Бюджетно-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:45, доклад

Краткое описание

Эпоха конца XVII – начала XVIII вв. – великая эпоха реформ и преобразований. В этот период на российском престоле был великий царь-реформатор Петр Алексеевич Романов – великий монарх Петр I (1672-1725 гг.).
Петр стал царем в 1682г. в возрасте 10 лет, но регентом была старшая сестра Софья. Лишь в 1689г., после удаления Софьи в монастырь, Петр стал полноправным царем России. А в 1721г. – первый император Российской империи.
В 1689 году Россия была отсталой страной, на века отставшей от Европы почти во всех о

Оглавление

Введение
Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья
Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I
Налоговая политика 1695 – 1715 гг.
Налоговая политика 1715 – 1725 гг.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Подушная система налогообложения и налоговые реформы Петра Великого).docx

— 44.49 Кб (Скачать)

                                        Содержание

 

Введение

Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья

Изменения в  налогово-таможенной политике при Петре I

Налоговая политика 1695 – 1715 гг.

Налоговая политика 1715 – 1725 гг.

Заключение

Библиография

 

      Введение

 

     Эпоха конца XVII – начала XVIII вв. – великая  эпоха реформ и преобразований. В  этот период на российском престоле был  великий царь-реформатор Петр Алексеевич Романов – великий монарх Петр I (1672-1725 гг.).

     Петр  стал царем в 1682г. в возрасте 10 лет, но регентом была старшая сестра Софья. Лишь в 1689г., после удаления Софьи  в монастырь, Петр стал полноправным царем России. А в 1721г. – первый император Российской империи.

     В 1689 году Россия была отсталой страной, на века отставшей от Европы почти  во всех областях. Городов в ней насчитывалось гораздо меньше, чем на Западе. Процветало крепостное право – число крепостных увеличивалось, а их человеческие права попирались. Россию миновали и Возрождение, и Реформация. Духовенство было невежественным, литературы почти не существовало, математика и другие науки игнорировались или презирались. В отличие от Западной Европы, где Ньютон недавно написал свои «Начала», где расцветали литература и философия, Россия была почти средневековой.

     Итак, Петр получил в наследие целый  комплекс начинаний в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Их принято называть предпосылками преобразований Петра. В эти преобразования Петр отдал  весь свой незаурядный талант, темперамент, упорство одержимого, отвагу, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все  сферы жизни страны и намного  ускорил развитие начал, полученных в наследие.

     Петр  многое сделал для России: развитие промышленности и торговли; рост городов  и строительство первого русского флота; реорганизация на западный манер  армии; реорганизация (частичная) православной церкви. Основание независящих от церкви школ, развитие науки, модернизация русского алфавита, появление первых газет. После успешных походов на Азов Петр обеспечил стране выход к Черному морю. Победа в войне со Швецией обеспечила России выход в Балтийское море, и русские территории пополнились новыми странами. Основание нового города Санкт-Петербурга, в последствии ставшего столицей России.

     На  эти и другие преобразования и  нововведения незаурядного таланта, темперамента и других человеческих качеств мало. Нужна большая финансовая база. Чего до Петра не было. Петру предстояло провести реформы не только в политической, культурной и социальной сферах страны. Но нужна была реформация и налоговой  политики государства.

     Для начала раскроем, что такое налоговая  политика. Налоговая политика –  это система мероприятий проводимых органами власти и управления, определяющая целенаправленное применение налоговых  законов1.

     Предметом исследования являются изменения в  налогово-таможенной политике при Петре I.

     Цель  курсовой работы: изменение в налоговой  политике в период правления Петра I.

     В своей курсовой работе я хотела бы рассмотреть налоговую политику конца XVII - XVIII в.

 

      Российские налоги: от Древнерусского государства  до Средневековья

 

     Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела был сначала  нерегулярный, а затем все более  систематический прямой налог. Князь  Олег (879-912), утвердившись в Киеве, занялся  установлением дани с подвластных  племен.

     Дань  взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские  дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам  печально закончилась для преемника  Олега князя Игоря (912-945). Как пишет  Н.М. Карамзин, Игорь забыл, что умеренность  есть добродетель власти, и обременил  древлян тягостным налогом. А, получив  его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

     В Древней Руси было поземельное обложение.

     Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров чрез горные заставы, пошлина  «перевоз» − за перевоз через  реку, «гостиная» − за право иметь  склады, «торговая» − за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным  делом.

     Судебная  пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» − штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен2. Эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 – 1054).

     После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся  сначала баскаками – уполномоченными  хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, - самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

     Каждый  удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал  ее великому князю для отправления  в Орду. Также был другой способ взимания дани – откуп. Откупщиками  выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам  единовременные суммы. За счет этого  они обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.

     Помимо  выхода, или дани, были и другие ордынские  тяготы. Например, ям – обязанность  доставлять подводы ордынским чиновникам. Также это содержание посла Орды с огромной свитой.

     Уплата  «выхода» была прекращена Иваном III (1440 – 1505) в 1480 г., после чего началось новое создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные – для производства пушек, сборы городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек – укреплений на южных границах Московского государства.

     Кроме дани, источником дохода казны служили  оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

     Большое значение имело описание земель (окладная книга), поскольку на Руси еще в  период татаро-монгольского владычества  образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный  налог. Налог на землю определялся  не только количеством земли, но и  ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти.

     Для определения размера налогов  служило «сошное письмо». Оно  предусматривало измерение земельных  площадей, в том числе застроенных  дворами в городах. Полученные данные переводили в условные податные единицы  – «сохи». На этой основе определяли сам налог. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел  от области, качества почвы, принадлежности земель.

     Соха  как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения стал двор.

     Косвенные налоги взимались через систему  пошлин и откупов, главными из которых  были таможенные и винные.

     Иван  Грозный (1530 – 1584) обложил землевладельцев  определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

     Для прямых податей объектом обложения  служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. В книгах описывалось количество и качество земли, их урожайность  и населенность. Время от времени  книги возобновлялись и проверялись.

     Иван  Грозный также изменил раскладку  податей, теперь вместо сох расклад  шел «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась  только с восточных инородцев, у  которых каждый работоспособный  мужчина был обложен меховой  или пушной данью, известной под  названием «ясак». Многие натуральные  повинности заменены денежным оброком.

     Также при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги: ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняночные деньги – для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

     Главными  косвенными налогами оставались торговые пошлины, взимаемые при любом  передвижении, складировании или  продаже товаров; таможенные пошлины, которые были упорядочены в правление  Ивана Грозного; судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

     В 1577 г. были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

     В царскую казну шли сборы с  публичных бань, с питейной торговли, так как право на изготовление и продажу пива, меда и водки  было за государством.

     Политическое  объединение русских земель относится  к концу XV в. Однако стройной системы  управления государственными финансами  не существовало еще долго. Вплоть до XVII в. финансовая система России бала чрезвычайно сложна и запутанна.

     Полоняничная  подать, которая была экстренной, в  царствование Алексея Михайловича  стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и выплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых от туда грамот – неокладные сборы.

     Отсутствие  теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили  к тяжелым последствиям. Правительство  Алексея Михайловича прибегало  к экстренным сборам.

     Прямые  налоги «с животов и промыслов» возросли примерно на 20%. Увеличивать прямые налог стало сложно. И тогда  была предпринята попытка поправить  финансовое положение с помощью  косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог распределится равномерно. Но это привело к соляному бунту в 1648 г. после чего этот налог пришлось отменить. Тогда началась работа по упорядочиванию финансов на более разумных основаниях. Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый устав, имевший явно протекционистский характер.

     Большое распространение получил введенный  несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников  по прямой линии.

     Изменения в налогово-таможенной политике при Петре  I

 

     Всю государственную деятельность Петра  условно можно разделить на два  периода: 1695 – 1715 и 1715 – 1725гг.

     Особенность первого этапа 1695 – 1715гг. был спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведение  Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили  к желательному результату.

     Особенностью  второго этапа 1715 – 1725 гг. деятельности Петра является перепись населения и введение подушной подати.

     В этих двух этапах хотела бы рассмотреть  изменения в налоговой политике: какие были введены налоги, кто  и сколько платил эти налоги.

     Налоговая политика 1695 – 1715 гг

     Как известно, Петр I провозглашен царем в 1682г., будучи 10 лет от роду. Но реальная власть принадлежала его старшей сестре царевне Софье и ее окружению. Лишь в 1689г. после удаления Софьи в монастырь власть перешла к сторонникам Петра. Каких-либо существенных перемен в это время в налоговой системе не происходило, но сохранялся порядок, сложившийся в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Лишь постепенно в течение последнего десятилетия XVII в. правительство Петра I, решая сложные внутри- и внешнеполитические проблемы, вступает на путь преобразований. Их начало ознаменовали Азовские походы 1695 – 1696 гг.

Информация о работе Бюджетно-правовые нормы