Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:22, реферат
В организме есть все вещества, регулирующие, а при патологиях корректирующие его жизнеобеспечение и, следовательно, оказывающие влияние на системы и органы. Ряд этих веществ уже выделен и синтезирован (гормоны, ферменты, медиаторы и др.), проявляющие стимулирующее, угнетающее, противовоспалительное, анальгетическое, иммуностимулирующее и др. виды действия. За этими эндофармпрепаратами и, конечно же, за многими другими, которые будут получены, -- будущее. В этом направлении и работают многие НИИ и исследователи.
В древнерусских
летописях содержатся многочисленные
описания эпидемий, «мора», «чумных
городов». В «Сказании Авраамия Палицына»
(1620) об осаде Троицкой лавры описана цинга.
С XI по XVIII вв. летописи упоминают более
50 «моров», которые вызвали гибель огромного
количества людей. В 1230 г. во время эпидемии
в Смоленске погибло 32 тысячи жителей.
Сохранялось представление о том, что
моровые поветрия возникают от изменения
положения звезд и гнева богов. Вот фрагменты
из Никоновской летописи 1371г.: «Того же
лета бысть знамение в солнце, места черны
по солнцу, аки гвозди, и мгла велика была,
яко за едину сажень перед собой не видети...
а птицы по воздуху не видеху летати, но
падаху с воздуха на землю... лесы и боры
гореху, и земля горяше; и бысть страх и
трепет на всех человецех».
Никоновская летопись
1385 г. сообщает, что во время солнечного
затмения, когда «бысть темно, аки в
осеннюю темную ночь», в небе ходили «огненные
облацы», искры падали на землю и разгорались
в огни и пожары: «... и столь страшно и грозно
бысть, яко второе христово пришествие
мнитеся всем» Слова летописца о «втором
христовом пришествии» отражали не только
впечатление от страшной картины смерти
и опустошения. Считалось, что на приближение
конца света указывают как небесные знаки
и «моровые поветрия», так и библейские
тексты. Календари и пасхалии не составлялись
далее, чем до конца XV столетия.
4. Средства лечения
больных
В некоторых
русских летописях приводится описание
различных болезней, встречаются
описания эпидемий. Какие же средства
применялись на Руси для их лечения?
В первую очередь древнерусские
врачи обращались к неиссякаемому
арсеналу народной медицины. На Руси стали
создаваться травники и лечебники. Не
случайно в Киево-Печерском патерике отмечалось,
что «лечец приготовляетъ зелия на потребная
врачевания, на кийдже недуг». Врачи X-XI
вв. применяли лекарственные средства
медицины восточных славян. Так, например,
и в Шестодневе» описывалось применение
аконита, болиголова, притирание металлической
ртути, получение опия из головок мака;
указывалось на целебное значение «теплиц»
(минеральных вод): Лекарственные средства
готовилось в форме порошков, отваров,
мазей, нередко назначались ванны с настоями
из различных трав. В XII в. внучкой Владимира
Мономаха Евпраксией (в замужестве Зоей
Комнен) был написан лечебник «Алимма»
(мази). Рукопись состояла из пяти частей,
в которых описывались многочисленные
болезни и лекарства, с помощью которых
рекомендовалось проводить лечение. Для
этой цели назначалось квашеное тесто,
печеный лук, лук с медом и т.д. В «Повести
о Петре и Февронии Муромских» (XV в.) автор
рассказывает о девушке Февронии, которая
излечила князя Петра мазью из хлебной
закваски. Она «взяла небольшую плошку,
зачерпнула из дежи хлебной закваски и
приготовила мазь. Предложила истопить
баню для князя. После мытья велела помазать
все язвы и струпы на теле. Вскоре наступило
выздоровление князя». В повести нашел
отражение эффективный способ лечения
больных в бане. В XV--XVII вв. на Руси получили
широкое распространение различные травники
и лечебники, в которых был представлен
опыт народной медицины. Они состояли
из кратких описаний лекарственных растений
и указаний к их применению. Вот пример
такого описания. «Трава мачиха, растет
лопушниками, одна сторона бела, а листочки
что копытцы, а корень по земле тянется,
цвет желт, а у иной цвету нет... Аще у кого
утроба болит, корень парь да хлебай, --
поможет». Описания растения при переводе
снабжались комментариями: «растет на
Руси», «растет на Коломне». Иногда действие
лекарственного растения объяснялось,
исходя из лечения «противоположного
противоположным»: избыток холодного
лечили горячим, избыток влажного -- сухим.
Вот пример такого объяснения в лечебнике
XVII в.: с помощью лука «горячество лукавое
истребляет мокрость вредительную студеную».
Травники и лечебники содержали сведения
о лечении бытовых травм и болезней, в
том числе «ожаров» (ожогов), «огневицы»
(сыпного тифа), «червивой болести» (глистов),
об избавлении от нательных паразитов.
Вот описание блохи в лечебнике XVII в.: «Блоха
есть червячок чорн и лих и резв добре,
а коли укусит, тогды что иглою уколет».
В этот период широко стали использоваться
такие лекарственные средства, как шиповник,
валериановый и солодковый корень, сабур.
Для обработки ран пользовались вином,
березовой водой, растворами обычной соли.
Из лекарств животного происхождения
на Руси применяли «бобровую струю» и
кобылье молоко (степные славяне), «кабарожью
струю» (Восточная Русь). Из минеральных
продуктов в лечебную практику вошли различные
минералы и камни. Опилки из меди назначали
внутрь, порошок золота применялся для
припудривания при заболеваниях кожи
головы. Известны были уксус, селитра,
поташ, скипидар, медный купорос. Одновременно
с незапамятных времен на Руси для укрепления
здоровья назначали минеральные воды.
Целебный свойства «кислой воды» (нарзана)
используются до сих пор. Уже в древнейших
русских сказаниях и былинах есть сведения
о сказочной Индии. Одним из самых популярных
произведений на Руси в XII-XIV вв. была повесть
«Александрия», в которой рассказывается
о походе Александра Македонского в Индию.
Много внимания уделено описанию различных
болезней и методов их лечения. Отмечено,
что в Индии есть целебные минеральные
источники, купание в которых излечивает
людей и животных; вода из этих источников
бурлит от пузырьков воздуха, когда ее
наливают в сосуд. Иногда из земли выбиваются
потоки горячей воды. Эти теплые ключи
также целебны. Заболевания воинов Александра
во время индийского похода автор объясняет
большим количеством болот в равнинных
и приморских областях Индии, где водится
много кровососущих насекомых. Медицинскими
сюжетами насыщено и другое известное
литературное произведение Древней Руси
-- «Житие и жизнь Валаама пустынника и
Ыоасафа-царевича индийского». В нем упоминаются
врачи Индии, знающие философию и астрологию,
умеющие поставить диагноз по «жилобиению»
(так называли пульс на Руси), вылечить
самые тяжелые болезни и раны. Часто встречаются
описания лечебных средств. Почти все
они готовились из растений. Многочисленные
сведения о лекарственных растениях Индии
есть и в «Христианской топографии Козьмы
Индикоплова» -- популярном памятнике
древнерусской письменности XIII-XIV вв.,
переведенном с греческого и содержащем
интересные географические сведения о
далеких странах, прежде всего -- Индии.
Слово «Индикоплов» означает «плаватель
в Индию». Такое прозвище получил купец
Козьма Египтянин, который жил в Александрии
в VI в. и совершил на арабском корабле путешествие
в Индию. Козьма сообщает о лекарственных
травах Индии, о ценных восточных лекарствах
животного происхождения, наиболее известными
из которых были индийский мускус и бобровая
струя. Бобры водились и на Руси, однако
считалось, что лекарство, полученное
из «заморских животных», было более сильным.
Тверской купец Афанасий Никитин в своих
путевых заметках об Индии «Хождение за
три моря» (вторая половина XV в.) упоминает
множество пряностей и лекарственных
растений -- шафран, имбирь, корицу, гвоздику
и другие, а также берилл -- увеличительный
прибор для глаз. Бериллом на Руси называли
очки. Это название пришло из Европы. Из
берилла, прозрачного минерала, шлифовали
линзы для увеличительных стекол и очков,
зрительных трубок и оптических приборов.
Знаменитые лекарственные растения из
Индии привлекали внимание русских купцов.
Лечебники содержат множество указаний
о том, как отличить хорошие пряности и
лекарственные травы от плохих и не купить
собачьи кости вместо слоновых бивней,
которые высоко ценились как лекарственное
средство. Следует упомянуть и о забытых
рецептах врачевания с помощью благовоний,
привозимых большей частью из Индии --
мирры, ладана, нескольких видах индийского
алоэ и пахучих магнолий. Употреблялись
они не только для различных окуриваний.
«Тяжко больного не излечит и кровать
тисова», -- учит пословица из сборника
«Пчела», изданного на Руси в XIV в. Речь
идет об ароматическом тисе -- дереве из
семейства индийских кипарисов. Аромат
его считался лечебным, и оно часто использовалось
для изготовления кроватей.
В заключение вспомним
о многочисленных драгоценных и
полудрагоценных индийских
Заключение
Во второй половине
IX в. образовалось Древнерусское государство
со столицей в городе Киеве (Киевская Русь).
Границы Киевского государства доходили
до бассейна Оки и Волги. Древнерусское
государство просуществовало всего около
300 лет, а затем распалось на отдельные
самостоятельные княжества. Причиной
распада государства явилось политическое
усиление крупных землевладельцев, экономический
и политический рост городов. Последние
настолько вырос и обособились, что Киев
во второй половине XII в. фактически потерял
значение «стольного» города. К моменту
вторжения монголо-татарских полчищ Древнерусское
государство распалось на ряд самостоятельных
княжеств. Феодальная раздробленность
ослабила силы русского народа в борьбе
с внешними врагами. Сражение на реке Калке
закончилось победой монголо-татарских
войск. Новое нападение татар на русскую
землю произошло через 14 лет, в 1237 г. Завоевание
Руси длилось 3 года. В огне войны погибли
культурные ценности: летописи, книги,
памятники материальной культуры. Уничтожена
была и одна из первых монастырских больниц
в городе Переяславле. Свободными от порабощения
остались города Новгород и Псков. На остальной
части Руси в период татар монгольского
порабощения медицина и связанное с ней
лекарств ведение существовали главным
образом при монастырях. Монгольские ханы
оставили монастырям все права, которыми
те пользовались до завоевания. Свыше
двухсот лет (1240-1480) не было условий для
развития государственной медицины. Несмотря
на то, что русский народ находился под
гнетом монголо-татар, уже к концу XIII --
началу XIV в. началось восстановление народного
хозяйства. Возрождались города, воздвигались
новые храмы и монастыри. Налаживались
кожевенное и смоляные производства, изготавливалось
мыло, поташ, масло, рыбий клей. Монголо-татары
вынуждены были пользоваться услугами
русских ремесленников и врачей. По городам
и селам продолжали практиковать русские
«лечьцы». Дальнейшее развитие медицины
и лекарствоведения на Руси было связаны
с освобождением от чужеземного ига и
созданием единого Русского государства.
В 1380 г. русские войска под предводительством
Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом
поле, однако окончательное освобождение
пришло еще только через сто лет.
Литература
1. Семенченко
В.Ф. История фармации: Учебное
пособие. - М. : ИКЦ «МарТ»; 2003. - 640 с.
2. Заблудовский
П.Е. История отечественной
3. История медицины
СССР / Под ред. Б.Д. Петрова
-М. : Медицина, 1964. -645 с.
4. Марчукова
С.М. Медицина в зеркале
5. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник в 2-х т. М. : Изд-во РУД