Симметрия в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:49, доклад

Краткое описание

Симметрия в искусстве - это волнующая тема, которая заслуживает особого разговора. Поэтому мы ограничимся только замечанием о том, что следование принципу зеркальной симметрии в искусстве иногда приводило к парадоксальным результатам. Так, на мозаике Киевского собора св. Софии под знаменитой Орантой изображены два зеркально-симметричных Христа, обращенных лицом к ученикам. Правда, при ближайшем рассмотрении мы увидим, что симметрия здесь лишь приблизительная, так как один Христос преломляет хлеб, а другой разливает вино.

Файлы: 1 файл

Симметрия в искусстве.docx

— 11.90 Кб (Скачать)

Симметрия в искусстве - это волнующая  тема, которая заслуживает особого  разговора. Поэтому мы ограничимся  только замечанием о том, что следование принципу зеркальной симметрии в  искусстве иногда приводило к  парадоксальным результатам. Так, на мозаике  Киевского собора св. Софии под  знаменитой Орантой изображены два зеркально-симметричных Христа, обращенных лицом к ученикам. Правда, при ближайшем рассмотрении мы увидим, что симметрия здесь лишь приблизительная, так как один Христос преломляет хлеб, а другой разливает вино. Этот прием, позволяющий одновременно изобразить два важнейших момента тайного причастия, безусловно, является слишком "математичным" и со временем был вытеснен более реалистическим изображением тайной вечери.

 

Примером удивительного сочетания  симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Эта  причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной  симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его  центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим!

 

Как и в любом деле, абсолютизация  одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия в искусстве  не составила исключения. "Красота  неправильная", асимметрия, стала  пробивать себе дорогу в искусстве, ибо сведение красоты только к  симметрии ограничивало богатство  ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту  можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия  воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Итак, "сфера влияния" симметрии (а значит, ее антипода- асимметрии), поистине безгранична. Природа - наука - искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал - симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки


Информация о работе Симметрия в искусстве