Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:48, курсовая работа
При написании данной курсовой работы автором были использованы сравнительный, исторический методы, входящие в группу общетеоретических. Из эмпирических методов применялся контент-анализ.
Цель работы – определить место и роль толпы в политике.
Задачи данной курсовой работы:
Глава 1 Общая характеристика толпы.
§1.1 Понятие толпы. Механизм её формирования и состав………………с.4-7
§1.2 Виды толпы……………………………………………..………............с.7-9
Глава 2 Настроения масс в политике.
§2.1 Настроение масс в политике: этапы, уровни, функции………...…с.10-14
§2.2 Модификация политической системы по влиянием массового настроения………………………………………………………..……….….с. 15-18
Глава 3 Способы влияния на массы со стороны политической элиты…........с.18-21
Заключение
События в Иране конца 70-х гг. — другой пример влияния на политическую систему однородного настроения, овладевшего подавляющим большинством общества. Определяя состояние массового политического сознания и соответствующее ему массовое политическое поведение, оно привело к ликвидации монархии. Тем самым, были устранены основные внешние причины, вызывавшие массовое недовольство — и данное настроение иссякло, достигнув своего разрешения. Бегство шаха и возвращение в страну имама Р. Хомейни разрядило все накопившееся недовольство. Однако в возникающей ситуации такого рода обычно оставшиеся нереализованными притязания стимулируют развитие новых массовых настроений — теперь ужо не деструктивного, а конструктивного характера. Возникает настроенческий плюрализм выбора путей дальнейшего развития, влияющий на формирование новой политической системы, однако подобное влияние носит постепенно ограничиваемый характер: по мере становления и укрепления новая политическая система создает специализированные институты контроля над массовой психологией. Теократические силы Ирана, воспользовавшись массовыми настроениями недовольства шахским режимом, смогли построить соответствующую своим представлениям систему власти, после чего подчинили ей массовые настроения.
Особым примером влияния массовых настроении на модификацию политической системы является горбачевская перестройка в СССР конца 80-х гг. Ее специфика с политико-психологической точки зрения состояла в том, что изменения системы первоначально начались при отсутствии массовых настроений, вынуждающих к такого рода переменам. Данный пример демонстрирует способность политической системы к попытке самообновления на основе предвидения и стимуляции появления потенциальных массовых настроений. Эпоха сталинизма и период застоя создавали объективные предпосылки для значительного недовольства людей. Однако расхождение между формировавшимися прежде всего пропагандой высокими притязаниями и постепенно ухудшавшимися возможностями их реализации не осознавалось инерционным массовым политическим сознанием23. Многим, прежде всего западным аналитикам было ясно, что ситуация чревата накоплением неудовлетворенности, могущей привести к радикально-деструктивному массовому политическому поведению. Исходя из этого, первые годы перестройки можно рассматривать как превентивную акцию социально-политической системы, целью которой была попытка предотвращения массового недовольства, формирования конструктивно-критических настроений. Была создана возможность вербальной канализации оппозиционных системе настроений (гласность) и осуществлена попытка формирования механизма сдерживания настроений неудовлетворенности. Он включал два звена: во-первых, снижение уровня притязаний населения; во-вторых, усилия по расширению возможностей реализации потребностей в разных сферах («ускорение», а затем даже «реформы»).
Однако
ход перестройки показал, что возможности
контроля над массовыми настроениями
в условиях самообновления политической
системы ограничены. Реформы в ситуациях
такого рода порождают значительные массовые
ожидания, резко превышающие возможности
системы удовлетворить их. Вместо стабилизации
настроений идет их плюрализация на основе
теперь уже плохо сдерживаемого системой
всеобщего недовольства, возникающего
по разнообразным причинах. В результате,
появляются признаки капитальной дестабилизации
всей системы, и последняя попадает в зависимость
от ею же инициированных процессов. Попытка
модификации, вызвав нарушение прежней
настроенческой нормативной стабильности
общества, заставляет систему ускорять
процессы обновления под угрозой полной
утраты возможностей управления массовыми
настроениями и дестабилизации социально-политической
жизни в результате разнонаправленного
политического поведения значительных
масс людей. В итоге недостаточно точного
прогнозирования и откровенно неумелого
управления данными процессами, это ведет
к дезинтеграции и краху всей системы.
Глава
3. Способы влияния на
массы со стороны политической
элиты.
Хотелось бы подчеркнуть, что человек в массе – это очень опасное и неуправляемое существо. И, следовательно, привлечение политологии к решению проблемы роли масс в политике и политического поведения масс окажет неоценимую услугу не только политической элите, но и населению всей страны в целом. Потому что, всегда лучше предвидеть и предотвратить возможные массовые эксцессы, чем учиться на «собственной шкуре, долго затем зализывая полученные раны»24.
Понятно, что эта проблема должна рассматриваться, с одной стороны, с точки зрения отношения власти к народу, а с другой стороны – отношения народа к власти.
В основе настроений народа, по Аристотелю, лежат притязания и среди них главное - притязание на равенство. Управление настроениями — это управление желаниями, страстями людей через регулирование возможностей достигать желаемое. Для создания положительных настроений в политике всегда использовались обещания, воодушевлявшие массы и стимулировавшие энтузиазм. Исполнение обещаний (полное или частичное) обычно подкрепляло возникшие настроения. Для разжигания негативных настроений необходимо было продемонстрировать, что кто-то обманывает людей, не давая возможности реализовать свои устремления. Расхождение слова и дела всегда воспринималось людьми как предательство их потребностей, вызывало взрывы отрицательных настроений по отношению к тем, кто их обманывал, кто препятствовал достижению интересов людей.
Ещё одним важным способом, помогающим наиболее успешно манипулировать поведением толпы является прогнозирование. Разумеется, трудно ждать детального описания будущих настроений масс. Важнее другое — понимание механизмов возникновения вероятных в будущем ситуаций и настроений. Оно должно вытекать из анализа тех тенденции и предпосылок, которые наблюдаются уже сейчас. Весь ход рассуждений подводит к тому, что прогнозы настроений должны строиться с учетом пяти основных позиций25.
Во-первых, инвентаризация существующих настроений и установление их направленности. О последней можно судить по степени совпадения или, напротив, рас хождения реальных настроений с нормативно-«общественными». За счет этого настроения делятся на про- и антисистемные. Оценивается и степень социально-психологического единства общности.
Во-вторых, оценка содержания
В-третьих, причины
В-четвертых, стадия развития
настроений в настоящий момент.
Оцениваются степень их
В-пятых, широта охвата, степень
массовости настроений в
Целенаправленный анализ по
Как уже было сказано, знать что «думает народ» – обязательное условие успешной внутренней и внешней политики властных структур. И власть использует самые разные способы, чтобы реализовать эту задачу.
К примеру, при тоталитарных режимах существовали специальные осведомители, которые должны были присутствовать на всех собраниях, а затем составлять устные или письменные отчеты. Доносительство было обязанностью каждого члена партии.
Тем не менее, способы определения настроения народа через осведомительство и корреспонденцию с жалобами и просьбами являются косвенными и достаточно субъективными. Поэтому власть при первой возможности старается пользоваться как явными, так и не явными приемами для опроса общественного мнения. Вообще надо сказать, что свобода опросов, как и сама их гласность, являются показателями существования демократии в обществе.
Основную роль в сборе общественного мнения играют средства массовой информации. Особенно легко реализуемым это стало в современном мире, когда такое широкое распространение получили телевидение и Интернет. Проведение нужных опросов общественного мнения стало не только простым, но даже незаметным.
На всех политических сайтах проводятся самые различные голосования, достаточно поставить в нужном месте точку и нажать на кнопку, и ваше мнение уже сохранено в базе данных. Все широко разрекламированные телевизионные «политические ринги» и самые различные «политические шоу» кроме цели создания общественного мнения служат цели сбора и учета настроения населения.
Но,
конечно, самым главным показателем
настроения народа являются все уровни
выборов властных структур26.
Здесь власть не скупится на траты и привлекает
все свои финансовые и интеллектуальные
ресурсы, как для создания нужного ей общественного
мнения, так и для его оперативного анализа.
После окончания выборов еще долго на
экранах телевизоров, в Интернете и печати
появляются политические комментарии
с анализом результатов прошедших выборов.
Заключение.
В ходе данной работы были достигнуты все цели и задачи. В курсовой работе было дано определение понятию «толпа». Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.
Основные этапы формирования толпы: циркулярная реакция, «процесс кружения», появление нового общего объекта и активизация индивидов через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту.
Так же были выделены виды толпы: по признаку управляемости – стихийная, ведомая, организованная; по характеру поведения людей – окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, экстатическая и действующая. Действующая толпа подразделяется на подвиды: агрессивная, паническая, стяжательная, повстанческая.
Автор в работе указал этапы развития массовых настроений: «брожение», качественное изменение психического состояния масс, появление действительно массовых настроений, «угасание».
Уровни развития настроений: первый уровень – переживания невербального характера; второй уровень – на что люди надеются и готовы выразить вербально; третий уровень — то, что люди готовы отстаивать; четвертый уровень — декларирование принципов, которыми человек «не может поступаться»; пятый уровень — то, что люди привыкли считать своим и ни за что не отдадут.
Функции массовых настроений: сигнальная, психологическая подготовка и формирование массового субъекта потенциального политического действия, инициирование и последующее регулирование массового политического поведения.
Что касается способов, помогающих политической элите лучше влиять на массовые настроения, то среди них особо выделяют игру на притязаниях, прогнозирование и хорошую информированность о настроениях среди народа.
Подводя
итоги, хотелось бы сказать, что массы
играют большую роль в политике. Они являются
своеобразным фундаментом, на котором
базируется вся власть политической элиты.
Именно поэтому массы при определенных
обстоятельствах могут сильно повлиять
на существующую политическую систему
вплоть до её кардинального изменения.
Список используемой литературы.
Информация о работе Характеристики политического поведения толпы