История и политология. Становление политологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:20, реферат

Краткое описание

Политическая наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления и т.д.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Основные этапы в истории развития политологии................................4
Античные истоки политической науки...................................................6
Политическая мысль Средневековья......................................................7
Формирование основ политической науки в Новое время...................9
Завершение процесса формирования и утверждения политологии...11
Становление основ политологии в России...........................................13
Формирование теоретических основ политологии..............................14
Политология после второй мировой войны..........................................16
Восстановление политологии в России.................................................17
Заключение.....................................................................................................18
Библиография.................................................................................................20

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержание

Введение...........................................................................................................3

  1. Основные  этапы в истории развития политологии................................4
  2. Античные истоки политической науки...................................................6
  3. Политическая мысль Средневековья......................................................7
  4. Формирование основ политической науки в Новое время...................9
  5. Завершение процесса формирования и утверждения политологии...11
  6. Становление основ политологии в России...........................................13
  7. Формирование теоретических основ политологии..............................14
  8. Политология после второй мировой войны..........................................16
  9. Восстановление политологии в России.................................................17

Заключение.....................................................................................................18

Библиография.................................................................................................20

Введение

      Политическая  наука, или политология, сравнительно молодая научная и образовательная  дисциплина. Процесс ее формирования происходил на фоне все более возрастающего интереса людей к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства, отношения государства и церкви, права и свободы человека, формы правления и т.д.

      Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен.

      А вот изучение такой научной дисциплины как история, которая тесно связана  с изучением  различных других дисциплин, помогает поэтапно изучать  развитие всех политических и исторических процессов в обществе, в частости, возникновение политической науки. Эти две неразрывные дисциплины дают мне возможность достигнуть цели работы: изучить становление и развитие политической науки.  
 
 
 
 

1. Основные этапы в истории развития политологии

      Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к  миру политического пристальный  интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

      Американский  политический философ Л. Страусс  пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли  политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

      Политология, как самостоятельная наука стала  возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого  социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политический в собственном смысле слова - это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии - это, по сути, процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д.

      В истории Запада формирование политического  знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего  времени. В целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и Новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы. И в самом деле, трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.

      Можно выделить три крупных этапа в  истории формирования и развития политологии.

      Первый  период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

      Второй  период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политическом, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа.

      В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

2. Античные истоки  политической науки

      Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостный характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.

      В результате, в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел  на себя не как на специалиста в  какой-либо области знания, а как  на искателя знаний и мудрости вообще, о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.

      Таким образом, об обществе и мире политическом, как самостоятельных сферах жизни  людей, тем более об отделении  государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых  авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической, т.е. общественной. Иначе говоря,  речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом смысле слова, а о философии или о науке об обществе-государстве в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство».

3. Политическая мысль  Средневековья

      В течение всего Средневековья  сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительным искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство, всю практическую деятельность. В свою очередь, сама культура и все сферы общественной жизни были пронизаны политическим или государственным началом. И человек воспринимал свое социальное окружение как нечто целостное.

      Феодальная  система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках своей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Каждый человек стал зависеть от своего господина, и такое подчинение получило правовое основание. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. Палата лордов и палата общин в Великобритании, генеральные штаты во Франции состояли не из представителей народа, а выражали исключительно интересы отдельных сословий, корпораций, профессий и т.д. По-прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью, роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

      После принятия христианства императором  Византийской империи Константином постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Религия стала стержнем культуры и мировоззрения феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей превратились в прикладные отрасли богословия. Чуть ли не с самого начала акцент был сделан на постулате о божественном происхождении власти и необходимости покорности и недопустимости сопротивления ей. Эта установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную религию. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и, в силу этого, безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.

      На  исходе Средневековья постепенно возникла идея о двойной истине - богословской и философской, религиозной и научной. Постепенно формировалась мысль о необходимости разграничения сфер деятельности церкви и государства. 
 
 
 
 
 

4. Формирование основ  политической науки  в Новое время

      Качественные  изменения с позиции возникновения политической науки произошли в связи с переходом от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политическом и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума.

      В контексте данных изменений протекал подспудный процесс диверсификации и возникновения новых научных  дисциплин. Уже в середине века право, теология и медицина существовали как  самостоятельные дисциплины в университетах. Но философия продолжала охатывать подавляющую часть знаний о природе и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд мыслителей Нового времени.

      Вместе  с тем процесс сегментации  единой философии и рождения новых  научных дисциплин приобрел необратимый  характер. К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

      В ХIХ в. возникло и получило распространение  понятие «гуманитарные науки». В  рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам  как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; праа и свободы человека; формы правления и т.д.

Информация о работе История и политология. Становление политологии как науки