Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:31, доклад
Николо Макиавелли (1469-1527 гг) уроженец Флоренции. Он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации её демократических порядков. Себя он считал одним из одарённых политической мудростью. Он писал: «Волею судеб я ничего не смыслю ни в производстве шерсти, ни в доходах, ни в убытках, и поэтому должен либо молчать, либо рассуждать о государстве». Н.Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, вскрывал их существенные черты, объективно сравнивал их возможности. На основе изучения богатого фактического материала он поставил и попытался решить важные теоретические проблемы в области политики, государства, управления, военного дела. Однако в 1512 г. Политическая деятельность Н.Макиавелли была прервана в связи с восстановлением власти Медичи.
Сочинение по произведению Н.Макиавелли «Государь»
Подготовила студентка
1 курса 12 группы Лебедь Оксана
Николо Макиавелли (1469-1527 гг) уроженец Флоренции. Он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации её демократических порядков. Себя он считал одним из одарённых политической мудростью. Он писал: «Волею судеб я ничего не смыслю ни в производстве шерсти, ни в доходах, ни в убытках, и поэтому должен либо молчать, либо рассуждать о государстве». Н.Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, вскрывал их существенные черты, объективно сравнивал их возможности. На основе изучения богатого фактического материала он поставил и попытался решить важные теоретические проблемы в области политики, государства, управления, военного дела. Однако в 1512 г. Политическая деятельность Н.Макиавелли была прервана в связи с восстановлением власти Медичи.
Потрясение, испытанное Н.Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил верно и ревностно, побудило его взяться за перо. Одно из своих важнейших произведений «Государь» Н.Макиавелли создал в 1513 г. Опубликовано же оно было лишь в 1532 г. Уже после смерти автора.
В своём произведении Н.Макиавелли поднимает множество важных вопросов и рассматривает их не с идеалистических позиций, а с реалистических. «Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желая, чтобы мой труд остался в безвестности, либо получил признание единственно за необычность и важность предмета». В доказательство своих слов, при рассмотрении каждого вопроса, он приводит примеры из истории, анализируя их.
В своём труде Н.Макиавелли также рассматривает вопрос, каким должен быть государь, чтобы вести народ к основанию нового государства, какими качествами он должен обладать. Новый государь Н.Макиавелли это не просто человек, обладающий набором качеств и свойств, не просто идеальный образ. Автор основательно и тщательно продумывает зримый образ Нового государя. Н.Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.
Рассматривая щедрость и бережливость, Н.Макиавелли замечает, что хорошо иметь славу щедрого государя. Однако говорит: «Тем не менее, тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе». Аргументирует он это тем, что если проявлять щедрость благоразумно, её никто не заметит, а чтобы распространить среди людей славу о щедрости, нужно будет просто разорить казну. Поэтому будет благоразумнее смириться со славой скупого правителя, и тогда со временем люди увидят, что благодаря бережливости государь удовлетворяется своими доходами, при этом не обременяя народ сверх меры податями. За государём в этом случае может закрепиться слава действительно щедрого правителя. «И он действительно окажется щедрым по отношению ко всем тем, у кого ничего не отнял, а таких большая часть, и скупым по отношению к тем, кого мог бы обогатить, а таких единицы». Однако тут есть оговорка. Если государь ведёт войско, которое кормится добычей и грабежом, то ему необходимо быть щедрым, так как иначе за ним не пойдут солдаты. Чужое имущество, которое не принадлежит правителю и его подданным, он может раздавать «щедрой рукой», «ибо расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая своё – ты только вредишь себе».
Ведя речь о таких качествах как жестокость и милосердие Н.Макиавелли сразу же пишет, что каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким. «Однако следует остерегаться злоупотреблять милосердием». Жестокостью можно навести порядок в стране. Этим самым государь может проявлять ничто иное, как милосердие. Государю не следует считаться с обвинениями в жестокости, если он хочет удержать своих подданных в повиновении. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придётся учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принёс бы горе именно им. «Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку». Н.Макиавелли пишет, что может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. При возникновении такого спора нужно выбирать страх. Он объясняет это тем, что «люди неблагодарны и непостоянны. Пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится нужда в их, они тот час от тебя отвернутся». Поэтому государю нужно внушать страх, но делать это нужно так, чтобы избежать ненависти. Однако не стоит считать, что Н.Макиавелли призывал к жестокости, насилию и тирании. В той же главе он пишет: «Однако Новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных». Применение жёстких мер Н.Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных, чрезвычайных обстоятельствах. При этом он объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Всё остальное зависит от государя, которому Н.Макиавелли советует опираться только на то, что зависит от него самого. Н.Макиавелли советует государю быть реалистом.
Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Держать слово конечно нужно, однако «мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца». Н.Макиавелли пишет, что с врагом можно бороться законами и силой. Законами борется человек, а силой зверь, но первого зачастую недостаточно чтобы победить врага, поэтому нужно иногда прибегнуть к силе. Государь должен усвоить то, что заключено в природе человека и зверя. «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Н.Макиавелли призывает государя к бдительности. Разумный правитель не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяют характер психологии Нового государя. Н.Макиавелли говорит, что «обладать добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими – полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять и готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходим».
Прочитав труд Н.Макиавелли «Государь» я поняла, что он является актуальным и в наше время. Несмотря на то, что это произведение было создано в начале 16 века, оно отображает тепроблемы, которые волнуют нас и по сей день. Ведь и сейчас людям, которые приходят к власти приходится делать выбор, решать какими им быть для народа: скупыми или щедрыми, жестокими или милосердными. Может в нашем 21 веке рекомендации, представленные Н.Макиавелли являются устаревшими (не для нашего времени), однако проанализировав их можно сделать общий вывод о том, что человек (Люди) стоящий (стоящие) у власти должны не просто управлять народам, а прислушиваться к нему, учитывать его интересы, и сделать всё возможное, чтобы «не вызвать ненависти у народа».