет оправдан, если результат будет хорошим. После завершения периода «развращенного государства» успешное развитие может идти только при республиканской форме правления. Если абсолютная власть сохраняется, то она развращает не столько правителя, сколько подданных. Н. Макиавелли утверждает, что народ, который долго находился под господством тиранической власти, утрачивает дар свободы, смелость, патриотизм. То есть такой народ теряет способность к свободной и независимой жизни, становится лёгкой добычей первого, кто им попытается овладеть. При республиканской форме правления государство служит общему благу. Общее благо есть совокупность интересов большинства граждан. Частные интересы не должны противоречить интересам большинства. Принятые законы должны пресекать эгоистические устремления граждан, способствовать утверждению гражданского долга и общественной добродетели. Законы должны предотвращать торжество групповых интересов и личные притязания на власть, утверждать равный доступ к государственным должностям. Они также должны препятствовать сосредоточению богатства в руках немногих [3 – С. 63].

     Республика предполагает определенную организацию государственной власти. Государственную власть необходимо разделить на исполнительную (в руках одного), совещательную (в руках лучших людей), контрольную (в руках народа). Народ должен иметь право обвинять государственных деятелей, которые ему кажутся опасными. Таким образом, республика в понимании Н. Макиавелли есть смешанная форма правления: имеется избираемый князь, вельможи, представители простого народа. Народ избирает, но реально не управляет [9 – С. 243].

     Именно с Н. Макиавелли политическая наука начинает решать практические задачи организации власти. Поэтому не без оснований этот великий мыслитель считается основателем современной политической науки.

Информация о работе Научная теория Н.Макиавелли