Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Плавание возникло в глубокой древности. Находки археологов свидетельствуют о том, что умение плавать воспринималось как жизненно важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось как средство активного отдыха, и как гигиеническая процедура. Также плавание использовали и в разных прикладных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград, как в мирное время, так и в ходе военных действий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Физиологическая характеристика плавания………………………………..5 1.2. Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего, среднего и старшего школьного возраста………………………….7
1.3. Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста. Значение плавания……………………………………………………………….11
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Структура тренировочных циклов…………………………………………15
2.2. Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса………………19 2.3. Показатели снижения заболеваемости у детей школьного возраста, занимающихся плаванием………………………………………………………22
2.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки………………...…24
2.5. Медицинский контроль за физическими упражнениями в воде………...25
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Тема- Плавание как средство оздоровления детей ш (1).doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Физиологическая характеристика плавания………………………………..5 1.2. Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего, среднего и старшего школьного возраста………………………….7

1.3. Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста. Значение плавания……………………………………………………………….11

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Структура тренировочных циклов…………………………………………15

2.2. Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса………………19 2.3. Показатели снижения заболеваемости у детей школьного возраста, занимающихся плаванием………………………………………………………22

2.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки………………...…24

2.5. Медицинский контроль за физическими упражнениями в воде………...25

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Плавание возникло в глубокой древности. Находки археологов свидетельствуют о том, что умение плавать воспринималось как жизненно важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось как средство активного отдыха, и как гигиеническая процедура. Также плавание использовали и в разных прикладных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград, как в мирное время, так и в ходе военных действий.

Актуальность проблемы заключается  в том, что в настоящее время умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Специфичность плавания как вида спорта заключается  в том, что движения выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу человека.

Занятия детей плаванием в раннем возрасте благотворно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических качеств.

В настоящее время перед  нашим государством достаточно остро  стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Физиологическая  характеристика плавания

Специфичность плавания как вида спорта заключается  в том, что движения выполняются  в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в  плавании в значительной степени  уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Во время вдоха удельный вес тела становится меньше удельного веса воды, на выдохе удельный вес тела плавающего немного больше.

Уменьшение  веса тела в воде намного облегчает  работу плавающего человека. Но сопротивление воды, значительно превышающее сопротивление воздуха, затрудняет передвижение. Сопротивление воды зависит от скорости плавания: чем она больше, тем больше сопротивление.

Сенсорные системы.

При каждом движении в воде происходит раздражение тактильных рецепторов кожи, нервных окончаний в мышцах и суставах. При плавании во время движения головой раздражаются рецепторы вестибулярной сенсорной системы. Если имеются какие-либо нарушения со стороны вестибулярного аппарата, нельзя заниматься плаванием в связи с возможностью несчастных случаев. Нырнув в воду, человек не ощущает ослабленного в воде действия силы земного тяготения и вследствие этого теряет ориентировку. В процессе тренировки в плавании систематические повторные раздражения рецепторов вестибулярной сенсорной системы ведут к повышению ее функциональной устойчивости. Степень реакций, возникающих при воздействиях на вестибулярный аппарат, постепенно уменьшается.

Расход  энергии.

Расход энергии  во время плавания больше, чем при циклической работе в других видах спорта. Существуют две основные причины этого: во-первых, преодоление сопротивления воды требует дополнительных мышечных усилий (на 1 м пути расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с той же скоростью), во-вторых, большое количество энергии теряется в виде

 

1.2. Физиологическая  характеристика отдельных систем  организма детей младшего, среднего  и старшего школьного возраста

 

Развитие организма  детей школьного возраста связано  с деятельностью нервной и  эндокринной систем. В соответствии с наследственными особенностями развития эти системы обеспечивают управление всеми функциями растущего организма.

 

 

Центральная нервная система.

В младшем школьном возрасте нервные процессы характеризуются  значительной силой и уравновешенностью, условные рефлексы – достаточно стабильны. Все виды внутреннего торможения проявляются вполне отчетливо. В этом возрасте отмечается недостаточность регулирующих влияний коры головного мозга на подкорковые образования. Это выражается в слабости активного внимания и незначительной сосредоточенности.

В младшем школьном возрасте быстро развивается речевая  функция. Обучение чтению и письму способствует совершенствованию второй сигнальной системы. Словесная информация становится более полной, способность к отвлечению, абстрагированию повышается. Совершенствуется способность к полному и точному словесному выражению двигательных ощущений. Физическое воспитание обеспечивает более тонкое взаимодействие сигнальных систем и расширяет влияние речи и мышления на двигательную функцию.

Подростковый  возраст проявляется в преобладании процессов возбуждения и в  нарушении координации движений. У подростков нередко отмечаются угловатость, неловкость движений. Эти особенности имеют временный характер, но их следует учитывать при дозировании физических нагрузок.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Структура тренировочных циклов

 

Плавание является одним из естественных видов двигательной деятельности и представляет собой уникальное средство физического воспитания. Различают плавание оздоровительное, лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.

При разработке программы можно охватить два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и лечебное плавание.

К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских  противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми  способами: дельфин, на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов, на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей).

Лечебное плавание также решает задачи закаливания  организма, укрепления общего физического состояния.

Занятия плаванием  способствуют утверждению себя как  личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к  активным действиям в воде и приобретает  уверенность в своих силах.

Необходимость создания программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Программа по оздоровлению детей может включать в себя два курса:

 

2.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки

В настоящее  время здоровые дети составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов и приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две проблемы: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Закаливание особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает нарушениями осанки.

Наилучший эффект обеспечивает вода температурой не ниже 28 - 29°С. Иначе не достигается желаемый эффект разгрузки позвоночника.

Продолжительная разгрузка позвоночника в воде дает возможность без ущерба выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоенными навыками различных стилей плавания.

Примерная схема занятий для детей 9-10-летнего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на весь организм. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется  нервная систем. Регулярные занятия содействуют росту и укреплению костной ткани. 

Изучив данные первой главы, можно сделать вывод, что плавание с оздоровительной целью можно применять в занятиях со здоровыми детьми школьного возраста и, имеющими ослабленное здоровье и низкий уровень физического развития. В результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным группам.

Методика обучения плаванию детей школьного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Необходимо руководствоваться такими принципами, как сознательность, систематичность, наглядность, доступность. Принцип возрастания нагрузки и повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

Эффективной организационно-технологической  основой являются разработанные и экспериментально обоснованные программы круглогодичной физической подготовки детей школьного возраста.

Проанализировав данные второй главы, можно сделать вывод, что комплексное применение методов обучения плаванию, способствует прохождению учебно-тренировочного процесса на высоком уровне. 

 

 

Список  использованной литературы

 

 1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. - М.: Медгиз, 1956.

2. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание./ Пособие для инструктора-общественника. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.

4. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов./Учебное пособие. - М., 2001.

5. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать./Учебное пособие. - М., 1977.

6. Васильева В.В. Физиология человека. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.

7.Васильева В.С., Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию./Учебное пособие. – М., 1973.

8. Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. – М.: «Советский спорт», 1990.

9. Епифанова В.А. Лечебная физическая культура. – М.: «Медицина», 2001.

10.Инясевский К.А., Никитинский Б.Н. Тренировка пловца./Пособие для тренеров. – Санкт-Петербург, 2000.

11.Карпман В.Л. Спортивная медицина./Учебное пособие для институтов. - М.: «Физкультура и спорт», 1980.

12. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: «Молодая гвардия», 1983.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста