Избирательное право и избирательная система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:37, реферат

Краткое описание

Во Франции активным избирательным правом владеют все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и владеющие гражданскими и политическими правами. К избирателям используются требования ценза оседлости (не менее шестимесячного срока). Избирательная правоспособность французских людей устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Это значит, что каждый избиратель обязан зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Но это право, а не обязанность избирателя. Во всяком случае никакой ответственности за неисполнение данной обязанности не предусмотрено.

Файлы: 1 файл

избирательная система франции.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Избирательные системы

      В Пятой республике применяются различные  избирательные системы, устанавливающие порядок подсчета голосов и определение результатов голосования. Наиболее распространенной является мажоритарная система выборов в два тура. Она применяется на выборах Президента Республики и депутатов Национального собрания. В соответствии с этой системой избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов избирателей в первом туре голосования. Это значит, что кандидат, получивший свыше 50% голосов избирателей, участвовавших в голосовании, при условии явки на выборы не менее 25% избирателей получает, соответственно, президентский мандат, если речь идет о президентских выборах, либо мандат депутата Национального собрания, если речь идет о парламентских выборах.

      Организация проведения второго тура голосования  несколько варьируется в зависимости от того, проводятся президентские или парламентские выборы. При выборах Президента Республики во втором туре баллотируются только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Кандидат, получивший большинство голосов во втором туре, занимает пост Президента Республики. Практика показывает, что кандидат, собравший наибольшее число голосов в первом туре, необязательно одерживает победу во втором туре. Так было, например, на последних президентских выборах, проходивших в 1995 г. При выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12,5% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов, т. е. больше, чем любой другой кандидат, взятый в отдельности. Выборы депутатов проводятся по одномандатным округам. Соответственно, и сама система носит название мажоритарной униноминалъной системы.

      При выборах в Европейский парламент, а также при избрании членов региональных ассамблей применяется пропорциональная система выборов. При использовании пропорциональной избирательной системы блокирование списков, паноширование и преференциальное голосование запрещены. Каждый список должен включать число кандидатов, равное числу мест, подлежащих замещению.  При выборах в Европарламент вся страна образует единый избирательный округ, и, следовательно, каждый список должен включать 81 кандидата в соответствии с числом мест, подлежащих замещению по квоте, предоставленной Франции. При региональных выборах число советников, подлежащих избранию, зависит преимущественно от численности населения регионов. Важной особенностью является применение на этих выборах пятипроцентной оговорки, которая устанавливает избирательный порог участия тех или иных списков, баллотировавшихся на выборах, в распределении мандатов.

      Косвенная система выборов, предусмотренная при избрании Сената, предполагает формирование коллегии выборщиков, которая избирает членов верхней палаты Парламента. В-Состав этой коллегии входят депутаты Национального собрания, члены представительных собраний регионов и департаментов и представители муниципальных советов коммун, которые, как правило, и образуют большинство выборщиков. Голосование проводится по департаментам. В тех из них, где избирается пять или более членов Сената, применяется пропорциональная система, во всех остальных —мажоритарная.

Референдум

Конституционно-правовая система Пятой республики предусматривает  сравнительно широкое использование  референдума, основание и условия проведения которого определяются непосредственно в основном законе страны. Это, в частности, ст. 11 и 89 Конституции. Необходимость проведения референдума вытекает также из содержания ст. 53, устанавливающей, что любое изменение статуса той или иной территории —обмен, присоединение —не может быть действительным без согласия заинтересованного населения.

      Практически во всех случаях решение о проведении референдума принимается главой государства. Референдум проводится на основе текста, предлагаемого Правительством. Конституционная реформа, осуществленная в 1995 г., предусмотрела возможность предварительного обсуждения проекта, выносимого на референдум, Парламентом. Тем не менее окончательное решение остается за главой государства. Ст. 89 Конституции закрепляет необходимость проведения референдума в связи с внесением конституционных поправок, эта процедура была рассмотрена выше в § 1.

      В соответствии с новой редакцией  ст. 11 Конституции Президент может  передать на референдум законодательные акты:

1) относящиеся  к организации государственной  власти; 2) разрешающие ратификацию  международного договора, который,  не противореча Конституции, мог бы отразиться на функционировании государственных институтов; 3) санкционирующие изменения в области экономической и социальной политики государства.

      Контроль  за правильностью проведения референдума  отнесен к ведению Конституционного совета. Однако, когда в 1962 г. были опротестованы итоги референдума об изменении порядка избрания Президента Республики, Конституционный совет признал себя некомпетентным выносить решение по существу итогов, посчитав, что он не может своим решением ревизовать общенародное волеизъявление, выраженное в ходе референдума. Помимо референдума, проводимого на общенациональном уровне, возможно также его проведение на местном уровне по вопросам местного значения, в частности слияния и сотрудничества коммун.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система Франции