Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:37, доклад
Две характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики. Во первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти снижать стохастичность, степени случайности в социальном развитии и человеческом поведении, «делать случившимся то, что не должно было случиться», а ведь именно в управлении – важнейшее назначение политики.
Ресурсы Политической власти.
Две характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики. Во первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти снижать стохастичность, степени случайности в социальном развитии и человеческом поведении, «делать случившимся то, что не должно было случиться», а ведь именно в управлении – важнейшее назначение политики. Во-вторых это, конечно ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто этой властью обладает, наделяющая их возможностью осуществления своей воли вопреки сопротивлению других людей. Поскольку в сфере политики происходит постоянное борение различных интересов, присутствует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, она и реализуется во властной форме.
Ресурсы
Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.
Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.
Функции политической власти.
Функции политической власти, или ее общественное предназначение, состоит в том, что она есть, во-первых, инструмент поддержания целостности сообщества и, во-вторых – средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповых и общих интересов. В этом выражаются основные функции политической власти. Другие ее функции (например, руководство, управление, координация, организация, посредничество, мобилизация, контроль и т. п.) имеют по отношению к указанным двум подчиненное значение.
Функции возникают, формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений. Забота о сохранении социальной целостности () всегда находится в центре внимания и усилий политической власти, причем реализуется она не неким альтруистическим способом (при забвении собственных интересов), но именно в ходе реализации потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп. Условием оптимального сочетания властных функций служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышение над ними. Важнейший признак подобной автономии – преобладание интересов государства в случае конфликта с интересами экономически и политически господствующего класса.
Только при соблюдении такого условия политическая власть оказывается способной выполнить другую задачу – осуществление регулирования социальных отношений, поддержание стабильности функционирования социального организма, обеспечение сочетания разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга. Так, ее важнейшей функции служит не диктат и не вмешательство в производство и тем более не детальная регламентация потребления, а именно поддержание необходимых для общества пропорций в отношениях межу ними.
В ходе регулирования социальных отношений политическая власть прибегает как к стимулированию, поощрению одних действий и явлений, так и к подавлению, ограничению других применяя для этого разнообразные инструменты: льготы, санкции, формы давления (административные, экономические, психологические) и даже репрессии. Ясно, что уровень ее цивилизованности, приемлемости для общества определяется теми ограничениями (прежде всего правовыми) которые на нее тем же обществом наложены и которые она сама на себя налагает.
Функции
управленческая
интегрирующая (интеграция общественных интересов)
мотивационная
мобилизационная
контролирующая (обеспечение правопорядка)
культурная
Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.
Эффективность политической власти
Особенностью политической власти является ее элитарный характер. Она осуществляется слоем, составляющим в обществе незначительное меньшинство. Конечно же, придя к власти, овладев государственным механизмом, политическая элита получает доступ ко всем перечисленным выше ресурсам власти. Но как она воспользуется ими, в немалой степени зависит от ее собственных качеств – сплоченности, способности входящих в нее людей к лидированию и управлению, наличия в их собственной среде полноценных источников власти всех типов. Этим, наряду с наличием ресурсов власти в самом обществе, также определяется мера влияния элиты на общественные процессы, эффективность власти. Как оценить эту меру?
Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Это – достаточно очевидный и поддающийся наглядной оценке критерий. В российской политологии такое понимание эффективности власти является преобладающим.
Но если критерием эффективности власти избрано достижение цели, то следует признать эффективной и власть, для общества разрушительную, если только разрушение является сознательно поставленной целью. Для властвующего субъекта это звучит нормально. В обществе же судят иначе. До тех пор пока данная власть хоть в малейшей степени служит людям символом их идентичности с обществом, пока органы власти в глазах большинства олицетворяет страну, − ее действия, идущие вразрез с интересами этого общества, воспринимаются как ошибки, как неэффективность.
Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти, как и управления в целом, является сохранение и развитие, адаптация всей системы – в этом случае политической власти – общества. Поэтому наряду с эффективностью целедостижения следует иметь в виду и эффективность сохранения и развития общества – эффективность по предназначению.
По отношению к эффективности политической власти по ее предназначению, т. е. сохранению и развитию общества, все иные цели имеют подчиненное, второстепенное значение. Понимание этого является одним из основных показателей степени зрелости политической элиты. И общество, в конечном счете, оценивает эффективность политической власти именно по этому критерию.
В первом приближении для простых людей власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, выражающееся в повышении уровня и качества их повседневной жизни. На более глубинном уровне власть оценивают по предоставляемой ею возможности самореализации для каждого. Выражается эта оценка в различных проявлениях степени доверия к субъектам власти, в том числе на выборах.
Таким образом, проблема эффективности оказывается напрямую связанной с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса – добровольного согласия на то основной части населения.