Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:02, реферат
Понятие «бионика» (от греч. «биос» –– жизнь), появившись в начале ХХ в., стало обозначать некую формирующуюся область научного знания, основанную на открытии и использовании закономерностей построения естественных природных форм для решения технических, технологических и художественных (напр. дизайн) задач на основе анализа структуры, морфологии и жизнедеятельности биологических организмов. С бионикой также принято связывать биомеханику –– раздел биофизики, изучающей механические, динамические и морфологические свойства и особенности живых организмов, а также нейробионику, изучающую строение нервной системы человека, животных и моделирование на этой основе клеток-нейронов и нейронных сетей.
«...органическая архитектура—это архитектура «изнутри наружу»,
в которой идеалом является целостность.
Мы не употребляем слово «органик» в смысле
«принадлежащий к растительному или животному миру».
Понятие «бионика» (от греч. «биос» –– жизнь), появившись в начале ХХ в., стало обозначать некую формирующуюся область научного знания, основанную на открытии и использовании закономерностей построения естественных природных форм для решения технических, технологических и художественных (напр. дизайн) задач на основе анализа структуры, морфологии и жизнедеятельности биологических организмов. С бионикой также принято связывать биомеханику –– раздел биофизики, изучающей механические, динамические и морфологические свойства и особенности живых организмов, а также нейробионику, изучающую строение нервной системы человека, животных и моделирование на этой основе клеток-нейронов и нейронных сетей.
Своего рода «днем рождения» бионики принято считать 13 сентября 1960 г. –– день открытия в США Международного симпозиума в г.Дайтоне «Живые прототипы искусственных систем –– ключ к новой технике», который официально закрепил создание новой науки. Само же название «бионика» было предложено на этом симпозиуме американским исследователем Дж.Стилом и было принято как официальное наименование новой области знания. С этого момента у архитекторов, дизайнеров, конструкторов и т.д. возникает формальное право на постоянный поиск новых средств формообразования, отвечающих возрастающей динамике жизни и соответствующей возможностям научно-технического прогресса. Представители науки «бионики» избрали для обозначения нового направления эмблему –– скальпель и паяльник, соединенные интегралом с девизом: «живые прототипы –– ключ к новой технике».
В СССР
к началу 1980 гг. благодаря многолетним
усилиям коллектива специалистов лаборатории
ЦНИЭЛАБ, просуществовавшей до начала
1990 гг., архитектурная бионика
Современная
бионика имеет несколько
Начало
ХХ и в особенности начало XXI века
в архитектуре ознаменовалось возрождением
интереса к сложным криволинейным
формам, подчас напоминающим формы
живой природы, а иногда и способным
к трансформациям. Не случайно темой
Венецианской архитектурной бьеннале
2004 г. был выбран термин «Метаморфозы».
Возрождается, уже на новом уровне,
и органическая архитектура, своими
корнями уходящая в конец XIX–начало
XX века, к творчеству Л.Салливена и Ф.Л.Райта,
провозгласивших, что архитектурная форма,
как и в живой природе, должна быть функциональной
и развиваться как бы «изнутри наружу».
Само появление бионики, перекидывающей
мосты от биологии к технике, было предопределено
некой генерализованной цивилизационно-технологической
обусловленностью, ибо издавна известно,
что, например, дельфины и некоторые рыбы
плавают быстрее, чем самые современные
корабли. Поэтому при всё возрастающей
скорости современных надводных конструкций
объектом исследования ученых становится
тело и кожа дельфинов для применения
в кораблестроении тех природных механизмов,
которые позволяют дельфину двигаться
быстрее. Изучение аналогии в живой и неживой
природе получило распространение для
дальнейшего использования принципов
построения и функционирования биологических
систем и их элементов при совершенствовании
как уже существующих технических объектов,
так и при создании принципиально новых
механизмов, строительных конструкций,
аппаратов и даже компьютерных систем.
«Каждое здание, предназначенное для человека,
должно быть составной частью ландшафта,
его чертой, родственной местности и неотъемлемой от нее.
Дом – это поистине вторая кожа не только человека,
но и той точки земли, где он возведен»
Чтобы выжить в суровых условиях, человек давно сооружает искусственные оболочки для жилья: сначала пещеры, потом дома, затем квартиры и т.п.
Природная среда является для человека, с одной стороны, источником неблагоприятных климатических воздействий, от которых необходима защита, с другой стороны, источником жизненных сил, с которыми должна быть постоянная связь. Эти противоречия составляют причину постоянного улучшения жилья человека.
Экология
- это не столько наука о защите
окружающей среды от человека (как
иногда думают), сколько наука о
современных способах развития природы
и человека. Сегодня мы научились
хорошо защищаться от ветра, дождя, холода
в жилом доме. Но при этом отрываемся
все больше и больше от деревьев, травы
и неба.
Технократическое
развитие последних десятилетий
почти полностью подчинило себе
образ жизни человека. Это привело
к тому, что постепенно, шаг за
шагом, человечество вышло из своей
экологической ниши обитания на планете.
Фактически, мы стали жителями искусственной
«природы», созданной из стекла, бетона
и пластика, экологическая совместимость
которой с жизнью живого организма
неуклонно стремится к нулю. И
чем сильнее искусственная
Визуальная среда является одним из важных экологических факторов, учитывая тот факт, что 80 % информации человек получает посредством зрения. Неблагоприятная визуальная среда может вызывать у человека раздражение, привести к тяжелым психическим расстройствам и даже становиться причиной повышения агрессивности. Этой проблемой и ее решением занимается видеоэкология – новое научное направление, нацеленное на изучение видимой среды как экологического фактора.
В современных
крупных городах присутствует агрессивная
визуальная среда, которую создают
однотипные прямоугольные здания с
гладкими поверхностями, с однообразными
серыми оттенками. Окружающая визуальная
среда не соответствует физиологическим
нормам зрения. Однообразная визуальная
среда провоцирует человека на агрессию,
ученые говорят о возникновении
«синдрома больших городов» в
городах с однообразными
Формы, линии бионических сооружений дополняют ту местность, в которой предполагается строительство таких сооружений. Когда человек смотрит на подобное здание, у него не возникает чувства раздражения – глазу есть за что зацепиться.
Еще полвека назад известный японский архитектор Кисе Курокава, который также использовал идеи бионики в своих проектах, говорил о переходе от «принципа машин к принципу жизни» и о том, что способность человека существовать в симбиозе с другими жизненными формами и системами планеты является определяющей для выживания его как биологического вида.
Уже сейчас в городах мира появляется все больше «биморфных» зданий, поражающих своей красотой и гармоничностью, все чаще в конструкциях жилых домов и общественных зданий используются солнечные батареи и другие альтернативные источники энергии. Возможно, когда-нибудь наши дома будут похожи на птиц, деревья или цветы, сливающиеся с окружающими пейзажами, а технические решения позволят нам дышать чистым воздухом и жить в естественной природной среде, не причиняя ей вреда.
Бионика
– это инновационный
Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт. Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции. В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.
Сейчас,
например, ученые занимаются глубоким
изучением механизма
Архитектор не должен отказываться от красок,
а напротив использовать их для придания жизни
формам и объемам. Цвет - это дополнение формы и
самое яркое проявление жизни
Первое впечатление о здании в бионическом стиле - постройки выбиваются из правильной геометрии. Природные формы объекта будят воображение. В бионике стены подобны живым мембранам. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклых поверхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже не просто перегородка, она живет подобно организму.
Только представьте, войдя в органическое здание, вы ощущаете себя погруженным в чудесный мир, наполненный светом прозрачного цвета. Цвет создает особый мир интерьера, оживляя и открывая материалы, просвечивающиеся под слоем краски. Цвет живет и движется по своим законам. Создается впечатление, что он влияет на усиление либо ослабление функций здания и пространства.
В бионическом строении благодаря постоянно меняющемуся балансу взаимодействия желаний и пространственных возможностей человек испытывает ощущение движения - в покое, и покоя - в движении пространства. Малейшее движение сдвигает баланс сил, благодаря чему меняется восприятие пространства. Постоянство и изменение, симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость существуют в хрупком равновесии. Заметьте, и в движении, и в покое всегда присутствует ощущение равновесия.
Бионика
стремится максимально раскрыть
назначение каждого помещения в
жилище. Никакой взаимозаменяемости
комнат. Спать нужно в спальне,
готовить на кухне, а гостей принимать
в гостиной. Каждая комната предназначена
для отведённой ей роли и оборудована
для этого с наибольшим комфортом.
От функций к форме и к закономерностям
формообразования - таков основной путь архитектурной бионики.
Каждое живое существо на планете является совершенной работающей системой, приспособленной к окружающей среде. Жизнеспособность таких систем – результат эволюции многих миллионов лет. Раскрывая секреты устройства живых организмов, можно получить новые возможности в архитектуре сооружений.