Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, доклад
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений.
Элемент политологии в учении Древнего Востока
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений.
На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II —I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами.
Политико-правовая мысль появилась вместе с возникновением человеческой цивилизации. Первые очаги цивилизации возникли на Востоке – в Египте и Месопотамии, в Индии и Китае – примерно в 4-м тысячелетии до н.э.
Цивилизация предполагает способность человека жить сообща не только в рамках семьи, родовой общины, но и в рамках государства, т.е. в условиях социально-экономического и классового неравенства, господства и подчинения. Все это получает свое отражение в первых политико-правовых представлениях людей. Политико-правовая мысль становится важным показателем цивилизованности общества, а уровень политико-правовой мысли – показателем уровня цивилизованности.
В Египте до сих пор незыблемо
стоят символы величия местных
царей-фараонов – их усыпальницы
– пирамиды. Фараон соединял в одном
лице и верховную политическую власть
правителя, и главного жреца, т.е. духовного
правителя, возглавлял сословную социальную
“пирамиду”, был посредником между
богом и людьми. В одном из древнейших
политико-религиозных
В Месопотамии важными
юридическими и политическими памятниками
являются законы Вавилонии, Ассирии
и Хеттского царств. Они исходят
из представлений о божественном
происхождении царской власти, а
царей изображают как богоподобных
существ, которые правят с помощью
своих вельмож. Так, в Законах
Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.),
правитель изображается строгим, но
справедливым отцом своих подданных,
который заботится о том, чтобы
“сильный не обижал слабого, чтобы
сироте и вдове оказывалась
В Древней Индии главным
источником политико-правовых идей служили
священные тексты и писания Веды
(буквально с санскрита –
К основным источникам древневосточной политической мысли относятся мифология, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, Законы Хаммурапи — древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н.э., учение персидского мыслителя VIII в. до и. э. Заратустры (Зороас- тра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция.
Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму.
Первые политические категории и понятия, появившись в философско-этической форме, заложили фундамент собственно теоретического обоснования государства и политики. В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.
В Древнем Китае рождение политико-правовой мысли и ее характер имели существенную специфику. Над ней не довлели священные писания, как в Индии, хотя, разумеется, воля Неба признается в качестве высшего, определяющего начала – дао (путь, закон). В центре внимания китайских мудрецов и философов находились проблемы организации государства, управления им, отношений человека и общества.
Это явственно проявляется у Конфуция (кит.: Кун Фу-цзы “учитель Кун”; 551–479 до н.э.) –великого китайского философа, одного из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока, создателя этико-политической доктрины, спустя несколько веков возведенной в ранг официальной идеологии. Главный труд Конфуция – “Лунь-юй” (“Беседы и суждения”). Его учение, получившее название конфуцианства, играло в истории Китая роль специфического эквивалента религий. Кроме того, его именем названа одна из современных цивилизаций.
Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства.
Взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй", составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей.
Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), долга (и) и т. д. Эта нормативная целостность, в которую входят все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.
Политический идеал
Когда Конфуция спрашивали, в чем заключается управление государством, он отвечал по-разному и, в частности, так:
Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец, и сыном – сын.
Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен.
Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами.
Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. Т.е. руководить народом надо посредством добродетели, поддерживать порядок с помощью ритуалов, иначе народ будет лишь уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда.
В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями. Вместе с тем Конфуций полностью не отвергал значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.
Конфуцианство
Главными в Конфуцианстве
были вопросы этики, морали и управления
государством. Основным принципом конфуцианской
этики является понятие жэнь ("гуманность")
- высший закон взаимоотношений людей
в обществе и семье. Жэнь достигается
путём нравственного
Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять".
Конфуцианство как этико-политическая
и религиозная система проникло
во все поры общественной жизни и
в течение многих веков определяло
нормы морали, семейные и общественные
традиции, научную и философскую
мысль, препятствуя их дальнейшему
развитию и выработав определённые
стереотипы в сознании народа, в
особенности среди
Список использованной литературы
Информация о работе Элемент политологии в учении Древнего Востока