Контрольная работа по курсу «Политология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

на тему: «Особенности и проблемы развития России как федеративного государства»
В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключалась в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, к сохранению самобытности и самостоятельности. Другая - к созданию и укреплению сильного централизованного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфликтных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от Киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………3
Федерация как форма государственного устройства…………….….….5
Особенности и проблемы развития России как федеративного государства……………………………………………………….………..7
Заключение…………………………………………………………..………….10
Список использованной литературы……………………………..……………11

Файлы: 1 файл

контр.работа по политологии.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАЗОВСКИЙ  ФИЛИАЛ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

    по  курсу «Политология»

на тему: «Особенности и проблемы развития России как федеративного государства» 
 
 
 
 
 
 

                                          

                                    Специальность «Юриспруденция» 

              Выполнил 

              Рег.№  _______________________ 

              Научный руководитель

              ______________________________ 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Глазов, 2010 
 

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………..………3

  1. Федерация как форма государственного устройства…………….….….5
  2. Особенности и проблемы развития России как федеративного государства……………………………………………………….………..7

Заключение…………………………………………………………..………….10

Список использованной литературы……………………………..……………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В становлении российского государства  с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключалась в стремлении отдельных  княжеств и земель к саморазвитию, к сохранению самобытности и самостоятельности. Другая - к созданию и укреплению сильного централизованного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфликтных началах под верховным сюзеренитетом великого  князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от Киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями.

     Территориальная организация государственной власти в России - одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности государства  и стремлением регионов к большей самостоятельности.

     Российское  государство - самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном  правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами федерации (например, с республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.

     Немало  особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства Российской Федерации принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). А большое количество таких субъектов может привести к плохой управляемости.

           Необходимая децентрализация  и растущая самостоятельность регионов уравновешивается заложенными в конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность и др.); верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов федерации и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Федерация как форма государственного устройства

     Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное  или национально-территориальное) и  характер взаимоотношений между  его составными частями и центральной  властью. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.

     Существуют  две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

     Унитарное государство - единое, слитное государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты (решения, постановления). Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

     Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков:

     - единая конституция;

     - единая система высших органов  государственной власти (глава государства,  парламент, правительство, судебная  система);

     - единое гражданство;

     - единая система права;

     - территория унитарного государства  подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

     Федеративное  государство - сложное государство, субъекты которого, обладая государственным  суверенитетом, объединились в общее  государство для решения общих долгосрочных задач . В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

     Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный  или территориальный принцип, что  способствует разрешению национального  вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором - субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.

     В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

     Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

     Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным  актом или конституцией союзного государства.

     Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройств

     Входящие  в состав федерации государственные  образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь  свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации в целом и её субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенции. 
 
 
 

  1. Особенности и проблемы федеративного развития России

     Российская  империя  являлась унитарным. Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика также являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией.

     Принятие  Конституции Российской Федерации  в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации. Обозначив определенную «асимметричность» входящих в ее состав субъектов (республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения), Конституция заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации.

     Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации.

     В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных  с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако, только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.

     В настоящее время можно обратить на следующие тенденции формирования и функционирования федеративного устройства Российской Федерации:

     - в условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой модели федеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма и выработки оптимального пути федерирования Российского государства;

     - сохранена тенденция перегруппировки субъектов Российской Федерации (в сторону увеличения либо уменьшения);

     - наличие разнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики, автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов;

     - в Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений;

     - выверены подходы к определению понятия суверенитета.

     По  конституции Российской Федерации  выделяются несколько основополагающих принципов федеративного государства. Это верховенство Конституции и федеральных законов, равноправие субъектов федерации, государственная целостность, единство системы государственной власти, Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и право, подразумевающие равноправие и самоопределение народов.

     В целом принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Россия  по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.

Информация о работе Контрольная работа по курсу «Политология»