Архитектурные древности Орловщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

Как ни мала, по нашим понятиям, Орловская область, а все же больше Израиля в его современных границах. Орел старше Нью-Йорка и Вашингтона, а происхождение орловских так называемых «малых городов» теряется в седой древности. Болхов, Мценск, Новосиль, Ливны, Кромы… Какая дивная музыка, которую, правда, сегодня редко кто слышит! На старинных картах Орловская губерния похожа на огромную сказочную птицу, во весь размах бесшумных своих крыльев устремившую полет на северо-восток. Но ведь так оно и было в истории! Некогда ее территория входила в состав древней Киево-Черниговской Руси.

Оглавление

Введение
Николаевская женская гимназия.
Церковь Св. Преподобного Сергея Радонежского.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая).
Церковь Крестовоздвиженская.
Церковь Воскресения Христова.
Церковь Покрова Богородицы.
Кафедральный Троицкий (Ново - Троицкий) собор при Архиерейском доме.
Успенский собор.
Дом Штернберга.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат - копия.docx

— 2.96 Мб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Государственный университет  – учебно – научно – производственный комплекс»

 

                              Кафедра «Архитектура»

 

 

РЕФЕРАТ по дисциплине:

«Современные проблемы архитектуры, градостроительства, дизайна»

на тему : «Архитектурные древности Орловщины».

 

 

Студенты гр. 61-АР:

    Антошина Н.П.

Банцеров Н.Б.

Васильва Р.А

Жданов Д.С.

Мальцева А.В.

Соковикова О.О.

Стебаева А.А.

Терехова М.С.

Хаченкова М.С.

 

 

Преподаватель ____________________________ Захарова О.А.

 

Орел 2012г.

 

Содержание

Введение

  1. Николаевская женская гимназия.
  2. Церковь Св. Преподобного Сергея Радонежского.
  3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая).
  4. Церковь Крестовоздвиженская.
  5. Церковь Воскресения Христова.
  6. Церковь Покрова Богородицы.
  7. Кафедральный Троицкий (Ново - Троицкий) собор при Архиерейском доме.
  8. Успенский собор.
  9. Дом Штернберга.

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Как ни мала, по нашим понятиям, Орловская область, а все же больше Израиля в его современных границах. Орел старше Нью-Йорка и Вашингтона, а происхождение орловских так называемых «малых городов» теряется в седой древности. Болхов, Мценск, Новосиль, Ливны, Кромы… Какая дивная музыка, которую, правда, сегодня редко кто слышит! На старинных картах Орловская губерния похожа на огромную сказочную птицу, во весь размах бесшумных своих крыльев устремившую полет на северо-восток. Но ведь так оно и было в истории! Некогда ее территория входила в состав древней Киево-Черниговской Руси. Через Орловскую землю проходили основные миграционные пути — самые короткие, междуречьем Оки и Десны! — которые соединяли Киев и Чернигов на юго-западе с Владимиром, Суздалем и Ростовом — на северо-востоке. Этими сокровенными путями пришло на нашу землю православие. Только потом забрезжила Москва, только потом явилась Россия!

Церкви на Орловщине строили  помещики, купцы, служилые и приходские люди, даже крепостные. Воистину это  было общенародное дело. Церкви горели во времена нашествий инородцев, но тут же отстраивались заново. Америка тянулась к небу небоскребами, Россия — церквами. Какие великие тайны приоткрываются хотя бы за этим общеизвестным фактом, какие истины! После 1917 года началось повсеместное, страшное, целенаправленное уничтожение православия и вместе с ним— духовности и красоты русского человека и русской земли.

В начале XX века, как, впрочем, и в его конце, сатанинские силы сконцентрировались для решающего удара именно в России, что было за мечено наиболее проницательными умами. Невероятны масштабы разрушений - невосполнимых, необъяснимых, чудовищных.

 

 

Николаевская  женская гимназия 1874г.

Для нужд женского образования  в Орле существовали женское приходское училище и пансионы: в первом из них число учениц доходило до 113 и  более, а в трех пансионах –  до 50. В 1860 г. в Орле открыли низшее  женское училище, а в 1863 г. – и  высшее, известное под названием  Николаевского женского училища 1-го разряда.

Здесь при шести классах  обучались девицы всех сословий по гимназическому курсу. Первоначально (с 1863 г.) Николаевское училище помещалось в доме Арчакова, на Болховской улице. В 1870 г. его переименовали в женскую гимназию и в 1874 г. перевели в новоотстроеный дом купца Михаила Александровича Хлебникова, на углу Болховской (Ленина) и Введенской (7-го Ноября) улиц.

В годы Великой Отечественной  войны здание сгорело, но было восстановлено, и в нем долгое время помещалась областная библиотека им. Н.К. Крупской (сейчас им. И.А Бунина). При строительстве в 1961 г. Дома Советов здание бывшей Николаевской гимназии снесли. В настоящее время на этом месте располагается сквер перед администрацией области.

Церковь Св. Преподобного Сергея Радонежского, 1786-1788, 1795 гг.

Находилась на территории завода “Текмаш”.

Строительство было начато в 1786г., вместо упраздненного ранее  Ахтырского кладбища. Главным строителем был орловский купец Григорий Петрович Ситников. При строительстве  использовались кирпичи от разобранного ранее Рождественского собора.

9 декабря 1789 года храм  был закончен и освящен. В  1795 году орловские купцы Г.П.  Ситников, С.П. Шушпанов, И.И. Овчинников  и И.К. Пастухов на сои деньги  построили при церкови небольшую  колокольню. В 1872 году трапезную  увеличили постройкой двух приделов, а в 1884 расширили главный храм. В 1899 – 1990 гг. церковь капитально  ремонтировалась.

Храм имел три престола: главный  Св. Преподобного Сергея Радонежского, в правом приделе – во имя апостола Андрея Первозванного и Св. Алексея, человека Божьего. При нем находилась Сергиевская богадельня на 75 орловских  мещанок.

В 30-е годы с храма были сбиты купол и верхние ярусы  колокольни. Позднее церковь, вместе с кладбищем, оказалась на территории завода “Текмаш” и была уничтожена в 50-е годы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая). 1853-1904 гг.

Находилась на месте нынешнего  ЦУМа. 28 мая 1853г. вместо разобранной  Покровской церкви по проекту архитектора  Н. Ефимова в присутствии епископа Смарагда состоялась церемония закладки нового обширного пятиглавого храма, оконченного уже в 1860г. Но проводившийся  подрядчиком в 1863г. осмотр кирпичной  кладки выявил ряд серьезных конструктивных просчетов, из-за чего дальнейшие работы были приостановлены. Наконец, 8 ноября 1873г. в 8 часов «со страшным шумом  и грохотом» рухнули центральный  и один из боковых куполов. Человеческих жертв, по счастью, удалась избежать, но безвозвратно погибли 50 тысяч рублей, израсходованных на строительство. В 1874г. освятили трапезную с приделами  Св. жен-мироносниц и во имя Св. Петра и Павла.

В 1879г. вновь учрежденный  попечительский комитет во главе  с купцом  З. Петровым-Пастуховым приступил к достройке храма. В 1881г. завершили колокольню, а к 1885 г. окончили главную холодную церковь, но работы по ее отделке и росписи  затянулись еще почти на 20 лет.  Для храма изготовили мраморный  иконостас и в качестве образцов для стенной живописи использовали сюжеты из храма Христа Спасителя  в Москве и Свято-Владимирского  собора в Киеве.

27 июня 1904г. один из  самых больших и великолепно  убранных храмов в городе, вмещавший  до 5 тысяч человек, был освящен.  Ему принадлежала  часовня, стоявшая  рядом с храмом, построенная Орловским  городским обществом в память  избавления императора Александра  II 4 апреля  1866 года от угрожающей опасности и освещенная во имя Преподобного Иосифа Песнописца.

В 1918г. с Покровской церкви по решению епархиальных властей  сняли двуглавых орлов, «дыба  не раздражать толпы». В 30-е годы сбили  купола и завершение колокольни. Сам  храм «как не представляющий архитектурной  ценности» снесли в 1948-1952гг., хотя генеральный  план восстановления города предусматривал его сохранение. 

 

Церковь Крестовоздвиженская. 1809 – 1836 гг.


Располагалась в районе кинотеатра «Родина» и памятника Поликарпову. Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня с приделом Св. Иоанна Богослова  была заложена в 1759 г. и окончена в 1776 г. Но новый храм оказался слишком  тесным для быстро растущего прихода, поэтому недалеко от нее строителем купцом С. Тимофеевым сыном Анцыфоровым  была заложена трапезная новой церкви с двумя приделами: Св. Пророка  Ильи (освящен 27 декабря 1809 г.) и Евангелиста  Иоанна Богослова (20 декабря 1810 г.). Строительство  же главного храма закончилось только в 1836 г. В следующем году старую церковь  разобрали, а материал употребили на еще продолжавшую строиться колокольню, место же разобранного храма обозначили каменным столбом, огражденным деревянной решеткой. Во время большого пожара 26 мая 1848 г. храм обгорел, но скоро был  отремонтирован.

В 1861 г. в Крестовоздвиженской  церкви стоял гроб с телом А.П. Ермолова, по которому отслужили литургию и панихиду.

В 1869 г. вокруг храма поставили  красивую чугунную ограду, а около  алтаря разбили сад. В 1872 г. его расписали  внутри «священной живописью».

В 1894 г. после ремонта храм сделали полностью теплым, а благодаря  росту числа прихожан Крестовоздвиженский  приход стал самым многолюдным в  городе. В декабре 1895г. церковным  причтом был куплен в одном  из самых бедных районов двухэтажный  дом, в котором с 1896 г. находилась церковно-приходская школа, содержавшаяся  на средства храма.

В 1929 г. Крестовоздвиженскую  церковь закрыли и использовали под ссыпной пункт. В начале 30-х  годов храм был взорван.

 

Церковь Воскресения Христова (1840-1865, 1885-1890 гг.) 
                  Располагалась на углу улицы Черкасской и Воскресенского переулка. Сейчас на этом месте стоит четырехэтажный жилой дом.

Воскресенский приход в Орле был известен еще в XVI в. В то время  Воскресенская церковь с приделом Ильи Пророка находилась в Стрелецкой слободе, располагавшейся за городом, а сам храм стоял на месте современной  Ильинской (Николо-Песковской) церкви. В годы Смутного времени (1604-1612) и слобода и храм были сожжены. При восстановлении Орла в 1636 г. воевода Борис Колтовский указал орловским стрельцам селиться на новом месте в черте городских  
укреплений, где стрельцы построили свой приходской храм, освятив его в память о некогда бывшей в их слободе церкви в то же имя. В 1673 г. во время большого городского пожара и этот храм сгорел, но был восстановлен.

В 1688 г. священник Фома Гаврилов на месте деревянного выстроил каменный двухэтажный храм. В конце 70-х - начале 80-х годов XVIII в. при церкви существовала богадельня, содержавшаяся на средства известного своей строгой и праведной  жизнью протоиерея Иоанна Коренева. Храм с богадельнями тогда назывался  Воскресенской лаврой. В 1811 г. в храме в нижнем этаже был устроен придел во имя Всех Святых. В 1822 г. там же устроили еще один придел во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. 

           К концу 30-х гг. XIX в. Воскресенская церковь значительно обветшала и стала малопоместительной для значительно выросшего прихода, поэтому ее причт начал ходатайствовать о возведении нового, более обширного храма. В 1840 г. стараниями старосты купца Н.О. Подшивалова состоялась закладка трапезной новой церкви, оконченной в 1842 г., с двумя алтарями: иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (справа) и Пророка Божиего Ильи (слева). Около 1842-1843 гг. по ветхости разобрали старый храм. В 1841 г. был составлен проект новой церкви, осуществление которого началось в 1846-1847 гг. на средства купцов И.П. Кузнецова, Т.Я. Антошина и А. Собакина. В 1865 г. храм был окончен и освящен.

В 1885 г. на месте разобранного древнего храма началось строительство  каменной колокольни, оконченной в 1890 г.  В 1877, 1879, 1896, 1897, 1899 гг.  храм ремонтировался и благоустраивался. В холодной церкви кроме главного Воскресенского устроили еще два престола: Св. великомученика Пантелеймона (справа) и Всесвятский (слева). 1 сентября 1899 г. при церкви открылась одноклассная церковно-приходская школа, устроенная "тщанием" настоятеля протоиерея Ф. Лебедева и церковного старосты Я.И. Чепурнова.

Воскресенская церковь была закрыта в 30-е годы XX в., а вскоре началась ее разборка. Окончательно ее снесли после войны.

 

 

 

Церковь Покрова  Богородицы

Церковь Покрова Богородицы (гарнизонная) (конец 19 века) находилась на улице Московской, на месте дома 108, напротив завода «Текмаш».

Вплоть до последних годов 19 века в Орле не имелось постоянной гарнизонной  церкви для расквартированных в  городе и его окрестностях войск. Их функции в разное время выполняли  Знаменская часовня у церкви Николая  Чудотворца и Борисоглебский собор.

В 1899 г. специально для этой цели была выстроена гарнизонная  Покровская церковь для расквартированного в Орле 51-го Черниговского драгунского (с 1909 г. = 17 Черниговского гусарского) полка. 6 мая 1904 г. храм посетил император  Николай II, оставивший об этом следующую запись в своем дневнике: «Встал рано с дождливой прохладной погодой. В 8 часов сел на лошадь около города Орла и поехал к выстроенной в поле 2-й отд. Кавалерийской бригаде. Проведя ей смотр, вернулся в поезд. Через несколько минут доехали до Орла, где была встреча и почетный караул от 141-го Можайского полка. В церкви Черниговского драгунского полка была отслужена обедня, после которой поехал с Мишей в собор.»

Священником Покровской церкви некоторое время служил Митрофан Серебрянский, участник русско-японской войны и автор интереснейшего «Дневника полкового священника», а в последствии духовник великой  княгини Елизаветы Федоровны, по ее настоятельной просьбе приглашенный в Марфо-Мариинскую обитель в  Москве.

В 1912 г. на братском военном  кладбище (находилось позади Троицкого) была заложена Всесвятская часовня. Через 10 лет ее разрушили, а вскоре уничтожили кладбище.

Гарнизонная Покровская церковь  была закрыта в 1929 г. и передана под  столовую завода им. Медведева. Тогда  же разобрали венчавший ее барабан  и верхние ярусы колокольни. Окончательно здание снесли после Великой Отечественной  войны.

 

 

Кафедральный  Троицкий (Ново - Троицкий) собор при  Архиерейском доме 1860-1879 гг.

Информация о работе Архитектурные древности Орловщины