Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:38, реферат
Не только небоскребы, но и жилые дома выше 5 этажей невозможно представить без лифта. Когда и как появилось это полезное устройство? Считается, что первый лифт был установлен в 1743 году в Версальском дворце Людовика ХIV, чтобы 33-летний король (в то время этот возраст, считался достаточно зрелым) мог не напрягаясь попадать в апартаменты своей фаворитки, жившей этажом выше. Впрочем, в старинных источниках есть и более ранние упоминания о механизмах для подъема воинов и грузов (Древний Рим I век до н.э и Синайский монастырь в Египте VI век н.э.
Количество лифтов для жилых зданий определяется в соответствии с СНБ 3.02.04-03 «Жилые здания»
Количество лифтов для общественных зданий рассчитывают на максимальный пассажиропоток.
Количество лифтов в здании определяется по формуле
К = Qрч
Р
Где: Q рч – расчетный часовой пассажиропоток, Р-производительность лифта
Расчетный часовой пассажиропоток
Qрч = 12 Q5 (чел/час),
где Q5 — «пятиминутный пик», 12– количество 5-минутных промежутков пиковой нагрузки лифта за 1 час.
A i
100
где А— население всего здания; i – показатель интенсивности пятиминутного пикового пассажиропотока. Показатели интенсивности «пятиминутного пика» для зданий различного назначения принимаются по данным таблицы
ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕНСИВНОСТИ
Назначение здания |
Показатель i |
Гостиницы |
7-10 |
Административно-хозяйственные здания |
12-20 |
Высшие учебные заведения |
20-35 |
Больницы |
15-17 |
Общежития |
10-12 |
Санатории, пансионаты |
15-20 |
Зрелищные здания |
15-20 |
Магазины |
10-15 |
На величину «пятиминутных пиков» влияет не только назначение здания, но и его месторасположение в городе. Так, для здания, находящегося в центре города «пятиминутный пик» будет больше, чем для здания расположенного на окраине. Это объясняется тем, что в центре города интенсивность общественного транспорта выше, чем на окраине, и это отражается на формировании «пятиминутных пиков». Также оказывает влияние и режим работы здания. Например, при организации питания в санаториях и пансионатах в одну смену «пятиминутный пик» будет выше, чем при организации питания в две и более смены.
Р- производительность лифта. Под производительностью лифта понимается общее число людей, перевозимых им в единицу времени. Часовая производительность лифта определяется по формуле
P = 3600 γ E (чел/час),
где γ — коэффициент заполняемости лифта (γ=1 для всех остальных типов зданий); Е= G/80 – вместимость лифта (чел); G — грузоподъемность лифта (кг); 80 — средняя масса одного пассажира (кг).
Т- время кругового рейса, т.е. время между моментами двух последовательных отправлений кабины одного и того же лифта с основного посадочного этажа. Основной посадочный этаж – этаж с которого отправляется и на который прибывает наибольшее количество пассажиров. Как правило, это первый этаж.
T = 2Н + Σ t n (сек),
V
где H — высота подъема лифта, т.е. разность межу отметками пола на уровне верхней и нижней остановок; V — скорость движения кабины лифта; Σ t n — суммарное время
Σ t n = ( t1+t2+t3) (nв+1)+t4+t5+t6
Где: t1 – время, затрачиваемое на ускорение и замедление лифта (сек);
t2- время, необходимое для пуска лифта (сек);
t3- время, требуемое на открывание и закрывание дверей кабины и шахты лифта (сек);
t4- время, необходимое на вход пассажиров (сек);
t5- время, необходимое на выход пассажиров (сек);
t6 - время на случайные задержки (сек).
где: t1+t2+t3 = 10,0 –12,0 сек (для пассажирских лифтов), t1+t2+t3 = 12,0 –14,0 сек (для грузопассажирских лифтов); t4=t5 =1,5—2,0 сек на одного пассажира (при ширине дверного проема до 1000 мм), t4=t5 =1,5—2,0 на одного пассажира (при ширине дверного проема свыше 1000 мм); t6 принимается равным 5 — 10 % от Т; nв – число вероятных остановок,
где n1 - число возможных остановок выше первой
nв = n1 — (n1— 1) ( n1 — 1) E γ
n1
Проектируемый вертикальный транспорт должен обеспечивать нормативный уровень транспортной комфортности, характеризуемый интервалом движения лифтов tож
Т
tож = ––– (сек)
ЗАВИСИМОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОЙ КОМФОРТНОСТИ ОТ ИНТЕРВАЛА ДВИЖЕНИЯ
Оценка |
Величина интервала tож (сек) | |
в жилых домах |
в общественных зданиях | |
Отлично |
До 45 |
До 30 |
Хорошо |
45 — 60 |
30 — 45 |
Удовлетворительно |
60 — 90 |
45 — 60 |
Неудовлетворительно |
Более 90 |
Более 60 |
Требования к размещению пассажирских лифтов
Компоновочные схемы. Лифты в лифтовом холле располагаются рядами и группами. В одном ряду располагается не более 4-ех лифтов, в одной группе – не более 8. Группа лифтов – несколько лифтов одинакового назначения, объединенных системой группового управления, обслуживающие одни и те же этажи здания и имеющие общие лифтовые холлы. Наиболее распространены в практике следующие схемы размещения лифтов: однорядное, двухрядное, многорядное, периметральное.
Принципы размещения лифтового узла в объемно-пространственной структуре здания. Пассажирские лифты, как правило, должны сосредотачиваться в одном лифтовом узле здания. (Лифтовой узел - объемно-планировочный элемент здания, включающий лифтовые холлы и шахты одного и того же лифта или группы лифтов). Это позволяет:
Наиболее целесообразно
Допускается устраивать более одного лифтового узла в следующих случаях:
Организация работы лифтов в зданиях повышенной этажности. В многонаселенных высотных зданиях для перемещения пассажиров между этажами требуется устраивать значительное число лифтов, из-за чего строительство таких зданий становится неэкономичным. Например, во Всемирном торговом центе в Нью-Йорке по расчету было необходимо устанавливать 330 лифтов. После применения системы «Скайлобби» было установлено 95. Сократить число лифтов можно следующими способами организации их работы:
1. Местное обслуживание (до 20 этажей). При этом методе лифты делятся на две группы с остановками по четным и нечетным этажам, т.е. одна группа лифтов имеет остановки на основном посадочном этаже и четных этажах, другая — на основном посадочном этаже и нечетных этажах. Достоинства: сокращается количество остановок во время рейса Þ уменьшается время кругового рейса Þ увеличивается провозная способность Þ сокращается количество лифтов. Недостатки: неудобства для пассажиров при переезде с четного на нечетный этаж.
2. Зонное обслуживание (20-40 этажей).
Этот метод предусматривает
3. Система «Скайлобби» (свыше 40 этажей). По мере роста числа этажей количество зон увеличивается, а это приводит к тому, что значительно увеличивается площадь занимаемая лифтами и Þ сокращается полезная площадь. Схема работы лифтов по системе «Скайлобби» приведена в таблице. Рассмотрим систему «скайлобби» на примере 110 этажного здания. Ни один лифт в таком здании не ходит с 1 по 110 этаж. На 44 и 78 этажах устроены посадочные вестибюли, которые называются «скайлобби».
Таблица
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛИФТОВ ПО СИСТЕМЕ «СКАЙЛОББИ»
Зона |
Этажность |
Техническая характеристика |
3 |
С 78-го до 110-го этажа Пассажиры доставляются с 1-го до 78-го этажа (этаж пересадки) группой лифтов R 2 Осюда до нужного этажа пассажиры поднимаются лифтом групп А3, В3, С3, D3 |
12 лифтов грузоподъмностью 4500 кг (60 чел), скорость 8м/с Группы А3, В3, С3, D3 Каждая группа состоит из 6 лифтов грузоподъемностью 1600 кг (21 чел), скорость в зависимости от высоты подъема 2,5 – 8 м/с |
2 |
С 44-го до 77-го этажа Пассажиры доставляются с 1-го до 44-го этажа (этаж пересадки) группой лифтов R 1 Осюда до нужного этажа пассажиры поднимаются лифтом групп А2, В2, С2, D2 |
11 лифтов грузоподъмностью 4500 кг (60 чел), скорость 8м/с Группы А2, В2, С2, D2 Каждая группа состоит из 6 лифтов грузоподъемностью 1600 кг (21 чел), скорость в зависимости от высоты подъема 2,5 – 7 м/с |
1 |
С 1-го до 43-го этажа Как в обычном здании пассажиры доставляются с 1-го этажа до этажа назначения лифтом групп А1, В1, С1, D1 |
Группы А1, В1, С1, D1 Каждая группа состоит из 6 лифтов грузоподъемностью 1600 кг (21 чел), скорость в зависимости от высоты подъема 2,5 – 7 м/с |