Творчество Мельников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:13, реферат

Краткое описание

“Еще до поступления в Московский архитектурный институт я знал о существовании в Москве двух странных клубов – им. Русакова и «Каучук». Клуб им. Русакова был расположен недалеко от моего дома, я чуть ли не каждый день проходил мимо него по улице Стромынке и еше школьником часто смотрел в нем кинофильмы. Тогда, нгачитавшись популярной литературы о городах будущего , я был убежден, что клуб им. Русмакова и является одним из примеров архитектуры будущего.

Файлы: 1 файл

Мельников.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

“Еще до поступления в Московский архитектурный институт я знал о существовании в Москве двух странных клубов – им. Русакова и «Каучук». Клуб им. Русакова был расположен недалеко от моего дома, я чуть ли не каждый день проходил мимо него по улице Стромынке и еше школьником часто смотрел в нем кинофильмы. Тогда, нгачитавшись популярной литературы о городах будущего , я был убежден, что клуб им. Русмакова и является одним из примеров архитектуры будущего.

Однако, поступив в 1945 году в Московский архитектурный институт, скоро понял, что глубоко заблуждался. Оказалось, что клуб им. Русакова – это один из самых ярких и наглядных примеров того, какой ни в коем случае не должна быть архитектура будущего. Нам, студентам, убедительно объяснили, что в развитии советской архитектуры был период заблуждений, когда господствовал коробочкый стиль, носивший страшное название «конструктивизм». О Конструктивизме говорили в высшей степени критически, но все же как о внутрипрофессиональном явлении. Что же касается так называемого формализма, то в лекциях по истории советской архитектуры и в беседах в процессе курсвового и дипломного проектирования преподаватели использовали в качестве анекдотического гарнира к основной теме разговора, так сказать, для разрядки.  Иначе как с юмором не говорили о башне Татлина, «параболе» Ладовского, «шестерне на Стромынке» Мельникова и о его «консервной банке».

Отец К. С. Мельникова, Степан Илларионович Мельников, был родом из села Александрово Сергачского уезда Нижегородской губернии (в настоящее время село Александрово Краснооктябрьского района Нижегородской области). Отбывая сверхсрочную воинскую службу в городе Воскресенске Звенигородского уезда, он женился на крестьянке Елене Григорьевне Репкиной. Вскоре после женитьбы чета переселилась в Москву, и Степан Илларионович получил казённую службу на строительстве и ремонте дорог во владениях первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет). Семья Мельниковых была многодетной и патриархальной3 августа (22 июля по старому стилю1890 года, третьим по счёту среди оставшихся в живых детей, родился Константин Мельников.

Местом рождения К. Мельникова была «Соломенная сторожка» — построенный на границе академических владений и луга Бутырского сельскохозяйственного хутора глинобитный, крытый соломой барак, в котором проживали сторожа, охранявшие угодья Академии, а также находились комнаты рабочих, обслуживавших Новое шоссе (ныне — Тимирязевская улица). Позднее Степану Мельникову вместе с семьёй была предоставлена казённая комната на первом этаже в полицейской будке-доме, стоявшей поблизости с Соломенной сторожкой на пересечении современной Тимирязевской и Ивановской улиц. В доме, как вспоминал К. Мельников, «жили четыре семьи с таким количеством детей, что весь широкий двор был утоптан нами до приятной земляной ласковости»[2]. Степан Мельников тяготился службой, его тянуло к привычному крестьянскому труду. Уже на казённой квартире он завёл двух коров, построил во дворе дома коровник. В 1897 году семья Мельниковых переехала в выстроенный Степаном Илларионовичем небольшой собственный дом в подмосковную деревню Лихоборы. С переездом в свой дом Степан Мельников развил молочное хозяйство, начатое им ещё у Соломенной сторожки. Отец с матерью ежедневно возили на своей лошади молоко в Москву на продажу. Дети, в том числе и Константин, вставали с восходом солнца, помогали родителям выгонять коров на пастбище, разносили молоко по близлежащим дачам.

Образование К. Мельникова началось в четырёхклассной церковно-приходской школе прихода «Петропавловский домовой, что при Сельскохозяйственном институте, церкви». Особым прилежанием в учёбе Мельников не отличался, но любил чистописание, за что часто получал пятёрки. С малых лет Константин Мельников выделялся в семье и среди своих сверстников подвижностью, выдумкой, способностью и любовью к рисованию. В 1903 году Константин окончил церковно-приходскую школу и родители стали подбирать ему профессию. Учитывая рано проявившиеся художественные способности Константина, родители отдали его учеником в иконописную мастерскую Прохорова в Марьиной роще. Через неделю родители приехали навестить сына, который сильно скучал по семье и вольной жизни. Поехав с родителями домой, Константин так в мастерскую больше и не вернулся.

Родители Мельникова вскоре познакомились на рынке с  молочницей Авдотьей Ивановной, которая  разносила молоко по московским домам, в том числе в дом выдающегося  учёного и педагога, специалиста в области отопления и вентиляции, инженера В. М. Чаплина. Действуя через швейцара Михайлу, Авдотья Ивановна помогла устроить Константина мальчиком в принадлежащий В. М. Чаплину и В. Г. Залесскому торговый дом «В. Залесский и В. Чаплин». Уже в первый день работы В. М. Чаплин, введя оробевшего ребёнка в огромный светлый зал с блестящим паркетом и лакированными столами, попросил его что-нибудь нарисовать. Константин почти целый день рисовал рельефную чугунную топку и был удостоен похвалы от Чаплина.

Обучение в МУЖВЗ

В. Чаплин нанял  для Константина учителя-художника и в 1904 году Мельников выдержал экзамен по художественным дисциплинам в Московском училище ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Однако уровень образования, полученного в церковно-приходской школе, оказался недостаточным для сдачи экзамена по русскому языку. Весь следующий за провалом на экзамене год Константин усиленно занимается с домашней учительницей детей В. М. Чаплина. Чаплин вводит Мельникова в свою семью, берёт его с собой в поездках на дачу, выделяя ему при этом отдельную комнату, жена Чаплина, Екатерина Андреевна, помогает Константину освоить элементарные манеры поведения в обществе.

 

Константин Мельников  при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчеств (МУЖВЗ),1905 год

Осенью 1905 года пятнадцатилетний Константин Мельников блестяще сдал все вступительные экзамены и был зачислен на общеобразовательное отделение МУЖВЗ.

<…> Моё имя  стояло в числе одиннадцати  счастливчиков, среди 270 претендентов, — вспоминал К. С. Мельников, — Конкуренты мои носили усы и даже бороду — возраст служения Искусству <…> не ограничивался[2].

В училище Мельников  обучался в общей сложности в течение 12 лет, получив сначала общее образование (1910), а затем став выпускником отделениий живописи (1914) и архитектуры (1917). Его учителями на отделении живописи были художники К. А. КоровинН. А. КлодтВ. Н. БакшеевА. Е. АрхиповС. В. ИвановС. В. Малютин, Мельников посещал также занятия скульптурой у С. Т. Конёнкова. За годы обучения в МУЖВЗ живопись Мельникова дважды удостаивалась премии имени братьев Сергея и Павла Третьяковых, его рисунки особо отмечались в одной из статей газеты «Русское слово», посвящённой обзору выставки работ училища. 

По воспоминаниям  о годах обучения самого К. С. Мельникова, архитектура в то время навивала на него скуку и он поступил на архитектурное отделение исключительно по настоянию своего учителя В. М. Чаплина. Поступив в 1914 году сразу в 4-й класс архитектурного отделения, Мельников догнал некоторых одноклассников по общеобразовательному отделению. Руководителем класса был профессор Ф. О. Богданович, знаток архитектурных стилей, известный строительством сложной системы благоустройства территории вокруг храма Христа Спасителя в Москве и храмов в неоготическом стиле (Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве и Храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре). За первую самостоятельную работу — разрез «вестибюля в римском стиле», Мельников удостоился отзыва Ф. О. Богдановича: «есть штиль!». Учителями Мельникова на архитектурном отделении были такие известные академики архитектуры, как И. В. ЖолтовскийИ. А. Иванов-ШицС. В. Ноаковский. Сам К. Мельников наиболее высоко оценивал уроки И. В. Жолтовского, несмотря на то, что в дальнейшем их взгляды на архитектуру существенно разошлись. Жолтовский вёл занятия в виде бесед, анализируя художественные проблемы и закономерности архитектуры, подробно разбирая выдающиеся произведения архитектуры. Часто студенты собирались дома у Жолтовского, ведя беседы об искусстве и архитектуре. Эти беседы произвели на Мельникова большое впечатление — это были «очаровательные вечера» говорил он и добавлял, что вспоминает о них с большой благодарностью.

В годы обучения Мельников  начинает работать помощником на различных  постройках московских архитекторов, в основном по заданиям фирмы «В. Залесский и В. Чаплин». В виде преддипломной практики К. С. Мельникову было поручено разработать фасады строившегося в ту пору первого в России автомобильного завода АМО (в настоящее время завод ЗиЛ). Постройка завода велась под руководством выдающихся специалистов А. В. Кузнецова и А. Ф. Лолейта. Мельников с семьёй получил казённую квартиру в ампирном особняке на берегу Москвы-реки, вблизи стройки.

Обучение Мельникова в МУЖВЗ закончилось в 1917 году, но диплом об окончании училища он получил в следующем, 1918 году.

Ещё будучи студентом, весной 1912 года Мельников женился на Анне Гавриловне Яблоковой. В 1913 году у них родилась дочь Людмила, а в 1914 году сын Виктор.

Начало самостоятельного творческого пути

Наиболее  известные реализованные архитектурные работы:

1915—1917 — жилые  и рабочие помещения московского  автомобильного завода АМО (не  сохранились) 
1923 — павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (не сохранился) 
1924 — саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина (реализован в несколько видоизменённом варианте, утерян во время эвакуации тела В. И. Ленина в Тюмень) 
1924—1926 — Ново-Сухаревский рынок в Москве (не сохранился). Конторское здание рынка (Большой Сухаревский переулок, 9) 
1926—1927 — Бахметьевский гараж (находится на реставрации) 
1927—1929 — «Золотой период» творчества К. Мельникова:  
Дом-мастерская, Москва, Кривоарбатский переулок, 10 
Дом культуры химиков завода «Каучук», Москва, ул. Плющиха, 64 
Дом культуры им. И. В. Русакова, Москва, ул. Стромынка, 6 
Клуб фабрики «Буревестник», Москва, ул. 3-я Рыбинская, 17/1 
Клуб фабрики «Свобода», Москва, ул. Вятская, 41 
Дворец культуры фарфорового завода в г. Ликино-Дулёво 
Клуб им. М. В. Фрунзе, Москва, Бережковская набережная, 28 
Гараж на Новорязанской улице, Москва, ул. Новорязанская, 27 
1930—1931 — Реконструкция фасада Московского камерного театра (сейчас Московский драматический театр им. А. С. Пушкина) 
1933—1934 — Гараж «Интуриста» 
1934—1936 — Гараж Госплана

Неосуществлённые  архитектурные проекты: 

1924—1924 — Конкурсный  проект здания Московского бюро  газеты «Ленинградская правда»  (победили братья Веснины, не  было сооружено) 
1925 — Проект гаражей в Париже (не были сооружены) 
1927 — Конкурсный проект ДК им. Зуева в Москве (сооружён И. Голосовым) 
1929 — Проект памятника Христофору Колумбу в Санто-Доминго (не был сооружён) 
1934 — Конкурсный проект строительства здания Наркомтяжпрома (не было сооружено) 
1934—1936 — планирование Лужников, Котельнической набережной

В 1918 году по приглашению И. В. Жолтовского Мельников, в числе лучших выпускников МУЖВЗ, поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую государственную архитектурную артель советского времени. Мастерской руководили И. В. Жолтовский («Главный мастер») и А. В. Щусев («Старший мастер»). Вместе с К. С. Мельниковым в мастерской работало двенадцать мастеров («апостолов», как шутили сами архитекторы), среди которых были прославленные в будущем архитекторы Л. А. Веснин, братья Пантелеймон и Илья Голосовы, Н. А. ЛадовскийВ. Д. КокоринА. М. Рухлядев. Мастерской разрабатывались проекты по перепланировке и реконструкции Москвы — план «Новая Москва», проектировались народные дома, школы, жильё для рабочих, агитдоски.

Информация о работе Творчество Мельников