Элемент политологии в учении Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, доклад

Краткое описание

Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений.

Файлы: 1 файл

Доклад.Элемент политологии в учении Древнего Востока.docx

— 23.04 Кб (Скачать)

Элемент политологии  в учении Древнего Востока

Современная политическая наука  опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения  раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений.

На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II —I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами.

Политико-правовая мысль  появилась вместе с возникновением человеческой цивилизации. Первые очаги  цивилизации возникли на Востоке  – в Египте и Месопотамии, в  Индии и Китае – примерно в 4-м тысячелетии до н.э.

Цивилизация предполагает способность  человека жить сообща не только в рамках семьи, родовой общины, но и в рамках государства, т.е. в условиях социально-экономического и классового неравенства, господства и подчинения. Все это получает свое отражение в первых политико-правовых представлениях людей. Политико-правовая мысль становится важным показателем  цивилизованности общества, а уровень  политико-правовой мысли – показателем  уровня цивилизованности.

В Египте до сих пор незыблемо  стоят символы величия местных  царей-фараонов – их усыпальницы  – пирамиды. Фараон соединял в одном  лице и верховную политическую власть правителя, и главного жреца, т.е. духовного  правителя, возглавлял сословную социальную “пирамиду”, был посредником между  богом и людьми. В одном из древнейших политико-религиозных документов –  “Поучении Птахотепа” (XXVIII в. до н.э.) говорится о безусловном и  абсолютном повиновении всех египтян  фараону, о необходимости и целесообразности общественного (сословно-классового) неравенства, хорошего обращения господ с “низшими”  людьми.

В Месопотамии важными  юридическими и политическими памятниками  являются законы Вавилонии, Ассирии  и Хеттского царств. Они исходят  из представлений о божественном происхождении царской власти, а  царей изображают как богоподобных существ, которые правят с помощью  своих вельмож. Так, в Законах  Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.), правитель изображается строгим, но справедливым отцом своих подданных, который заботится о том, чтобы  “сильный не обижал слабого, чтобы  сироте и вдове оказывалась справедливость”.

В Древней Индии главным  источником политико-правовых идей служили  священные тексты и писания Веды (буквально с санскрита – знание). Наибольший интерес в этом отношении  представляет “Ригведа” – собрание гимнов. Отсюда берет начало концепция  всемогущего космического или божественного  закона – риты как порядка, установленного изначально на земле и на небесах  высшей силой и требующего от человека определенного повиновения.

К основным источникам древневосточной  политической мысли относятся мифология, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, Законы Хаммурапи — древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н.э., учение персидского мыслителя VIII в. до и. э. Заратустры (Зороас- тра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция.

Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму.

Первые политические категории  и понятия, появившись в философско-этической  форме, заложили фундамент собственно теоретического обоснования государства  и политики. В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.

В Древнем Китае рождение политико-правовой мысли и ее характер имели существенную специфику. Над  ней не довлели священные писания, как в Индии, хотя, разумеется, воля Неба признается в качестве высшего, определяющего начала – дао (путь, закон). В центре внимания китайских  мудрецов и философов находились проблемы организации государства, управления им, отношений человека и общества.

Это явственно проявляется  у Конфуция (кит.: Кун Фу-цзы “учитель Кун”; 551–479 до н.э.) –великого китайского философа, одного из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока, создателя этико-политической доктрины, спустя несколько веков возведенной в ранг официальной идеологии. Главный труд Конфуция – “Лунь-юй” (“Беседы и суждения”). Его учение, получившее название конфуцианства, играло в истории Китая роль специфического эквивалента религий. Кроме того, его именем названа одна из современных цивилизаций.

Он отказался от идеи божественного  происхождения государства и  развил концепцию патриархального  аристократического государства.

Взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй", составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей.

Конфуций высоко ценил  благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), долга (и) и т. д. Эта нормативная целостность, в которую входят все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, добродетели, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и  следование сложившимся ритуалам. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок  должен поддерживаться ритуалами и  моралью.

Когда Конфуция спрашивали, в чем заключается управление государством, он отвечал по-разному  и, в частности, так:

Да будет государем  государь, слуга – слугой, отцом  – отец, и сыном – сын.

Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен.

Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда  исправитесь вы сами.

Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция  резко  противопоставляется  управлению  на  основе  законов.  Т.е. руководить народом надо  посредством  добродетели,  поддерживать  порядок  с помощью ритуалов, иначе народ будет лишь уклоняться от наказаний и не  будет испытывать стыда.

В целом добродетель в  трактовке  Конфуция  –  это  обширный  комплекс этико-правовых  норм  и  принципов,  в  который  входят  правила    ритуала, человеколюбие,  заботы  о  людях,  почтительного  отношения   к   родителям, преданности правителю.

Отрицательное отношение  Конфуция к позитивным законам  обусловлено  их традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями. Вместе   с   тем   Конфуций   полностью   не    отвергал    значения законодательства,  хотя,  судя  по  всему,   последнему   он   уделял   лишь вспомогательную роль.

Конфуцианство

Главными в Конфуцианстве  были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской  этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей  в обществе и семье. Жэнь достигается  путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и  т. д.

Конфуцианство уделяло большое  внимание вопросам так называемого  гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и  выполнявшим его волю. Власть правителя  признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять".

Конфуцианство как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и  в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую  мысль, препятствуя их дальнейшему  развитию и выработав определённые стереотипы в сознании народа, в  особенности среди интеллигенции. Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом  в 7-8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю  Хань Юю (768-824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Васильев, Л. С. Древний Китай / Л. С. Васильев. -  М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 311 с.;
  2. Тураев, Б. А.  История Древнего Востока / Б. А. Тураев. – М.: Просвещение, 2002. – 257 с.;
  3. Шилюк, Н. Ф. История древнего мира. Древний Восток. Курс лекций / Н. Ф. Шилюк. - Свердловск, 2011. – 249 с..

 

 

 


Информация о работе Элемент политологии в учении Древнего Востока