Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:17, реферат
Летательный аппарат - устройство для полетов в атмосфере Земли или в космическом пространстве.
Под летательными аппаратами с гибким крылом понимают все ЛА, у которых крыло сделано на тканевой основе. Это, конечно, весьма условная классификация, однако подобные аппараты обладают одной важной общей чертой - при желании крыло можно сложить в компактный рюкзак. На данный момент такой способ дает максимальный выигрыш в объеме (по сравнению, например, со складывающимися крыльями в авиакарах, т.е. летающих машинах и т.д.)
Введение_______________________________________________________3
Парашют_______________________________________________________4
Параплан_______________________________________________________
Парамотор__________________________________________________
Паралёт_____________________________________________________
Дельтаплан__________________________________________________
Дельталёт___________________________________________________
Заключение__________________________________________________
Список литературы___________________________________________
Содержание:
Введение________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение
Летательный аппарат - устройство для полетов в атмосфере Земли или в космическом пространстве.
Под
летательными аппаратами с гибким крылом
понимают все ЛА, у которых крыло сделано
на тканевой основе. Это, конечно, весьма
условная классификация, однако подобные
аппараты обладают одной важной общей
чертой - при желании крыло можно сложить
в компактный рюкзак. На данный момент
такой способ дает максимальный выигрыш
в объеме (по сравнению, например, со складывающимися
крыльями в авиакарах, т.е. летающих машинах
и т.д.)
1.Парашют
Парашют не является летательным аппаратом, т.к. он не позволяет летать, а просто замедляет падение, но именно он дал начало наиболее популярным в наше время сверхлегким аппаратам: параплану и дельталету. Парашюты по форме бывают круглыми и прямоугольными. Первые появились раньше и являются «классическими», т.е. их использует десант, с ними прыгают в первый раз и т.д. Круглые парашюты делятся на неуправляемые, которые просто падают, и управляемые, у которых есть две ручки, которые называются «клеванты». Если потянуть за правую клеванту, парашютист поворачивает вправо, если за левую, то влево. В управляемых круглых парашютах сзади на куполе сделаны 3 надреза: средний за счет небольшой реактивной тяги придает горизонтальную скорость порядка 1.5-3 м/с, а боковые уменьшаются или увеличиваются при натяжении клевант, за счет чего, собственно, управляемый круглый парашют и поворачивает. Обычно при первом прыжке парашютистам дают неуправляемый парашют, а при последующих управляемый. На самом деле управлять можно и «неуправляемым» парашютом, для этого нужно тянуть прямо за стропы с правой или левой стороны. Есть еще одна интересная особенность при управлении круглым парашютом, о которой новички не знают, а при инструктаже обычно не говорят, т.н. «акселератор»: если потянуть передние стропы, то парашют (и управляемый, и неуправляемый) приобретает дополнительную небольшую горизонтальную скорость. Еще круглые парашюты делятся по типу материала: есть более старые и более тяжелые (около 20 кг) модели, а есть более легкие (около 15 кг), с которыми прыгают десантники в современной армии. Рюкзак первых сделан из обычного темно-зеленого брезента, а у вторых серый и более «округлый». Кроме того, еще бывают парашюты треугольной формы, обычно их используют как запасные или при буксировке за катером на море или озере.
Характеристики круглых парашютов:
Застегивается
подвеска парашюта на 3 карабина: на груди
и обоих ногах выше колена. Спереди
около живота вешается запасной в виде
небольшой сумочки с размерами примерно
30х20 см. Раскрытие основного купола происходит
автоматически за счет «вытяжного фала»,
закрепленного на борту самолета или вертолета,
так что самому ничего не надо делать -
только выпрыгнуть. Иногда на запасных
ставят датчик высоты, который автоматически
открывает запасной парашют на высоте
300 м, поэтому после раскрытия основного
купола этот датчик (если он есть) надо
отключить вручную. Хотя даже если раскроются
оба купола (основной и запасной), ничего
страшного не случится. И даже скорость
снижения не изменится, т.к. оба купола
будут под небольшим углом друг к другу.
Что касается запасного парашюта, то он
по площади намного меньше основного,
и поэтому хоть жизнь и спасет, но ноги
можно покалечить, т.к. 7 м/сек - это уже
не шутки. Современные запасные парашюты
делают с втянутым центром для более быстрого
раскрытия. Лучшие запаски успевают раскрыться
даже на высоте 20..30 метров, в то время как
для раскрытия основного парашюта нужен
запас высоты не менее 150 метров. Вторым
типом парашютов является «планирующий»
парашют, по форме он прямоугольный и может
планировать. На таких прыгают спортсмены
с высоты 4000 м и исключительно с вертолётов
Ми-8. Помимо великолепного управления
и большой горизонтальной скорости, такие
парашюты еще и намного меньше по площади,
а значит легче. В планирующих парашютах
около земли тянут обе клеванты вниз до
упора и летят в паре метров над землей
горизонтально, пока скорость не упадет
и парашют плавно не опустится.
Логическое продолжение идеи планирующего парашюта. Но это уже не парашют, а полноценный летательный аппарат, т.к. крыло (хоть и похожее на парашют со стороны), состоит из двух слоев и напоминает мешок с дырками, надуваемый встречным потоком воздуха, чем и создается аэродинамический профиль. Вначале парапланы, как и планирующие парашюты, были прямоугольной формы, но потом стали похожи на овальные эллипсы, т.к. чем больше удлинение, т.е. чем крыло длиннее и уже, тем дальше оно может планировать. Это главное отличие.
Кроме того, с парашютом прыгают с самолета или вертолета (а также иногда со зданий и мостов) и он открывается в воздухе во время падения, а с парапланом стартуют с пологого склона холма, при этом он заранее раскладывается сзади на земле и поднимается по время разбега. Есть и множество других отличий параплана от парашюта, например, в парашютах стропы делают немного растягивающимися, чтобы гасить рывок при раскрытии, а на парапланах наоборот, чем жестче и нерастяжимей стропы, тем лучше сохраняется форма крыла и, следовательно, дольше полет. Еще у парашютов стропы идут от купола до подвески, а у параплана стропы соединяются друг с другом наверху и до пилота доходят считанные единицы. Это делается для того, чтобы уменьшить лобовое сопротивление при полете (а большое число строп необходимо для поддержания формы крыла). Да и сама подвеска у парапланов почти как кресло, чтобы было удобно сидеть часами, а у парашюта несколько ремней и все.
Аэродинамическое качество современных парапланов достигает 8:1, т.е. на один метр потери высоты можно пролететь 8 метров вперед. Для сравнения: у дельтапланов качество 12:1, у автожиров 4:1, а у лучших планеров вплоть до 40:1. При этом скорость снижения около 1.5 м/сек, а горизонтальная скорость примерно 35 км/час. Таким образом, если восходящие потоки имеют вертикальную скорость более 2 м/сек, то парапланерист может набирать высоту. Бывает так, что скорость подъема достигает +8, т.е. 8 метров вверх в секунду. Где же искать восходящие потоки? Если дует обычный ветер и на его пути стоит холм или гора, то поток огибает его, получается, что около склона ветер дует вверх. Это самый распространённый способ набрать высоту. Вдоль склона можно вообще летать восьмерками туда-сюда сколько угодно времени, хоть часами. Но обычно со склона "выбрасываются" вверх на 200-300 метров и дальше ищут другие типы восходящих потоков. Дальние же переходы, по 100..200 км без мотора совершаются под облаками, т.к. под каждым облаком в центре воздух поднимается вверх, а по краям опускается вниз. Парапланерист спиралью поднимается под облаком на высоту 1..2 км, потом планирует до следующего облака и все повторяется.
Управление парапланом, как и управляемым парашютом, осуществляется клевантами - за какую потянешь, туда и поворачиваешь. Если потянуть за обе клеванты, качество параплана повышается (дольше может парить), а скорость падает, если обе клеванты отпустить, то наоборот, скорость растет, но и быстрее снижается. Кроме того, обычно на парапланах есть "акселератор", который изменяет угол атаки (наклон к горизонту купола) и позволяет лететь быстрее, но и снижаться сильней. Иногда клеванты удлиняют, чтобы можно было управлять парапланом ногами, это особенно удобно при полетах с парамотором или на дальних маршрутных переходах, чтобы руки не уставали. Приземляются же на параплане всегда против ветра (выжав обе клеванты), т.к. собственная скорость параплана складывается со скоростью ветра.
Характеристики параплана:
Дельтапланы появились гораздо раньше парапланов. Имеют свои достоинства и недостатки. Первоначально дельтапланы строились по "профилю Рогалло", который предствляет собой два конуса, соединенные вершинами и боками, и разделенные горизонтальной плоскостью. Такое крыло обладает устойчивостью в полете и неплохими характеристиками. Но потом крыло удлинялось, чтобы увеличить качество, появились дополнительные участки по краям и сзади для уменьшения скорости срыва. Управление балансирное, т.е. пилот, упираясь руками в трапецию, отклоняет свое тело от центра масс, тем самым немного заваливая аппарат в ту или иную сторону. Чтобы увеличить скорость, тянут трапецию на себя (и тем самым наклоняют нос дельталета к земле), а чтобы уменьшить - отталкиваются от себя. Основное достоинство дельтапланов - неплохое качество, до 12:1 и большая скорость, до 70 км/час. А недостатки - требует достаточно большой физической силы, опасность приземления из-за большой скорости и неудобство складывания (получается тубус длиной 2 метра). Кроме того, он тяжелей параплана из-за металлических трубок. Характеристики дельтаплана: