Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:02, реферат
Понятие «бионика» (от греч. «биос» –– жизнь), появившись в начале ХХ в., стало обозначать некую формирующуюся область научного знания, основанную на открытии и использовании закономерностей построения естественных природных форм для решения технических, технологических и художественных (напр. дизайн) задач на основе анализа структуры, морфологии и жизнедеятельности биологических организмов. С бионикой также принято связывать биомеханику –– раздел биофизики, изучающей механические, динамические и морфологические свойства и особенности живых организмов, а также нейробионику, изучающую строение нервной системы человека, животных и моделирование на этой основе клеток-нейронов и нейронных сетей.
Бионическая направленность уже издавна позволяла создавать формы построений и формы архитектуры исходя из их природного назначения и возможностей природных материалов, т.е. как конструирование, так и само построение объектов стало во многом предопределяться особенностями создания подобных форм природой с характерной для нее взаимосвязанной организацией внешних форм и использованием их в строительстве: типы каменных кладок и креплений, кладки деревянных изб, плетеных поверхностей, конструктивных швов, соединяющих полотнища тканей, луковичные формы православных церквей и т.д. Всё время существования цивилизации и культуры природные формы выступали неиссякаемым источником для технических и технологических решений, выступая уподоблением природному формообразованию.
В этом
плане внимание архитекторов, конструкторов,
дизайнеров и т.д. к законам формообразования
и использование в этих областях
форм живой природы предстает
глубоко закономерным и обусловленным,
ибо живая природа в процессе
своего развития имеет тенденцию
и стремится к органической целесообразности
существования, связанной с минимальным
расходом энергии, строительного материала
и времени. Подобная целесообразность
и направленность природных форм,
как представляется, и стала основой
использования закономерностей
формообразования живых структур в
конструктивном, техническом и технологическом
плане в искусственных
Формообразование
в живой природе
Проблематика
науки и творчества в области
архитектурной бионики может
быть отнесена к следующим основным
позициям.
1. Биоматериаловедение охватывает
широкую сферу исследовательских и экспериментальных
работ, объектом которых является изучение
удивительных свойств биоматериалов и
их "производных" — тканей животных
организмов, стеблей и листьев растений,
нитей паутины, усиков тыкв, функциональных
систем организмов и т.п.
Современное биоматериаловедение ставит
трудные задачи создания новых строительных
материалов, обладающих новыми свойствами
и составом на основе структуры биоматериалов
живой материи. Кроме того, правильное
использование самих биоматериапов в
архитектурной практике в более широких
границах, чем обычное "зеленое строительство",
проводимое для достижения оздоровительных
целей и создания защитных конструкций
архитектуры , — одна из перспективных
и важных его задач.
2. Биотектоника
является широкой областью изучения и
освоения закономерностей, форм и строения
живой материи и их применения в области
конструирования. В фокусе своих научных
и творческих интересов биотектоника
концентрирует освоение новых способов
и технических средств, сочетаемых с поисками
эстетических форм конструкций, для материальной
организации пространственной среды человеческой
жизни в архитектуре.
Главные проблемы биотектоники заключаются
в создании новых конструкций на основе
принципов и способов действия биоконструкций
в живой природе; способов связи и узлов
конструкций, взятых из конструирования
живой природы; в создании целостных материальных
структур как органического единства
конструктивных и неконструктивных элементов
на основе взаимодействия подобных элементов
в живой природе; в использовании систем
интернации и экстернации для осуществления
новых тектонических систем в архитектуре
по образцам живой природы; в осуществлении
адаптации и роста гибких тектонических
систем на основе адаптации и роста живых
организмов.
Важным
моментом, сыгравшим свою роль в
обращении архитекторов и конструкторов
к живой природе, явилось внедрение
в практику пространственных конструктивных
систем, выгодных в экономическом
отношении, но сложных в смысле их
математического расчета. Прообразами
этих систем во многих случаях были
структурные формы природы. Такие
формы начали успешно применяться
в различных типологических областях
архитектуры, в строительстве
В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Так в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки, например у широко распространенного «морского уха», состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше.
В качестве примера архитектурно - бионического моделирования можно привести следующий фрагмент из научных отчетов: «Исследование вертикальных конструктивных форм живой природы» (Ю.С.Лебедев, В.Ф.Жданов при участии Л.И.Беловой).
В 1970-1980 гг. с целью изучения поставленной задачи были предприняты исследования купальницы европейской (Trollus europalus L).Сбор экземпляров на стадии цветения составил 70 шт (в Подмосковье, на Кольском полуострове в Заполярье). Линейные размеры – длина (высота) несущего стебля растения, длина междоузлий измерялись с точностью +- 0,5 мм; предельная относительная ошибка измерений диаметра междоузлий, а также веса органов и в целом всего растения не превышала +- 10%.
Высота
несущего стебля от корневой шейки
растения до основания чашелистика
изменяется в пределах 37-78 см. Вероятностное
распределение данного
Несущий стебель содержит не более8 междоузлий. Наиболее распространены растения с 3-4 узлами (4-5 междоузлий) на стебле.
Вероятностное распределение размещения узлов на стебле растений имеет полимодальный характер; особенно стоит отметить две устойчивые моды, соответствующие классовом интервалом распределения со средним значением 0,425 и 0,575. Наличие этих мод обусловлено внутренними генетическими факторами, присущими данному виду растений.
Статистическая
обработка измерений длин междоузлий
показала, что средние значения относительных
величин данного параметра
Измерения диаметров междоузлий показывает, что их относительные значения также можно представить в виде числового ряда, каждый член которого является функцией «золотого сечения». Наибольшее значение диаметра характерно для верхнего конца первого междоузлия; среднее значение 3мм, наименьший – верхнему концу последнего междоузлия; среднее значение находится в интервале 1,8-1,9 мм. Коэффициент вариации диаметров каждого междоузлия равен в среднем 17%.
На основании
полученных результатов можно построить
различные геометрические модели стебля.
На поперечных разрезах стебля у основания
конструкции фигура сечения имеет
форму окружности , которая затем
сменяется формой многоугольника с 13 (11-15)
вершинами, переходящее по мере продвижения
к вершине в восьмиугольник. При этом изменение
фигуры сечения сопровождается ее вращением,
а ребра жесткости – каннелюры – образуют
винтовую поверхность. Такая конструкция
обеспечивает вертикальную и пространственную
жесткость, а также возможность использования
внутреннего пространства для обеспечения
биологических процессов жизнедеятельности
растения. Далее вычисляется еще ряд показателей,
характеризующих сечения и конструкцию
целиком (отношение масс, объемного веса,
площадей, объемов и т.д.) Использование
подобной конструкции можно наблюдать
и в ряде современных проектов и построек.
Вот несколько биологических
конструкций, используемых
в архитектуре:
Можно привести 5 наиболее известных технологий:
5.История использования форм живой природы в архитектурной практике.
Духовный аспект создания бионических форм связан
с попыткой осознать предназначение человека.
В соответствии с этим архитектура трактуется
как «место», где раскрывается смысл человеческого бытия>.
Архитектурная
бионика возникла не случайно. Она
результат предшествующего
Созданные из камня монументальные египетские сооружения будто вырастают из бескрайних песков Ливийской пустыни, а пирамиды Теотиуакана в Мексике похожи на высящиеся над землей горы. Кроме того, в строительстве пирамид использован принцип, на котором основано все множество объектов органической природы, - принцип «золотого сечения».
Еще одна концепция бионической архитектуры – создание эко-домов, которые строятся из природных материалов, органично вписываются в природный ландшафт и являются автономными самообеспечивающимися системами. С этой точки зрения, к бионической архитектуре можно отнести все еще привычные нам деревенские дома, являющиеся частью вполне автономной системы отдельных сельских хозяйств. В более глобальном смысле сюда «вписываются» все постройки, которые возводились человеком еще до начала повального технического бума. Возможно, строились они из натуральных материалов (дерева, глины) исключительно потому, что ничего другого попросту и не было – применение железобетона в строительстве, например, насчитывает не более 160 лет - но сути это не меняет. Все они являются своего рода эко-домами с той лишь разницей, что современная концепция эко-дома шагнула дальше: сегодня при проектировании экологичного жилья большое внимание уделяется разработке систем, которые позволяли бы использовать энергоресурсы природы для обеспечения его обитателя современными благами цивилизации – светом, теплом, горячей водой.
К бионической архитектуре относят также здания и архитектурные комплексы, которые органично вписываются в природный ландшафт, являясь как бы его продолжением. Пожалуй, к одним из самых ярких примеров такой архитектуры можно отнести творения современного швейцарского архитектора Петера Цумтора. Наравне с современными строительными материалами, он использует уже существующие природные элементы – горы, холмы, газоны, деревья, практически не видоизменяя их. Его сооружения словно растут из земли, а, порой, настолько сливаются с окружающей природой, что их не сразу можно обнаружить, как, например, Термы в Швейцарии, которые со стороны кажутся просто зеленой площадкой.
Возникновение
данной области в истории архитектуры
является относительной новацией: так,
зодчий итальянского Возрождения Ф.Брунеллески
в качестве основы для конструирования
купола Флорентийского собора взял скорлупу
яйца, а Леонардо да Винчи копировал
формы живой природы при