Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:50, реферат
Наличие вины (culpa), т.е некоторого субъективного отношения предполагаемого преступника к наказуемому действию, признавалось в римском праве обязательной принадлежностью формирования уголовной ответственности. Без вины наказание не должно было следовать и, по-видимому, в целом отсутствовала общая квалификация события как преступника – Sine culpa non est aliquis puniendas. Содержание вины, т.е то , что рассматривалось в ее качестве, как формы принимались уголовным правом, характеризовалось в римской юриспруденции существенными особенностями.
Введение 2
Глава 1. Возникновение и развитие понятия вины в римском частном праве
1.1 Понятие вины в частном праве 3
1.2 Форма и степень вины 6
1.3 Ответственность за совершенное деяние 9
Глава 2. Понятие и форма вины в римском уголовном праве
2.1 Понятие вины в уголовном праве 12
2.2 Виды и элементы вины 14
Заключение 18
Список используемой литературы
Ответственность без вины должника на основании закона по римскому частному праву могла иметь место при custodia по отношению:
a) к движимым вещам;
b) к занятию определенной
По отношению к движимым вещам выделяют два вида custodia: объективная и субъективная.
Кто отвечает за объективную custodia, тот отвечает только за собственную вину; напротив, отвечающий за субъективную custodia обязан постоянно лично охранять вещь, отсюда следует, что он отвечает и за чужую вину и за обычный случай (в отличие от vis major, непреодолимой силы). Автором изложенного понятия ответственности за субъективную custodia был известный романист конца 19 века Ю. Барон. Согласно преторскому эдикту de nautis, cauponibus, stabulariis портной, принимающий платье в починку или утюжку, отвечал за сохранность вещи (Институции. Гай. Ill, 305). Такую же ответственность несли судовладельцы и хозяева гостиниц за сохранность вещей пассажиров и постояльцев (D.44.7.1.4), если только эти вещи не пропали или были повреждены по вине самих путешественников или хозяев груза или вследствие непреодолимой силы (vis major).
М.Х. Хутыз отмечал, что «социальная ценность понятия custodia состоит также и в том, что оно является формирующим элементом положения об ответственности должника независимо от его вины, т.е. об ответственности за случай (casus)».
Случайным вредом (casus) назывался вред, произошедший помимо воли должника или третьего лица.
Случай мог быть двух видов:
1. Простой случай (casus);
2. Непреодолимая сила (casus major).
Простым назывался преодолимый случай. Примером такого случая может быть вред, причиненный мышами, или нападением слабоумного человека.
К непреодолимой силе относились:
a) непреодолимое проявление
b) тленность и смертность всего
материального, в частности
c) насильственные действия
По римскому праву должник отвечал за «целость» (сохранность) чужой вещи, в том числе и за действия третьих лиц в отношении этой вещи (custodia rei), в случаях:
а) принятия им возмездно на сохранение вещей в его склад в качестве его хозяина;
б) принятия им в качестве корабельщика или хозяина гостиницы или постоялого двора груза или вещей путешественников;
в) принятия им вещей в качестве поклажепринимателя, или закладопринимателя, или даже и рабочего;
г) принятия им вещей как лицом,
ведущим чужие дела без поручения.
Впрочем, в указанных случаях
договором допускалось как
Глава 2. Понятие и форма вины в римском уголовном праве
2.1 Понятие вины в уголовном праве
Наличие вины (culpa), т.е. некоторого
субъективного отношения
Различение того или другого отношения виновного субъекта преступления к своему проступку сформировалось еще в рамках понтификальной юрисдикции и тех критериев, которыми руководствовались жрецы в наказании тех, кто рассматривался нарушителем общественно религиозных порядков. (Во вне религиозном уголовном правоприменении изначально было абсолютно неважным отношение виновного субъекта к содеянному: главное заключалось в том, что было совершено, кем и при каких обстоятельствах.) Нарушения религиозных церемоний, процессий т.п. подразделялись на важные и на менее важные, извинительные.
Подразумевалось, что важные
проступки совершены с
Исторически сложилось так, что и древнейшее,
и развитое римское право исходило из
того, что для наказуемости действия обязательно
наличие в нем умышленности. Действия
неумышленные, т.е. совершенные по неосторожности,
непредусмотрительности, случайные и
т.п. квалификации как уголовные преступления
не подлежали (что, однако, не означало,
что эти действия не будут рассматриваться
как частноправовые деликты, поскольку
понимание вины в уголовном и частноправовом
смысле значительно разнилось). Вследствие
этой общей предпосылки в римском праве
сформировалась единственная форма уголовной
вины — только в виде преступного умысла, злостного
умышления (dolus). Хотя при отдельных ситуациях
допускалось, что само по себе действие
по природе своей, sui generis, будет караемо,
но в этих случаях презюмировалось наличие
dolus, выражавшегося в изначальной преступной
наклонности индивида к пренебрежению
общественными требованиями. Однако и
содержание, и конструируемые подвиды
этого «злостного умысла» также были другими,
нежели те, что рассматривались в качестве
основания для ответственности в частном,
деликтном праве (см. VII.2).
2.1 Виды и элементы вины.
Категория «злостного умышления»
(dolus) как главенствующей формы виновности
содержательно и
Состояние виновности подразумевало некоторые
внутренние элементы, которые специально
не квалифицировались, но наличие которых
было необходимо существенным для обоснования
уголовной ответственности. Уголовная
вина означала
В древнейшем римском, а затем
и в древнем германском праве,
при господстве так называемого
объективного принципа, ответственность
обосновывалась исключительно реальными
последствиями деяния. Понятие Неосторожности
стало вырабатываться тогда, когда
сложилось понятие о вине (см.)
Признание наказуемой вредной
направленности воли обусловило в римском
уголовном праве наличие ряда
ситуаций, когда уголовной реакции
подлежали действия, не характеризуемые
безусловно наличием умысла в виде
dolus или иных подвидов. Так, подлежали
уголовной ответственности врач
за неудачное врачевание (в этом
усматривалось нарушение им своих
обязанностей), лица, покушавшиеся на добрые
нравы или интересы государства
(святотатство, подделка монеты). В этих
случаях ответственность
Заключение
Таким образом, подытоживая,
можно сказать, что хотя римское
частное право не содержало определения
общего понятия вины, зато в нем
детально были разработаны умысел как
форма вины, а также грубая и
легкая вина как степени неосторожности.
Римские юристы заложили возможность
гражданской ответственности
Достижения цивилистической
мысли о вине римских юристов-классиков
были в полной мере реципированы гражданским
правом стран континентальной Европы,
заметное влияние эти достижения оказали
и на дореволюционное гражданское право
России.
Список используемой литературы