Демографические процессы и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:32, реферат

Краткое описание

Естественной основой демографического положения в Украине является народонаселение. Роль его как основы общественного производства заключается в том, что оно выступает потребителем материальных благ и тем самым предопределяет развитие отраслей, которые ориентируются в своем размещении на потребителя. Однако самой важной характерной чертой народонаселения является то, что оно является естественной основой формирования трудовых ресурсов, самого главного элемента производительных сил, играют решающую роль как фактор размещения трудоемких отраслей хозяйства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Численность населения регионов и стран мира………………………….5
1.1 Динамика численности населения……………………………………….5
1.2 «Демографический взрыв»……………………………………………….7
1.3 Гипотеза Мальтуса………………………………………………………..9
1.4 Теория демографического перехода……………………………………..9
1.5 Демографическая характеристика Южного и Северного регионов….11
2. Демографическая политика………………………………………………13
2.1 Международная федерация планирования семьи……………………..13
2.2 Демографическая политика развитых стран…………………………..14
2.3 Демографическая политика развивающихся стран…………………..15
2.4 Мировой демографический гигант Индия…………………………….16
2.5 Сравнительная характеристика демографической политики Китая и Германии……………………………………………………………………………18
3. Главные направления демографической политики Украины………….22
Заключение………………………………………………………………..…28
Список использованной литературы……………………………………….29

Файлы: 1 файл

демографические процессы и политика.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

2.4 Мировой демографический гигант Индия

 

      Взять к примеру мировой демографический  гигант Индию, которая начала свои экономические  реформы десять лет назад. При  умеренном темпе реформ, несмотря на менее потрясающий эффект на первом этапе, в настоящий момент Индия cовершает исторический "прорыв". В первом десятилетии 21-го века вполне вероятно ожидать удвоение среднего дохода на душу населения в Индии, а также колоссальное повышение роли этого государства в глобальной экономике. Демографический профиль страны меняется в правильном направлении. На протяжении довольно долгого времени у Индии был имидж государства с большим темпом прироста населения, высокой рождаемостью, высокой детской смертностью и опасностью голода. В самом деле, в 20-ом веке население выросло в пять раз - с 200 млн. до 1 млрд. Причина этого - массовая неграмотность и высокая детская смертность; многодетность (в среднем шесть детей в семье) - это вынужденный путь продолжить род в расчете на то, что хотя бы часть детей доживет до зрелых лет. Интенсивный рост населения подрывал экономическое развитие Индии. Не существовало возможности инвестировать в достаточной мере в образование и здравоохранение для каждого новорожденного. Ситуация меняется за счет популяризации грамотности матерей, улучшения в медицинском обслуживании и применения новейших медицинских технологий. Более того, среднее количество детей, в расчете на семью, уменьшается, что означает прогресс в качестве образования каждого ребенка. В результате рождаемость сократилась (сейчас среднее количество детей в семье в большей части Индии - три, и в некоторых регионах даже меньше двух). Рост населения замедляется; качество образования на единицу населения повышается; средний возраст населения также повышается, что, в свою очередь, влияет на увеличение среднего дохода на душу населения. При правительственной поддержке здравоохранения и семейном планировании эти показатели были бы еще эффективнее.

      Однако  демографический переход начался  ещё далеко не во всех молодых странах. Вне этого процесса пока остаётся большинство Африканского континента, в Азии - Бангладеш, Пакистан, Иран, Непал и Бутан, а также нефтедобывающие арабские страны. Среднегодовой прирост населения в них остаётся всё ещё достаточно высоким (около 30).

      Вероятно, пройдёт не мало времени, прежде чем всё население этих стран осознаёт необходимость проведения демографической политики.

      Каковы  же эти пути активизации демографической  политики развивающихся стран, направленной на снижение темпов роста населения?

      Во-первых, это совершенствование пропаганды целей новой демографической политики через всевозможные каналы массовой информации. Особенное значение имеет просветительская работа среди верующих, с тем, чтобы церковь изменила свои установки на высокую рождаемость. Во-вторых, это распространение противозачаточных средств и повышение их эффективности.

2.5 Сравнительная характеристика  демографической  политики Китая  и Германии

 

      Сравним демографическую политику двух стран - представителей двух частей света  Китай и Германию. Эти страны с  совершенно противоположными проблемами.

      Имея  самое многочисленное население  в мире, КНР в течение всего  периода своего существования и, особенно в последние десятилетия  испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое  развитие страны.

      Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х годов с тех пор демографическая политика, ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды “активности" и “спада” во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны.

      Для осуществления контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд законов и правительственных постановлений. С первого января 1981 года вступил силу новый закон о браке, который предусматривает повышение возраста вступления в брак с 20 до 22 лет для мужчин и с 18 до 20 лет для женщин, а также положения относительно ограничения рождаемости.

      В настоящее время однодетная семья  рассматривается китайским руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации воспроизводства  населения. Однако исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется на менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует, и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого - участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей - 51%, 3-х и более - 44%.

      В противоречие с осуществлением политики однодетной семьи вступает и введение системы производственной ответственности. Закрепление отдельных участков земли за отдельными семьями способствует заинтересованности крестьян в увеличении размеров семьи, особенно за счет мужских рабочих рук. При таких формах организации сельскохозяйственного производства рост материального благосостояния создает условия для содержания большего количества детей, что приводит к закреплению традиций многодетности, характерных для Китая. В китайской печати признается, что система производственной ответственности “нанесла удар по планированию рождаемости”.

      Изменения в естественном движении населения (существенное снижение рождаемости, уменьшение смертности и естественного прироста населения) стали проявляться особенно заметно в 70-х - начале 80-х годов. Тем не менее, удержание численности населения к 2000 году на уровне 1,2 млрд. человек, согласно планам китайского руководства, не предоставляется возможным. По данным треть населения КНР приходится на возрастную группу от 10 до 23 лет, что может привести в ближайшие годы к “новому буму деторождения”. Если каждая новая семья будет иметь 2-х детей, то к 2000 году родится почти 400 млн. человек и общая численность населения превысит 1,3 млрд. человек.

      В настоящее время в Германии отличается низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий смену поколений. Снижение рождаемости  в Германии в 1978г. достигло уровня, никогда  ранее не отмечавшегося ни в одной  стране мира (9,4 родившихся на 1000 человек). Демографические показатели говорят о неблагополучии в стране. Германия ведет политику поощрения рождаемости. Правительство ФРГ в 1974 г. разрешило распространение контрацептивных средств и сняло ограничения на аборты в первые три месяца беременности, однако в начале следующего года верховный суд страны признал неконституционным разрешение абортов "по желанию" и ограничил право на них только "медицинскими показаниями" или другими чрезвычайными обстоятельствами. В наше время в Германии принята сложная система поощряющих мероприятий демографической политики, которая делится на три основные группы: Семейные пособия и надбавки; Пособия при родах; Жилищные льготы.

      Рассматриваемые нами две страны, как было уже  подчеркнуто, ведут противоположную  демографическую политику. Это связано, прежде всего, с тем, что в данных странах имеют место совершенно различные проблемы. В Китае численность населения с каждым годом увеличивается довольно быстрыми темпами, поэтому основные ударения делаются на снижение рождаемости, на четкое планирование семьи: "Одной семье - один ребенок!". В Китае семья, имеющая больше одного ребенка не получает пособий и льгот, тогда как семья, имеющая одного ребенка располагает различными преимуществами. В Германии - наоборот: семья, имеющая больше одного ребенка имеет ряд льгот, которые позволяют, например, работать одному члену семьи, и несмотря на это, жить в полном достатке.

      Огромное  население придает всем проблемам  в Китае масштабность, глубину, необычайную  остроту и настоятельность. Трудно управляемый рост населения в значительной степени вносит элемент стихийности и в развитие общественного производства. Сейчас становится очевидным, что, не добившись стабилизации численности населения, невозможно достичь заметных результатов в решении других социально-экономических проблем.

      Превышение  смертности над рождаемостью является центральным вопросом демографической  политики в Германии. Это вопрос нужно решать, пересмотрев социально-экономическую  ситуацию в стране. Он становится актуальным для ряда стран, и это может иметь весьма неблагоприятные последствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Главные направления демографической политики Украины 

        Социально-экономическая перестройка  общества в Украине вызвала  острые проблемы. Их решение предполагает  разработку научно обоснованной комплексной программы преодоления демографического кризиса, которая бы охватывала не только вопросы простого воспроизводства населения, но и его развития в широком социальном контексте.

      В первоочередном порядке необходимо разработать современную идеологию демографического развития Украины, которая объединяла бы объективный анализ реалий с научно обоснованными целями и задачами. В этой связи следует усилить научные разработки в области демографических и гендерных исследований, их финансовую поддержку, а также пропаганду соответствующих научных знаний.

      В условиях значительного снижения рождаемости, роста смертности и ухудшение  здоровья необходимо приложить максимальные усилия для сохранения населения  Украины. Это должно быть основным содержанием демографических стратегий государства сегодня.

      При ограниченных финансовых возможностях, а также упадке системы социальной защиты основное внимание и поддержка  должны быть направлены на решение  проблем, непосредственно влияющих на уровень заболеваемости и смертности населения и, в частности, детей и женщин.

      В связи с этим необходимо реформировать  систему здравоохранения, на которой  негативно сказались изменения  социально-экономических условий, а  также увеличить ассигнования на развитие этой сферы. Тем более что в условиях стремительного старения населения потребность в средствах на здравоохранение и социальное обеспечение пожилых людей постоянно растет.

      Вопрос  пропаганды средствами массовой информации здорового образа жизни должно рассматриваться как одна из главных целей стратегии укрепления здоровья и продления полноценной жизни и включать следующие аспекты:

      - Передача знаний о профилактике  заболеваний и забота о здоровье  как населения в целом, так  и конкретных групп риска, например  подростков;

      - Усвоение и применение знаний  соответствующими адресатами с  тем, чтобы добиться изменений  в поведении людей, злоупотребляющих  курением, алкоголем и наркотиками;

      - Развитие различных форм заботы  о собственном здоровье.

      В условиях, когда женщины составляют большинство среди тех, кто освобождается от производства, и меньшинство среди трудоустроенных, необходимо на практике обеспечивать их право на труд в сочетании с выполнением материнской функции. Речь идет, во-первых, о профилактических мерах, направленных на рационализацию труда женщин, которые осуществляются на государственном уровне и имеют долговременный характер. Во-вторых, об активной политике на рынке труда, направленной на уменьшение безработицы среди женщин, более полный учет их профессионально-квалификационного состава, предоставление возможностей переподготовки и трудоустройства в конкретных условиях.

      Население должно быть социально защищенным, а специфическая демографическая  политика должна усиливаться мерами государства по выходу из экономического кризиса. Однако суверенность личности несовместима с социальным, а тем более государственным патернализмом, которым была проникнута демографическая политика в СССР. Государство должно обеспечивать социальную защиту своих граждан, но не превращать их в иждивенцев. Высшая цель такой политики - добиться, чтобы как можно меньшая часть населения зависела от общественной благотворительности.

      Это в свою очередь предполагает совершенствование  условий реализации трудового и  духовного потенциалов населения, его эффективное включение в общественное разделение труда, наращивания усилий по приумножению общественного благосостояния. Этому могут служить мероприятия по обеспечению занятости населения - создание новых рабочих мест, обучение и переквалификация трудоспособных, особенно в тех отраслях общественного производства, где ожидается больше всего безработица.

Информация о работе Демографические процессы и политика