Архитектурный и художественный ансамбль Версаля как отражение картины мира XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:24, реферат

Краткое описание

Задачи данной работы заключаются в исследование архитектурных и художественных особенностей версальского дворцово-паркового ансамбля. А также интересно проследить синтез двух стилей искусств, соединившихся в дворцово-парковом ансамбле Версаля и проанализировать, как проявляется мировоззрение XVII века во всех выше перечисленных особенностях версальского ансамбля.

Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………………. 3
II. Основная часть
Глава 1. Общая характеристика культуры XVII века …………………... 5
Глава 2. Версаль как символ абсолютной монархии во Франции
2.1 История строительства Версаля …………………………………………. 9
2.2 Архитектурно-художественная композиция Версаля …………...……. 12
2.3 История создания и композиционные особенности
версальского парка ……………………………………………………….. 15
2.4 Особенности пространственной композиции Версальского парка …… 19
Глава 3. Версаль как отражение картины мира XVII мира ..……………21
III. Заключение ..………………………………………………………………..25
IV. Список литературы ……………………………………………..………… 26

Файлы: 1 файл

реферат Версаль.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

          МИНИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  -

                                   Высшая школа народных искусств (институт)

                                                              (ВШНИ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   РЕФЕРАТ 

        Архитектурный и художественный ансамбль Версаля

                    как отражение картины мира  XVII века 
 

                     
 
 
 

                                                                                             

                                                                                           
 
 

                                                  

                                                    

                                                     С.-Петербург

                                                       2011 

                                      Содержание 

I.  Введение ……………………………………………………………………. 3

II. Основная часть

Глава 1. Общая характеристика культуры XVII века …………………... 5 

Глава 2. Версаль как символ абсолютной монархии во Франции

  2.1  История строительства Версаля …………………………………………. 9

  2.2  Архитектурно-художественная композиция Версаля …………...……. 12

  2.3 История создания и композиционные особенности

        версальского парка ……………………………………………………….. 15

  2.4 Особенности пространственной композиции Версальского парка …… 19  

Глава 3. Версаль как  отражение картины  мира XVII мира ..……………21 

III. Заключение ..………………………………………………………………..25

IV. Список  литературы ……………………………………………..………… 26 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение

    Вторая  половина XVII века период развития классицизма  во французской архитектуре. Это  эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля воплощением государства.  Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. Так создается Версаль идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий пример устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума.

    Дворец  и парк Версаля один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец первоклассным памятником архитектуры.

    Версаль как архитектурно - парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним  строителем подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим. Над  этим ансамблем работала плеяда блистательных  мастеров. Они создали сложный  и законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

    Искусство Версаля является выражением законченного и последовательного мировоззрения эпохи классицизма. Поэтому целью данной работы является  анализ  Версаля как дворцово-паркового ансамбля, состоящего из разнообразных, но связанных единым замыслом элементов, которые являются отражением картины мира XVII века.

    Задачи  данной работы заключаются  в исследование архитектурных и художественных особенностей версальского дворцово-паркового ансамбля. А также интересно проследить синтез двух стилей искусств, соединившихся в дворцово-парковом ансамбле Версаля и проанализировать, как проявляется мировоззрение XVII века во всех выше перечисленных особенностях версальского ансамбля.

    При подготовке данной были прочитаны и использованы различные материалы по выбранной теме. Например,  в работах  Д.С. Лихачева по садово-парковому искусству  и Т.Ф. Саваренской «История градостроительного искусства»  раскрыта проблема строительства дворцово-паркого ансамбля Версаля.

    Из  работы М. Свидерской «Пространственные искусства в культуре семнадцатого столетия» и работы Ю. Зотова  «Классицизм: к определению понятия» были использованы материалы для характеристики общей культурной ситуации XVII века.

    Для раскрытия цели  данной курсовой работы  была изучена работа С. Хохловой «Дворцово-парковый ансамбль Версаля в контексте французской культуры второй половины XVII века». В данной работе подробно рассмотрена проблема Версаля как многоаспектного явления, в котором отразилось мировоззрение  людей XVII века.

    Были  изучены статьи Алпатова о Версале и об искусстве Франции XVII, а также работа  Т.П. Каптерева, В.Е. Быкова «Искусство Франции XVII века» - из которых также были использованы материалы.

    Конечно же при рассмотрении данной темы были использованы учебники по истории искусств. 
 
 
 
 

            Глава 1.  Общая характеристика культуры XVII века 

    Конец  эпохи Возрождения был также концом и существования традиционной целостности культуры. Ей на смену приходит многоотраслевое структурное (культурное) единство и   именно XVII столетие является начальной ступенью в формировании этого единства. Основной  признак нового времени – противоречия между обществом и личностью, проникающее в область культуры. 

    Отражение возникшего в новое время конфликта  между личностью и обществом  приводит к разрушению классической гармонии. Несовпадение между явлением и смыслом, разрыв между миром  идей и миром вещей, необходимость анализировать обозначившиеся трещины  в картине мира  - все это ощутимо подрывало прежние преимущества искусства, основанные на предметной наглядности и пластичности образного строя. Это также нарушало прежние соотношения в системе искусства в целом, обусловив в ней сдвиг в пользу других искусств. Так  для XVII века характерна не только значительная роль пространственных искусств, переживающих  в этот период новый яркий расцвет, но и выдвижение пространственно-временных искусств.

     XVII век – «золотой век» театра. «Весь мир лицедействует», «мир- театр», «жизнь-театр» или «театр  мира», «театр жизни» -  все  это варианты «формулы»  XVII столетия, получившие подлинное богатство  актуального мировоззренческого  и исторического содержания. …. В такой  ситуации оказались в  XVII столетии реальность и идеал, жизнь наличная, как она есть и жизнь должная, желаемая; «малый мир», сомкнутый вокруг человека как его среда, как окружающая действительность – и «мир большой », природа, вселенная...» 1

    Изменение в ситуации в сфере пространственных искусств связано не только с переходом  общекультурной роли в XVII столетии к  искусствам пространственно-временным. Сохранив за собой значение одной  из ведущих областей творческой деятельности,  они с достаточной полнотой и очевидностью отразили и другие перемены, характерные для искусства Нового времени. Именно пространственные искусства оказались наиболее непосредственно затронуты изменением самого статуса искусства в Новое время, утратой прежней мифоподобной универсальности и всеобщности значения и функции, которые  были присущи ему в эпоху возрождения.

    XVII столетие в европейской художественной  культуре – последняя эпоха,  отмеченная продолжением существования  различных, подчас очень ярких  модификаций барокко и классицизма. Эти стили XVII столетия отразили противоречивость и сложность этой исторической эпохи. Прежде всего, ее разнонаправленную ориентацию – обращенность к прошлому, нацеленность на преодоление эксцессов Возрождения и напротив, устремленность в будущее. И каждый из стилей – и барокко и классицизм- по своему интерпретирует конфликт Нового времени, конфликт между личностью и обществом.

    «Одно из существенных различий этих стилевых концепций состоит в том, что содержательная форма барокко охватывает весь «театр мира», совмещая два контрастных образа сущего: мир как космическое единство – то есть стихия природы, и стихия жизни человеческой – и мир как предустановленный миропорядок, как иерархия ценностей от Бога….. Мир классицизма более органичен – это преимущественно человеческий (в основе - социальный) …..» 2

    Что же касается Франции, то это время  формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция становиться  самой могущественной абсолютистской державой. Это также и время сложения национальной школы, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция. 

    Абсолютизм  предопределил многие характерные  особенности французской культуры XVII века. К королевскому двору были привлечены ученые, поэты, писатели, художники. Были возведены грандиозные дворцовые и общественные сооружения, созданы величественные городские ансамбли. Искусству вменялось в обязанность прославление монархии. Но было бы неверно сводить все идейное многообразие французской культуры XVII столетия только к выражению идей абсолютизма.

    Официальное придворное искусство, которое было призвано возвеличивать французскую  абсолютную монархию, окружать ее ореолом  небывалого великолепия, использовало формы барокко - основного стилевого направления в искусстве большинства европейских стран XVII столетия. «Полное противоречий, искусство барокко совмещало иррационализм и мистику с новыми представлениями о многообразии, изменчивости мира и всеобщем движении, иллюзорное с реальным, религиозную экстатичность с подчеркнутой чувственностью, нарочитую идеализацию с жизнеутверждающей силой. Тяга к грандиозности, динамике форм, преувеличенной патетике и повышенной эмоциональности образов, невиданному и вычурному придавала произведениям барокко - архитектуре, скульптуре и монументально-декоративной живописи - впечатление ослепительной зрелищности»3.

    Придворное  искусство Франции с его арсеналом  барочных приемов не определяло, однако, общей картины развития художественной жизни страны.  Наиболее глубокое отражение существенные особенности эпохи получили в искусстве классицизма. Этот сложный и противоречивый стиль по-разному проявился в драме и поэзии, в архитектуре и изобразительных искусствах. В то же время общие принципы французского классицизма обладают определенным единством. Представители классицизма находили воплощение своих общественных идеалов в Древней Греции и республиканском Риме, так же как олицетворением эстетических норм для них было античное искусство. Именно обращение к античному искусству, к образам и приемам классики и породило сам термин «классицизм».

    Согласно  эстетике классицизма, разум признавался  основным критерием прекрасного. Характерное  для французской культуры XVII века утверждение организующего начала разума, величия человеческой мысли, способности к строгой дисциплине мышления отражало подъем прогрессивных кругов общества, рост самосознания нации, расцвет точных наук и светской культуры.

    Вместе  с тем в условиях абсолютистского  строя с особой остротой должна была обнаружиться зависимость человека от государственной регламентации, от освященных законом сословных барьеров и всякого рода других официальных установлений.

      В идеологической борьбе того  времени были вполне закономерными  попытки представителей высшей государственной власти превратить классицизм в официальный стиль абсолютистской монархии. Выражению идей абсолютизма благоприятствовали призывы классицизма к внутренней дисциплине и строгой упорядоченности, пафос общественного долга. Однако то лучшее, что было создано мастерами классицизма, те действительно высокие идеалы, которые утверждали в драматургии Корнель и Расин, а в живописи Пуссен, - идеалы возвышенного героизма, гражданственной доблести, нравственной чистоты и благородства - были не только далеки от официальных требований, но зачастую и противоположны им.

Информация о работе Архитектурный и художественный ансамбль Версаля как отражение картины мира XVII века