Бюджетно-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:45, доклад

Краткое описание

Эпоха конца XVII – начала XVIII вв. – великая эпоха реформ и преобразований. В этот период на российском престоле был великий царь-реформатор Петр Алексеевич Романов – великий монарх Петр I (1672-1725 гг.).
Петр стал царем в 1682г. в возрасте 10 лет, но регентом была старшая сестра Софья. Лишь в 1689г., после удаления Софьи в монастырь, Петр стал полноправным царем России. А в 1721г. – первый император Российской империи.
В 1689 году Россия была отсталой страной, на века отставшей от Европы почти во всех о

Оглавление

Введение
Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья
Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I
Налоговая политика 1695 – 1715 гг.
Налоговая политика 1715 – 1725 гг.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Подушная система налогообложения и налоговые реформы Петра Великого).docx

— 44.49 Кб (Скачать)

     Введение  подушной подати и проведение ревизии  способствовали закреплению людей  на тех местах, где их застала  перепись. Таким образом, введение подушной подати способствовало дальнейшему  развитию крепостнических тенденций  в стране. Эта реформа привела  также к консолидации двух основных групп податного населения –  крестьян и посадских людей, ликвидации многих мелких сословий, входивших  в состав этих групп.

     После введения подушной подати доходы бюджета  резко возросли: с 6,5 млн. руб. в 1723г. до 8,5 млн. руб. А с 1680 по 1724 г. сумма доходов бюджета возросла в 5,8 раза.

     В подушной подати можно выделить следующие  недостатки:

  • раскладка подушной подати проводилась по спискам переписи, которая проводилась раз в несколько лет. Поэтому в списках оказывались умершие, беглые, рекруты, за которых платили члены общины.
  • Подушную должны были платить инвалиды, нетрудоспособные, она взыскивалась также с детей, начиная с грудного возраста.
  • Не учитывалось имущественное положение.
  • Размер подушной подати оказался слишком большим.
  • Введение подушной подати не привело к ликвидации других платежей, как задумывалось раньше.

     Введение  подушной подати стало одним из главных  преобразований эпохи петровских реформ. В течении почти полутора веков  до отмены крепостного права в  1861 г. подушная подать составляла основу налоговой системы России.

     Средства  от подушной подати направлялись главным  образом на содержание армии, что  составляло львиную долю расходов бюджета. Для финансирования других потребностей государства привлекались иные источники, в том числе косвенные налоги и пошлины. В конце правления  Петра I происходит существенные перемены и в этой сфере. С введением подушной подати значение этих сборов значительно снизилось. Посредством таможенного сбора можно было регулировать потоки товаров, защищать интересы отечественной торговли и промышленности от иностранной конкуренции. Первый таможенный тариф в России был принят по указу Петра I в 1724 г. Он устанавливал высокие заградительные пошлины (до 75% с цены) на импорт товаров, производство которых уже имелось в России. Тем самым эти отрасли защищались от конкуренции иностранных производителей и товаров. Товары, производство которых имелось в России, но нуждалось в защите от иностранных конкуренций в меньшей степени, облагались при ввозе покровительственными и умеренно-покровительственными пошлинами в 50% (бархат, игральные карты) и 25% (чулки, писчая бумага, шерстяные ткани). Для поощрения экспорта с товаров взималась пошлина всего в 3%. Но и при этом правительство не забывало о фискальных интересах страны. Сумма внешнеторговых пошлин со всего товарооборота, рассчитанная по Тарифу 1724 г., была в 2,3 раза выше, чем сумма пошлин, рассчитанная на прежних основаниях. Высокие пошлины на импортные предметы роскоши вели к тому, что привозившие их иностранные купцы затем учитывали эту пошлину в продажной цене. Богатые покупатели этих вещей в России могли заплатить за эти вещи большую цену, что выглядело как своеобразный налог на роскошь, который казна получала с продавцов этих товаров, иностранцев. Однако высокий уровень пошлин по Тарифу 1724 г. вызвал жалобы иностранных купцов, которых поддерживали и их русские партнеры. Система внутренних таможенных пошлин после отмен в 1714 г. так называемых новоуравнительных пошлин оставалась при Петре в целом неизменной. Таможенники руководствовались еще и Новоторговым уставом, изданным еще в 1667г.

     С введением подушной подати, которая  шла на армию, флоту предназначались  именно таможенные доходы.

     Введение  подушной подати позволило упразднить и некоторые косвенные сборы, установленные в период крайнего напряжения бюджета в 1704 – 1705 гг. В  1724 г. были отменены сборы с промышленных людей, с пчеловодства, с крестьянских бань и некоторые другие. Из введенных налогов Петром I сохранились гербовый сбор и пошлина за ношение бороды.

 

      Заключение

 

     Крупномасштабные  государственные преобразования в  России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672 – 1725). Петр предпринял усилия для подъема производственных сил, видя в этом необходимые условия  укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили  новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились  новые орудия производства и новые  приемы труда во всех отраслях хозяйства. Страна покрывалась сетью заводов  и мануфактур.

     Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины.

     Промышленное  развитие требовало совершенствование  торговли. Торговлю затрудняло состояние  путей сообщения, это очень заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы  каналов. При нем был прорыт канал, соединявший реки Уну и Тверцу3, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали  немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные  войны. Реорганизация армии, строительство  флота требовали все новых  и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены  военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку  драгунских лошадей; также вводились  и другие налоги. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанность  которых «сидеть и чинить государю прибыль», т.е. изобретать новые источники  доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков – десятая часть дохода от их найма, налог с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с  арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и  другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была введена пошлина на бороды и усы.

     В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения  – переход к подушной подати. Напомню, что до 1679г. такой единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая  сошным письмом. С 1679 такой единицей становится двор. Немедленно возник способ уклонения от налогов: дворы родственников, а иногда и соседей стали объединять. Прибыльщики предложили перейти  от подворной системы обложения  к поголовной, единицей обложения  стала вместо двора мужская душа.

     В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до1724 г. Размер подушной подати определили следующим образом: расходы на содержание армии в 4 000 000 руб. возложили на крестьян. Получилось по 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское население, получилось 1 руб. 20 коп.

     В то же время Петром был принят ряд  мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку  налоговых тягот.

     Давали  доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, ледоколы, публичные  бани и др.

     Петр  реорганизовал управление финансами. Вместо многочисленных приказов, едавших  доходами и расходами, были учрежден Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегия.

     Доходы  государства постоянно росли. В  1710 г. они составили 3 134 000 руб., в 1722 г. – 7 859 833 руб., в 1725 г. – 10 186 707 руб. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами.

     В итоге финансовых мероприятий Петровской эпохи, развившей до высших пределов напряжение платежных сил страны на службе государству, общий доходный бюджет получил в последний год  царствования (по росписи 1724 г.) следующий вид: Прямые налоги (подушные и ясак) - 4 731 051 рубль (55,5%). Косвенные налоги - 2 128 622 рубля (24,9%). Регалии (монетная, соляная и почтовая) - 895 187 рублей (10,5%). Оброки с государственных имуществ и промысловые сборы регального происхождения - 474 562 рубля (5,6%). Пошлины - 150 065 рублей (1,8 %).

     Сборы, не распределенные по рубрикам - 147 073 рубля (1,7%). Итого - 8 526 560 рублей (100%).

 

                                Список литературы

 
  1. А.Г Коломиец. Финансовая политика Петра Великого./ А.Г Коломиец // Финансы. – 1996. - №5. –  с.54-61.
  2. История России [электронный ресурс] // http:// bibliotekar.ru
  3. Налоговая реформа Петра Первого [электронный ресурс] // http:// spb-tei.ru
  4. Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.
  5. Петр Первый [электронный ресурс] // http:// wikipedia. Ru
  6. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX – XX вв.: учеб.пособ. / Н.Е. Петухова. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 416 с.
  7. Содномова С.К. Теория и история налогообложения: учеб.пособ. / С.К. Содномова. – Иркутск: изд-во БГУЭП, 2008. – 148 с.
  8. Толкушкин А.В. История налогов в России: учеб.пособ. / А.В. Толкушкин. – М.: «Юристъ», 2001. – 432 с.
  9. Петр Великий [электронный ресурс] // http:// www.monarchs.narod.ru/Petr.htm
  10. Русская история [электронный ресурс] // http://bibliotekar.ru/rusKluch/68.htm

Информация о работе Бюджетно-правовые нормы