Государственное регулирование процессов на воздушном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:46, реферат

Краткое описание

ответственность государства за высокое качество транспортных услуг для населения реализуется законодательными актами, предоставляющими органам государственной администрации полномочия по установлению норм, которым должны удовлетворять сами транспортные средства и эксплуатанты транспортных средств в интересах обеспечения надлежащего качества их функционирования. При этом особое внимание уделяется проблеме обеспечения безопасности транспортных операций. Более того, органам государственной администрации предоставляются право контроля качества транспортных операций и принятия соответствующих санкций к тем участникам транспортной деятельности, которые не выполняют установленных требований.

Файлы: 1 файл

Реферат. Государственное регулирование процессов на воздушном транспорте.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

В соответствии с требованиями ИКАО по созданию системы государственного регулирования необходимо выполнить два предварительных условия, а именно:

a) включить в основное  авиационное законодательство государства  положение, предусматривающее разработку  и опубликование кодекса аэронавигационных  правил;

b) создать соответствующий  государственный орган, наделенный необходимыми полномочиями для обеспечения выполнения этих правил и называемый полномочным (по Воздушному кодексу РФ – специально уполномоченный орган в области гражданской авиации) органом гражданской авиации.

Выполнение требований ИКАО по государственному регулированию гражданской авиации в Российской Федерации.

Вышеизложенные требования ИКАО в  Российской Федерации реализованы  следующим образом:

В 1997 в Российской Федерации был  принят Воздушный кодекс в статусе федерального закона № 60-ФЗ от 19.03.97. В статье 2 определено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Статьей 24 ВК РФ определено, что государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами.

Более подробно механизм государственного регулирования гражданской авиации в Российской Федерации будет описан в следующей лекции.

 

Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России

(2002-2010 годы)».

 

 

Федеральная целевая  программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848 в соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации, определяющей транспортную политику, этапы и направления ее реализации на период до 2020 года и являющуюся главным инструментом улучшения качества жизни населения, увеличения транзитного потенциала России и успешной интеграции страны в международное экономическое пространство.

Предпосылкой для разработки Программы послужило плачевное положение, сложившееся к началу ХХI в транспортной отрасли, а именно:

Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55-65%.

Финансово-экономические  механизмы, в том числе обеспечивающие воспроизводство основных фондов и инновации, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта.

Транспортные технологии не отвечают современным требованиям  эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, не получили достаточного развития мультимодальные перевозки.

Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного  взаимодействия транспорта с другими  отраслями экономики, что мешает интеграции в мировую коммуникационную систему.

Недостаточно научное обеспечение функционирования и развития транспортной системы.

Помимо указанных общих  проблем имеются также специфические  проблемы развития отдельных видов  транспорта.

В гражданской авиации:

  • парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов;
  • недоиспользуются возможности воздушного пространства Российской Федерации для транзитных полетов воздушных судов зарубежных авиакомпаний;
  • состояние объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры характеризуются значительным износом, особенно объектов, находящихся в федеральной собственности – взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов, светосигнального оборудования;
  • нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта.

Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • задачи социальной направленности (увеличение подвижности населения и снижение безработицы, увеличение качества товаров и снижение стоимости их доставки, увеличение рабочего времени за счет сокращения времени пребывания в пути к месту работы, отдыха, торговым центрам, сокращение смертности вследствие своевременности оказания медицинской помощи и т.д.);
  • повышение конкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализации транзитного потенциала страны;
  • повышение эффективности системы товародвижения;
  • обеспечение гарантированной доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов;
  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Для решения этих задач предусматривается осуществить модернизацию производственной базы транспорта, внедрить новые технологии и виды технических средств, обладающие повышенной безопасностью и экономичностью, повысить эффективность транспортной деятельности.

(Выдержки из доклада Министра транспорта РФ И.Е. Левитина на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ «О ходе реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» 21 сентября 2005 года)

Анализ выполнения целевых и объемных показателей Программы показал, что по ряду подпрограмм наблюдается перевыполнение, по другим - существенное отставание от заданий Программы. Основная причина невыполнения заданий – недофинансирование мероприятий из средств субъектов Федерации и внебюджетных источников.

Произведенная в последние  годы реформа налоговой системы  привела к сокращению поступлений  в бюджеты субъектов Российской Федерации. В то же время их сфера  ответственности за функционирование и развитие транспортной системы отнюдь не сократилась.

Низкий уровень выполнения предусмотренных Программой показателей  финансирования из внебюджетных источников, прежде всего, является следствием произошедшего  уже после утверждения Программы  пересмотра инвестиционных программ крупнейших транспортных организаций – предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, гражданской авиации, морских пароходств и других. Видимо следует также признать и то, что задания Программы были недостаточно согласованы с реальным инвестиционным потенциалом организаций транспорта и объективными возможностями привлечения внебюджетных средств с помощью кредитов и другими способами.

О корректировке  Программы. Изменившиеся социально-экономические условия, переход работы транспортного сектора с отраслевого принципа к функциональному управлению по конечным результатам потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации. В декабре 2003 года Правительством Российской Федерации была одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации, определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации на период до 2020 года. Во исполнение поручения Правительства осуществлена корректировка Программы в соответствии с положениями Транспортной стратегии и Посланием Президента России Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года, с учетом осуществляемых административной и бюджетной реформ, а также итогов реализации Программы в 2002-2004 годах.

Повышенное внимание в ходе корректировки  было уделено показателям результативности Программы. С учетом накопленного опыта  более совершенной стала система  управления реализацией Программы.

Структурно откорректированная Программа  состоит из 7 подпрограмм, сформированных по отраслевому и функциональному признакам.

В откорректированной Программе с  учетом новых поручений Президента и Правительства Российской Федерации, реализацию подпрограмм "Внутренний водный транспорт", "Безопасность дорожного движения", "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования", "Информатизация" и "Международные транспортные коридоры" предусматривается завершить в 2005 году.

В соответствии с решениями Правительства  Российской Федерации в состав Программы  включена новая подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг", предусматривающая реализацию комплексных масштабных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства.

Реализация подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" обеспечит  согласованное развитие объектов транспортной инфраструктуры, повысит конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг, позволит получать дополнительные доходы в размере более 6 млрд. долларов США в год.

Среди проектов, включенных или запланированных к включению в подпрограмму можно отметить: создание крупного европейско-азиатского мультимодального транспортного узла на базе аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге и другие проекты.

В целом модернизация транспортной системы позволит создать дополнительные рабочие места для более, чем 200 тыс. человек в транспортной отрасли и обеспечить работой более 2 млн. человек в смежных отраслях экономики - машиностроении, строительстве и др.

Для дальнейшего развития инструментов Транспортной стратегии планируется расширить Программу за счет включения нового блока «Общественный транспорт», направленного на развитие современного городского пассажирского транспорта, где особое место отводится развитию метрополитенов и развитию междугородных пассажирских перевозок.

Большой эффект должно дать расширение хорошо себя зарекомендовавшей в  предыдущие годы практики государственной  поддержки обновления парков транспортных средств – субсидирования процентных ставок по кредитам и лизинговых платежей на воздушном, морском и речном видах транспорта.

Важным условием модернизации транспортной системы является подготовка кадров. В этой связи необходимо с удовлетворением  отметить решение о закреплении  в ведении Минтранса учебных  заведений, осуществляющих подготовку специалистов для отрасли.


Информация о работе Государственное регулирование процессов на воздушном транспорте