Нижегородская архитектура XVII-XVIII

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: выявить размах строительства (включая утраченные сооружения), основные зоны сосредоточения храмов с местами наибольшей концентрации и главные центры XVII-XVIII веков.

Файлы: 1 файл

Нижегородская архитектура XVII-XVIII.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Нижний  Новгород этого периода был не только торговым, но и значительным культурным центром. Уже сам облик города, где рядом с деревянными избами начали появляться каменные дома, где на высоких откосах издали видны были богатые каменные храмы, говорит об этом.

     Особую  роль в застройке Нижнего Новгорода  начала XVII века играли высотные, часто  шатровые храмы. В сложной сети улиц они отмечали городские площади, к которым сбегались переулки посадов. Особенно много храмовых зданий стояло по бровке окско-волжского берега. Высотные доминанты их шатровых кровель вносили в силуэт города ритмическое разнообразие и предавали ему неповторимую живописность.

     Но  наиболее живописное зрелище представлял  Нижегородский кремль, силуэт которого создавали многочисленные, различной  формы и высоты шатры башен, храмов, колоколен.

     В городе сохраняются два монастырских комплекса, редкие по историко-архитектурным особенностям для России XVII - XVIII вв. Древнейшие из них - Благовещенский и Печерский монастыри. Они, к сожалению, не сохранились в первозданном виде. Многие, в том числе и каменные, их строения оказались стертыми с лица земли.

     Лишь  в XVII столетии, в условиях относительно мирной жизни Поволжья и бурного торгово-промышленного развития, сложились предпосылки для возведения их развитых каменных ансамблей. В последующие века ансамбли утрачивали отдельные обветшавшие здания и обогащались новыми. Ряд памятников XVII в. Благовещенского и Печерского монастырей остается уникальным для отечественного зодчества.

     Деревянные, всевозможного назначения здания в  течении всего XVII века оставались основными в застройке города. Но именно каменное строительство, сначала редкое, а затем принявшее массовый характер к рубежу  XVII-XVIII веков существенно изменили архитектурный образ Нижнего Новгорода.   

     Тема  данной работы: Нижегородская архитектура XVII-XVIII веков. Актуальность этой темы в том что, архитектура Нижнего Новгорода представляет широкий спектр разнохарактерных сооружений, демонстрирующих широкую палитру различных объемно-пространственных, планировочных и стилистических направлений. Наиболее выразительной его частью является культовая архитектура, где одно из ключевых мест занимает храмовое зодчество XVIII века Зодчество данного периода - важная веха развития архитектурного творчества в условиях переломного характера эпохи. Стремительные изменения во внутригосударственном укладе страны, затронувшие все сферы жизнедеятельности, способствовали процессу развития архитектурно-строительной деятельности, применению новых конструктивных решений, формированию новых композиционных и стилистических приемов. Новые социально-экономические условия различных регионов страны значительно влияли на характер строительной деятельности и формировали индивидуальные особенности провинциальной архитектуры.

     Цель  работы: выявить размах строительства (включая утраченные сооружения), основные зоны сосредоточения храмов с местами наибольшей концентрации и главные центры XVII-XVIII веков.

 

Глава 1 Нижегородский кремль и его застройка 

     Административным  и духовным центром Нижнего Новгорода  и всего обширного края в XVII века оставался каменный кремль.

     С веками менялись застройка и градостроительная  ситуация на кремлевской территории. На месте старых зданий возводились  новые - каменные. С тех времен остался ряд ценных историко-архитектурных памятников. Древнейшее из них – Михайло-Архангелььский собор, построенный в начале XVII века.  

Глава 1.2 Михайло-Архангельский собор 

     Древнейший  каменный храм Нижнего Новгорода, ведет историю со времени основания города: в 1221 г. был срублен деревянный, в 1227 г. возведен белокаменный, убранный в резь по образу храмов Владимиро-Суздальской Руси. В 1359 г. перестроен, но к началу XVII в. обветшал.

     Вернувшись  из польского плена, патриарх Филарет  Никитич в 1625 г. взял Нижний Новгород под свое личное покровительство. В конце 1627 г. в Нижний Новгород пришел царский указ о возведении за счет государственной казны нового каменного Михайло-Архангельского собора - памятника народному ополчению К.Минина и Д.Пожарского, которому род Романовых был обязан возвеличением и благополучием. Весной 1628 г. прибыли зодчие Лаврентий Семенов сын Возоулин с пасынком Антипой. 23 апреля 1628 г. начались работы. В ходе их Лаврентий умер (погребен на погосте Печерского монастыря). Заканчивал строительство один Антип, взявший после смерти отчима отчество-прозвище от имени родного отца - стал Антипа Константинов сын.

     Михайло-Архангельский  собор - редкий в истории отечественного зодчества шатровый мемориальный храм, где моленный зал объединен единым пространством с колокольней, представляет двухшатровую асимметричную композицию. План собора архаичен - прямоугольник  с тремя папертями по странам  света и трехчастным алтарем.

     Соразмерность всех частей здания, надежность конструкций, устремленность вверх, лапидарность архитектурно-художественного  убранства свидетельствуют о  высоком профессионализме зодчего. В соборе погребен прах К.Минина. 

Глава 1.2 Спасо-Преображенский  собор 

     Был возведен впервые в 1225 году белокаменный, убранный в резь по образу и подобию  храмов Владимиро-Суздальской Руси (сохранилась белокаменная капитель убранства). В 1350-1352 гг. перестроен, расписан изографом Феофаном Греком, створы дверей обиты медью с наведенным золотом рисунком (подобные сохранились  в Рождественском соборе Суздаля). К  началу XVII в. собор обветшал. В 1646 г. сообщалось о невозможности ведения служб. В 1647 г. строительство нового здания по образу Успенского собора Московсвкого Кремля было поручено купцу-зодчему С.Ф.Задорину. В 1652 г. собор освятили. Это было шестистолпное (4 круглых колонны и 2 заиконостасных прямоугольных пилона), пятиглавое здание с красивым западным крыльцом, с гирьками-висягами арок площадки всхода.

     В 1672 г. собор стал кафедральным. Первый нижегородский митрополит Филарет  перенес в него с погоста приходской Похвалинской церкви прах К.Минина. В 1682-1683 гг. собор подновили: сменили кровлю, вместо деревянных поставили каменные, обитые зеленой черепицей главы, на них водрузили золоченые кованые кресты. Это обошлось казне в 1016 руб. В 1692 г. иконописцы Г.Д.Строганова расписали фресками интерьеры.

     К середине XVII в. застройка кремля претерпела существенные изменения. Иван Неронов основал возле Никольских ворот женский Воскресенский монастырь и выстроил в нем каменный собор, кельи и ограду. С учреждением в 1672 г. Нижегородской митрополий первый владыка Филарет за Спасским собором развернул строительство каменного ансамбля своей резиденции. Из кремля постепенно выселялись малозажиточные люди. К 1678 г. здесь осталось лишь 218 жилых дворов. Этот процесс продолжался и далее, особенно после ликвидации по указу Петра I (1699 г.) стрелецких воинских формирований. Их кремлевские дворы были взяты "на государя".

     С учреждением Нижегородской губернии (1714-1719 гг.) на месте бывшего воеводского  двора вдоль кромки Часовой горы был выстроен деревянный дворец губернатора. Средневековый характер застройки  кремля сохранился до второй половины XVIII в., что зафиксировал план Нижнего Новгорода 1769 года. Коренная реорганизация застройки кремля на регулярной основе будет осуществлена лишь во времена Нижегородского наместничества (1779-1796 гг.). 
 
 

 

     

Глава 2 Монастырские ансамбли 

     В городе сохраняются два монастырских комплекса, редкие по историко-архитектурным особенностям для России XVII-XVIII веков Древнейшие из них - Благовещенский и Печерский монастыри. Они, к сожалению, не сохранились в первозданном виде. Многие, в том числе и каменные, их строения оказались стертыми с лица земли.

     Лишь  в XVII столетии, в условиях относительно мирной жизни Поволжья и бурного торгово-промышленного развития, сложились предпосылки для возведения их развитых каменных ансамблей. В последующие века ансамбли утрачивали отдельные обветшавшие здания и обогащались новыми. Ряд памятников XVII века Благовещенского и Печерского монастырей остается уникальным для отечественного зодчества.

     Ансамбль  Нижегородского Благовещенского монастыря. В 1370 г. появился одноглавый белокаменный собор (известен по изображению на иконе XIV в. Алексия Митрополита и древней рукописи). С середины XVII в. под руководством Вельямина Черсткина в Благовещенском монастыре развернулось массовое каменное строительство. Была создана своя строительная артель каменщиков. Ведущие мастера Данило и Григорий Тимофеевы значились государевыми записными, в 60-х гг. XVII в. вызывались для работ в Москву.

     Ансамбль Печерского монастыря. В 30-х гг. XIX в. пришедший из Киево-Печерского монастыря в Н.Новгород Дионисий, будущий крупный церковно-политический деятель Древней Руси, в 5 верстах от города ископал в полу-горе правого берега Волги пещеры, устроил в них монастырь. В XIV в. монастырь получил признание, был пожалован богатыми вкладами, землями и ценностями. Монастырь превратился в культурный центр края, в его стенах жили и трудились философ Павел Высокий, Лаврентий, создатель «Лаврентьевкой летописи», Макарий Желтоводский, Евфимий Суздальский, Григорий Пельшемский и др.

     В XIV - XVI вв. монастырь часто разорялся монголо-татарами. Лишь после присоединения Казанского и Астраханского ханств к России на вклад Ивана IV здесь были построены каменный собор и колокольня, ряд деревянных зданий (сохранилось изображение). Но 18 июня 1597 г. во время сильнейшего оползня были разрушены все строения. При обследовании оказалось, что возводить на этом месте каменные здания нельзя. По указу царя Федора Иоанновича монастырь перенесли на версту ближе к Н.Новгороду, где возвели деревянные храмы и кельи. После Смуты начала XVIIв. власти добились разрешения правительства возвести каменный собор. В развитый архитектурный ансамбль монастырь превращается при архимандрите Германе-строителе. Зодчим был Антипа Константинов. Каменные здания возводились и в XVII, и в XIX вв., но основное ядро художественно ценных памятников создано в XVII в.

     Евфимиевская церковь. Единственный сохранившийся шатровый надвратный храм в древнерусском зодчестве. Деревянноя церковь здесь была срублена по храмозданной грамоте 1629 г. Однако 4 мая 1640 г. она сгорела. Временно на пожарище перенесли рубленую Никольскую церковь, стоявшею на берегу Волги под старым монастырем. С 1642 г. в Балахне закупался кирпич.

     На  исходе 1644 г. архимандритом Печерского монастыря был назначен дьякон Успенского собора Московского Кремля Герман, привезший сюда зодчего Антипу Константинова. Церковь в честь Евфимия Суздальского возведена в 1645 г. Она является ярким  примером строительства «по образцу». Прообразом служил ранее возведенный Антипой Константиновым Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля (1629 - 1631 ). Но надвратная церковь имела некоторые особенности. Она была без притворов и колокольни, с прямоугольной алтарной частью. Горизонтальные габаритные размеры здания в верхней части были заметно меньшими, чем у основания, что зрительно подчеркивало высоту строения (26,7 м). Основание четверика равнялось 9,64 м, а верх его - 9,2 м.

     Низ занимали святые ворота и узкий сводчатый  проход для пешеходов с примыкающей  кельей воротника. К моленному залу под открытым вовнутрь шатром с внутренней монастырской территории ведет каменный всход. Тщательно промоделировано  декоративно-художественное убранство, выразителен силуэт здания. Церковь  служит одной из доминант монастырского  ансамбля.

 

Глава 3 Деревянное зодчество 

     С древних времен в городах и  селах Нижегородского края рубили бревенные  крепости, храмы, избицы и высотные палаты, было налажено массовое производство всевозможного строительного и  поделочного материала. В XVII - XVIII вв. нижегородцы возвели множество уникальных сооружений, что свидетельствует о художественной одаренности, мастерстве и инженерной смелости нижегородских плотников. Основой этого стал высокого качества строительный материал - дерево.

     Клетские  церкви. Были наиболее распространенными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси восток - запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей»(церковь с.Скородум).

     В отличие от поземных клетские храмы  рубились и на высоких подцерковьях. В таком случае строители обращали особое внимание на архитектурно-художественное решение крылец-всходов и открытых в стороны галерей-гульбищ с  постенными лавками, украшали из резьбой  и многоцветной раскраской.

     Высокие причудливые кровли с главками, обильное украшение и общая живописность компоновки объемов храмов выделяли их в облике сел и городов Поволжья, делали предметом гордости прихожан.

Информация о работе Нижегородская архитектура XVII-XVIII