Нижегородская архитектура XVII-XVIII

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: выявить размах строительства (включая утраченные сооружения), основные зоны сосредоточения храмов с местами наибольшей концентрации и главные центры XVII-XVIII веков.

Файлы: 1 файл

Нижегородская архитектура XVII-XVIII.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

     Шатровые  церкви. Возводились в качестве соборных в монастырях (Вознесенский в Печерском,, Софийский в Благовещенском), холодных погостовых и приходских храмов по всему Нижегородскому краю.

     В зависимости от назначения они рубились восьмериком или четвериком от основания. В первом случае большой шатер с полицами открывался внутри. Подобные храмы нередко ставились на подцерковья. Таким был храм монастыря Архидьякона Стефана в полугоре на устье Сундовика - реки под Лысковом, срублен от в 1549 г. в ходе неудачного похода Ивана 4 на Казань (ныне с.Исады). К восьмерику основания нередко прирубались по странам света приделы, а с запада - притвор. Храм становился 20-степенным. Таким был возведенный в 1652 г. Воскресенский собор Арзамаса (ныне с.Костихе).

     Вместе  с крытым бочкой алтарем, трапезной, колокольней и крыльцами шатровые храмы служили важным градообразующими элементами русских сел, погостов, монастырей и посадов. 

     Многошатровые церкви. Двумя, тремя, пятью шатрами завершались рубленые храмы многих сел и городов Нижегородского края. Шатры ставили над перекрытыми «небом» моленными залами и прирубами приделов. Число шатров нередко соответствовало количеству престолов храма. Конструкцию верха выявляет опись срубленной в 1617 г. в с.Вершинине Сретенской церкви с Михайло-Архангельским приделом – «промеж церквей стена крута под один верх, наверху заложена клетка, на клетке два осмерика, на осмериках два шатра, на шатрах главы обиты чешуею, на главах кресты опаяны белым железом ...».

     Уникальным  для отечественного древнерусского деревянного зодчества был ансамбль их двух и трехшатрового храмов погоста  Вершилова, возведенного в 1614 - 1615 гг. Д.М. Пожарским: «церковь Воскресения Христова древяна, верх шатром о трех верхах о паперти, а к церкве два придела ...Да вверху на полатех два придела ... Да церковь собор Ивана Предтечи древяна, верх шатром о двух верхах...» Вместе с рубленой шатровой колокольней и многочисленными рядом стоявшими увенчанными разнообразной формы кровлями «клетями» усадьба полководца, погост в XVII в. имел редкостный живописный вид.

     Многошатровые бревенчатые церкви были в Н.Новгороде  сохранены и после запрета  патриархом Никоном шатрового храмового  зодчества вплоть до начала XVIIIв.

     Ярусные церкви. Возводились на Нижегородской земле с превой половины XVII в., а возможно, и ранее. В 1641 г. в с.Ключищах на р.Сундовике был срублен храм в честь Параскевы-Пятницы «верх осмерик на осмерике шатер о двух ярусах, кругом паперти в полкосяка". Особое распространение ярусные церкви получили после запрета в 1652 г. возводит шатровые (многошатровые) храмы. Над четвериком или на крещатом в плане основании надрубались уменьшавшиеся в вышине четверики или восьмерики, завершавшиеся щипцовыми или бочечными кровлями с главками на коньках. Число глав могло быть значительным, композиции усложнееыми (церковь Преображения в Кижском погосте), объемно-пространственное решение и образ здания неповторимыми. На Нижегородской земле сохранились ярусные храмы в с.Ключищи на р.Озерка (1731 г.), в Великом Враге (1792 г.) .

      Жилое деревянное зодчество. Принципы и правила постановки жилых и хозяйственных строений с учетом рельефа местности, освещения, продуваемости ветром, наличия рядом качественной питьевой воды и возможности хозяйственной деятельности определялись перед началом рубки усадеб. Это отражено в древнерусских «домовых» наставлениях «Домострое» и «Назирателе». Усадьба горожанина по своему составу мало отличалась от крестьянского двора и включала: избу, баню, погреб «с напогребицею» (с конюшенным сараем, сенницей, кладовыми и дровяным кладищем), огород и сад в городьбе (жердевой или тыновой). Жилые строения ставились внутри двора за оградой, главный въезд оформлялся особо. Над ним помещалась икона с изображением святого - покравителя хозяина дома (или целый набор икон) со слюдяным подвесным фонарем.

     Изба. Рубилась трехчастной: отапливаемая жилая и холодная (летняя) горницы разделялись сенями, к которым вел всход-крыльцо. Малосостоятельные люди ставили поземные избицы, зажиточные - хоромы на подклетах с мшенниками и повалушами над сенями. Рубились избы «в обло с остатком», пазы пробивались мхом. Торцы изб рубились самцовыми до самого конька.

     Кровли настилались по слегам с курицами и водотечниками красным двойным тесом, сверху прикрываемым тяжелым охлупеневым бревном с резным коньком или коньками (оберегами) на конце. Слеги с торцов прикрывались резными тесницами - причелинами с полотенцами.

     Горницы освещались центральным "красным" и двумя симметрично расположенными волоковыми окнами. Красные окна прорубались  в 3 - 5 бревнах и закрывались слюдяными  оконницами, волоковые - лишь в двух соседних бревнах и прикрывались скользящими в пазах досками (заставнями).

     В мшенниках подклетий держали  зимой скотину. Высокие повалуши над сенями рубились с причудливыми бочечными или кубоватыми кровлями, служили для отдыха членов семьи. Избицы топились «по-черному». Дым очагов из горницы после протопки выпускался через притолочное отверстие под кровлю, а далее - через деревянный дымник. В XVII в. в избах ставились обычно кирпичные печи с гончарными дымоходами, в жилых горницах печи нередко обкладывались балахнинскими полихромными изразцами.

     «Лицом» избы служило крыльцо-всход, пожтому его столбы - опоры украшались порезками, завершались усложненными в формах кровлями.

     Усадьбы. Ставились в вотчинно-поместных  сельских центрах, включали самые различные  жилые и хозяйственные строения. Отапливаемые «по-белому» горницы занимали хозяин и отдельно - женщины семьи. Особо просторной и богато украшенной оставалась гридница - палата для застолий и приема гостей, соединенная крытыми переходами с кухней, кладовыми, ледником и баней. К главным хоромам прирубались жилые помещения слуг: ключника, поваров, гридней, подававших кушания к столу, скоморохов и конюших. Отдельной группой рубились мастерские портного, кожевника, шорника, меховщика, кузнеца, резчика по дереву.

     «Черное» крыльцо вело на задний двор, на котором стояли конюшни, житницы, зверинцы (места содержания медведей, лисиц, волков, соколов, беркутов), а за ними - сады, огороды в общей тыновой городьбе. Главные хоромы ставились посреди двора. Такой описана возведенная в 1614 - 1615 гг. Д.М. Пожарским его усадьба в с.Вергилове: «а на том дворе хором: горница тройня да горница столовая, промеж ими повалуша о трех жильях (этажах), да на заду две горницы белые да горница черная на подклетех, промеж ими сени с переходами да погреб да ледник с напогрибницами, да конюшня 20 стойл, поварня да изба поваренная, да около двора забор, да за двором сад, а в нем яблони да вишни, да двор людской, а в нем жили прикащики. А на дворе две избы да конюшня да погреб с напогрибицею, двор конюшенной да два двора скотных, на них черыре избы, да двор житной, а в нем 6 житниц, огорожены тыном».

     Монастырские  подворья. Ставились как за крепостными стенами уездных городов, так и в сельских хозяйственных центрах. Их архитектура мало отличалась от усадеб вотчинников. На подворье Толоконцевского Спасского монастыря на Бору за Волгой в 1648 г. стояли: «изба столовая поземная 5 сажен с сенми дощатыми, да горница на подклете, ветха, перед нею сени с чердаком, подле горницы мыльня, возле тое ж горницы изба с сенми дощатыми да амбаришко ветхой, у ворот изба с сенми, над нею поволуша о двух житьях, погреб да ледник да в середах мшенник трои двери, а на них поверху сушила болшие трои двери, да людских 4 избы да людская ж мылнишко, поварня ветха, 4 житницы, конюшно, а в ней 8 стой, да подле конюшни сенница ветха да амбаришко, да на дворе ж колодец копаной, ворота болшие, другие притворки, а огорожен забором болшим...».

     В городах монастырские подворья имели  при трапезных церкви для свершения  молитвы при приеме гостей. Они  рубились одного из четырех типов. На подворье Печерского монастыря на территории Нижегородского кремля до начала XVII в. стояла двухшатровая Крестовоздвиженская церковь.

     Административные  учреждения. Приказные и воеводские дворы ставились в кремлях уездных городов (Н.Новгорода, Балахны, Арзамаса) и волостных центров (Городца, Лыскова). Они рубились по типу жилых хором (тройней), но с более просторными главными помещениями. Для этого выбирались более длинные бревна, которые закупались выборными целовальниками и доставлялись к месту строительства на собираемые ежегодно по всему уезду (волости) с каждого двора по 2 деньги (1 коп.). С учетом назначения клети имели различные размеры и этажность. 

     Крепостное  деревянное зодчество. Русские дерево-земельные оборонительные сооружения в Нижегородском Поволжье возводились с середины XII в. (Городец, старый городок Н.Новгорода). В XIV в. число рубленых крепостей в крае заметно возросло. На порубежье великого Нижегородско-Суздальского княжества были насыпаны крепости Кишь, Сары, Курмыша, Олениной горы, Городища на р. Ватоме. В XVI - XVII вв. были срублены крепости Балахны, Арзамаса, Павлова на Оке, Васильсурска, поновлены Большой и Малый остроги Н.Новгорода, Олениной горы, Мурашкина, засеки в Арзамасском уезде. Мощные крепостные ограды получили многочисленные монастырские ансамбли края. Тынами с башнями были окружены усадьбы вотчинников и городища.

     Городские остроги рубились на средства уездных  жителей с помощью казны. Г. Котошихин  в своих записках 1664 г. сообщал: «А который город попортитца или за старостью развалится: и на строение городов, для починки и вновь, казну собирают того города с торговых посадцких людей и с уездных крестьян повытно, смотря по городовому строению, а чего не достанет в строение тое зборные казнц, и на такое строение велит царь имати из своих царских доходов». К строительству крепостей привлекались стерльцы гарнизонов и в договорах ни службу оговаривалась их обязанность « рвы копать и тарасы рубить, тыны и чеснок и надолбы, всякие градские крепости делать». Все это создавалось добротно, и иностранцы неоднократно отмечали, сто у русских «не легко взчть крепость ни пушками, ни огненными ядрами, ни другим, употребляемым для того оружием, если только у них есть войско, пища и питье».

     Рубленые  крепости Нижегородского края имели  ряд общих элементов: стены и  башни ставились на насыпные валы, землю для которых брали при  рытье рвов. Заводненное дно рвов убивалось частиком (дубовыми остроконечными кольями) или чесноком (четырехконечными железными шипами, способными проколоть  обувь воина и копыта лошадей). Стены рубились городнями (отдельными срубами) или тарасами (двумя параллельными  стенами с перерубами), завершались  боевыми ходами с навесными бойницами  и внешней стенкой (заборалом), крытой двухскатной кровлей. Снаружи бревна от зажигания нередко обмазывались жидкой глиной. Откосы заглубелнного  рва и берма (ленточный уступвала  вдоль стены) обкладывалимь крупными кусками обожженной глины, чтобы  вал не осыпался, при наступлении неприятеля политая водой глина скользила под ногами осаждающих.

     Башни рубились четырех-, восьмистенными от основания, завершались высокими шатровыми  кровлями со сторожевыми площадками и флюгерами-прапорами, изображавшими  образы Спаса, двуглавого орла или трубящих ангелов. Свои названия башни получали от расположенных рядом храмов или  монастырей (Георгиевская, Покровская, Пятницкая), рек, озер или пожходящих к ним из других городов дорог (Нижегородская, Арзамасская), Тайницкие - от идущего к роднику подземного хода.

     С XVI в. отмечена рубка крепостей «по образцу». До середины XVII в. в Арзамасском уезде сохранялись засеки - лесные многокилометроые завалы от "Дикого поля". Районы засек объявлялись заповедными - с запрещением вести в них какую-либо хозяйственную деятельность. Тропы же из Дикого поля перегораживались надолбами и рублеными острожками с постоянной охраной (казаками).

     На  рубеже XVII и XVIII вв., когда Нижегородский край оказался в глубоком тылу русских земель, вдали от военныхз действий, дерево-земляные крепости после полного обветшания и пожаров были повсеместно разобраны. Валы же сохранились кое-где до сих пор.

     Древние описи, планы, а главное - остатки  памятников, служат достаточным основанием для выводов и исторических реконструкций  нижегородских крепостей. Каждая из них отражает особые вехи развития Нижегородского края, индивидуальные инженерно-фортификационные особенности  или страницы боевой службы. В свое время они служили и определяющими  градообразующими элементами. 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Архитектура данного периода представляет целый своеобразный пласт историко-культурного наследия. Строительство XVIII в. основывалось на стабильном использовании приемов древнерусской архитектуры середины и конца XVII в. с одновременным отражением новых тенденций, диктуемых передовыми столичными школами.

     Наиболее  распространенными «сквозными»  приемами служили продольно-осевые планировочные структуры и объемно-пространственные построения храмов преимущественно  трех типов: бесстолпные (свод на четверике), восьмерик на четверике и ярусные. на протяжении XVIII в. развитие нижегородского культового зодчества шло по традиционному  и прогрессивному направлениям. Особенность  его формирования определялась неравномерным  смещением хронологических рамок  и выразилась в напластовании  разнохарактерных мотивов. Причем, новые  стилистические направления не отметали предыдущие и существовали во взаимном переплетении.

     Внедрение новых барочных и классицистических  мотивов определялось в основном храмами дворянских усадеб. Сохранившиеся  храмы XVIII в. являются объектами культурного  наследия.

     Зодчество XVII- XVIII в. представляет важную страницу в изучении русской архитектуры и составляет неотделимую часть культурного наследия Нижегородской области, которое подлежит дальнейшему изучению. 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА

  1. Агафонов, С. Горький. Балахна. Макарьев.: архитектурно-художественные памятники старинных волжских городов [Текст] / С. Агафонов. – М.: Искусство, 1987. - 326 с.
  2. Андросов, С. О. Русское искусство первой трети XVIII века и итальянское барокко [Текст] / С. О. Андросов. – М.: Искусство, 1991. – 334 с.
  3. Бондаренко, И. А. Исторический путь развития Нижнего Новгорода  [Текст] / И. А. Бондаренко. – М.: Искусство, 1988. – 313 с.
  4. Брайцева, О. И. Новые конструктивные приемы в русской архитектуре конца XVII начала XVIII века [Текст] / О. И. Брайцева. – М.: Наука, 1987. – 405 с.
  5. Виппер, Б. Р. Архитектура русского барокко [Текст] / Б. Р. Виппер. -  М.: Наука, 1978. – 227 с.
  6. Евсина, Н. А. Архитектурная теория в России XVIII века ( 1700 -1760-е гг.) [Текст] / Н. А. Евсина. – М.: Наука, 1975. – 261 с.
  7. Филатов, Н. Ф. Нижегородское зодчество XVII-начала XX века [Текст] / Н. Ф. Филатов. – Н.Н.: Волго-Вятское книжное издательство, 1980. – 220 с.

Информация о работе Нижегородская архитектура XVII-XVIII