Архитектура буддизма в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение становления японской храмовой архитектуры, влияние буддизма на развитие в истории всей японской архитектуры.
При написании этой работы были использованы следующие виды источников: теоретические, аналитические, а также исторические. В теоретической литературе были освещены основные понятия архитектурного строительства и различные подходы к изучению храмовой архитектуры. Анализ осуществлялся на основе ряда исследовательских работ, таких как «Искусство буддизма» Р. Фишера, «Японская архитектура» Нобору Кавадзоэ. Основным источником для составления более полной картины исследования послужили различные иностранные работы по данной проблематике.

Файлы: 1 файл

Архитектура буддизма.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

 

Бёдоин

Интересным примером планировки храмового комплекса согласно доктрине чистой земли является ансамбль Бёдоин. Храм Бёдоин близ Киото возник на месте  загородного дома, принадлежавшего  богатому семейству Фудзивара. В  центре ансамбля, как принято, размещается  главный зал — храм Феникса (Хоодо), содержащий позолоченную статую Будды  Амиды. Маленький, но изысканный в своем  убранстве интерьер, сияющий золотом  и перламутром, включал в себя золоченую статую Амиды, а вокруг на стенах были прикреплены деревянные фигурки небесных музыкантов, движения которых дополняли красоты пейзажных  сцен, написанных красками на внутренних дверях. Увеличение декора происходило  вместе с большим изгибом кровель.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, —  а точнее возносящие ввысь, — легкие и изящные детали. Например, фигурки  фениксов на коньке крыши. По преданию, в плане ансамбль должен был изображать фантастическую птицу Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди  пруда, окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное  здание с боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как будто  действительно для придания храму  сходства с птицей. Сзади также  размещается крытая галерея, образующая «хвост». Здание дает нам пример элегантного  «стиля Фудзивара». По храму Феникса  мы можем получить представление  о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

 

Стили буддийской архитектуры в Японии

 

Секта Дзэн

Дзэн имела глубокие связи  с китайской культурой и учениями и не была монополизирована двором, к которому подозрительно относилась воинская знать.

Как и все новые доктрины, секта Дзэн принесла свой архитектурный  стиль в Японию, он, как и стиль  Великого Будды, был разработан в  Китае, но с собственными отличиями. Комплекс храмов Дзэн отличается двусторонней симметрией. Это отражает регламентацию  ежедневной жизни монахов, в которой  каждое действие подчинено религиозной  дисциплине. Секта Дзэн выработала правила не только для формы и  назначения каждого здания в комплексе, но также для их совместного расположения и масштаба в совокупности.

Структура и орнамент отдельных  залов определяют специфичность  стиля Дзэн: каждый зал опирается  на каменный фундамент и имеет  каменный пол; столбы стоят на высеченных из камня блоках или плинтах (собан), они обтесаны сверху и снизу; скобы  размещаются над каждым столбом (как в стиле Великого Будды) и  в области интерколумний.

Стиль Дзэн известен как  «китайский стиль» (кара-э) в противоположность  более раннему стилю буддийской архитектуры, который к XII в. стал рассматриваться  как местный, и соответственно назывался  «японским» (ва-э).

Самый старый храм дзэн-буддизма в восточной Японии, Дзидзодо Сёфукудзи, относится к 1407 г. согласно чернильной надписи на одной из его стен. Одноэтажная конструкция состоит  из трех помещений, но её декоративная крыша (мокоси) придает вид двухэтажного строения. В середине Дзидзодо находится квадратная секция, внутри которой стоит алтарь.

Хотя стиль Дзэн был  ввезен из Китая, было бы ошибкой предполагать, что сохранившиеся здания полностью  копируют китайские прототипы. В  течение многих лет японские мастера  меняли первоначальные образцы в  соответствии с национальными предпочтениями. В качестве примера можно привести покрытие крыш, для которого в Японии используют деревянную дранку, а в  Китае — черепицу. Это объясняется  особенностями двухъярусной системы  стропил. Нижний ряд стропил (кэсодаруки) выставлен, а первый ряд (нодаруки), который действительно поддерживает крышу, спрятан и находится выше. Позднее конструкция была усилена  добавлением кронштейна или консоли (ханэги) между двумя уровнями стропил. «Спрятанная» крыша стала новацией японцев, её использование сделало  японские храмы во многом отличными  от китайских.

План дзэнского монастыря. Один из примеров — сохранившийся  план Кентёдзи, датируемый 1331 г., на нем  видно, что храм был перестроен после  пожара в 1315 г. Один вход в храмовый комплекс представлен в виде изогнутого моста. Следующий вход — через  главные ворота (сомон), — проходит между кустами можжевельника, которые  растут вплоть до ворот Просветления (саммон), отсылающим к внутренним воротам (тюмон). Восточнее находятся купальня (ёкусицу), западнее — уборная (сейтин). Дальше размещается центральный  двор, где выращивается можжевельник, за ним стоит храм Будды (Буцудэн). Восточнее этого храма — тотидо (зал для поклонения местным божествам), западнее него — зал основателей (сосидо). С восточной стороны  главного двора находится кухня (кури), а к западу — жилые помещения  монахов (содо в дзэнских комплексах). Затем на севере — зал Закона (хатто), первоначально предназначенный  для изучения доктрины. В северной части ансамбля находится гостевой зал (кякудэн) для приема важных персон. Далее расположен изящный пруд. В  других комплексах Дзэн эта местность  окружена ходзо, домом настоятеля монастыря, и второй площадью для лекций и  доктринальных дискуссий.

Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали. Система крыши представляет собой  «чудо» комплексной инженерии. Действительно, визуально кажется, что потолок  нависает прямо над алтарной частью. Реальный конец потолка поддерживается двумя столбами, которые протягивают  его до конца алтаря, из-за этого  с входа алтарь не видно. Передняя часть потолка держится на двух коротких «бутылкообразных» подпорках, которые базируются на двух огромных перекрытых балках. Эти балки соединяют две комнаты. Стропила, расходящиеся из центральной квадратной площади, расположены надо всем помещением, а не только над углами, как в стиле Великого Будды. На внутренней стороне крыши находятся два типа выставленных стропил: низкие стропила и «летящие» стропила после них. Вместе они образуют видимую нижнюю крышу и маскируют «спрятанную» крышу. Третий тип стропил, «хвостовые стропила» (одаруки), заделаны в скобы. Резные концы этих стропил создают впечатление визуальной сложности скобочной системы. Эти стропила параллельны, как в японском стиле.

Важным новшеством дзэнских монастырей стали особые символические  сады, где на небольшом участке  земли художник настолько искусно  располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, созерцающего сад, создавалось впечатление большего пространства.

 

Средневековый японский стиль

Несмотря на введение новых  стилей Великого Будды и Дзэн в  период Камакура (1185-1333), более старый, так называемый японский, стиль продолжал  существовать. Интересный пример этого  стиля — главный зал (хондо) Тёдзудзи храма. Храм секты Тэндай, он состоит  из внутреннего святилища (найдзин) и внешнего святилища (гэдзин), разделенных  решетчатыми дверьми. Каждое из этих двух помещений имело собственную  выставленную крышу, над которой  располагается общая «спрятанная» крыша, визуально объединяющая здание извне. Это означает, что первоначально  сооружение состояло из двух отдельных  строений: основного зала (содо) и  зала для поклонений (райдо). Главный  зал Тёдзудзи имеет простой вид  благодаря хрупким конструктивным частям, простым скобам и низкой крыше.

Японский стиль был  также использован при реконструкции  храма Кофукудзи клана Фудзивара, разрушенного вместе с Тодайдзи в 1180 г. Кофукудзи не перестраивался Тёгэном, потому что аристократическая семья  Фудзивара, создатели храма Феникса, была почтенным и консервативным домом, предпочитающим традиционный дизайн.

 

Эклектичный стиль

 Уже к концу периода  Камакура японский стиль начал  воспринимать элементы из других. Деревянные концы балок и ручки  скоб были взяты из стиля  Великого Будды, а столбы, поддерживающие  крышу веранды, стояли на дзэнских  вырезанных плинтах. Фактически, количество элементов японского стиля очень сократилось в этот период. Таким образом, степень смешанности деталей определяет, относится ли здание к японскому (ва-э) или эклектическому стилю (сэттё-э).

 

Главный зал (хондо) храма  Какуриндзи представляет образец эклектического стиля. Зал, который был построен в 1397 г., в основном выдержан в японском стиле с отдельными деталями стиля  Великого Будды, такими как дугообразные балки. Соединение этих двух стилей встречается  довольно часто, поэтому некоторые  историки архитектуры выделяют новый  японский стиль. При строительстве  главного зала Какуриндзи были также  применены элементы стиля Дзэн. Главный  зал храма Мёин, построенный в 1321 г., совмещает в себе все три средневековых стиля.

Для примера можно привести главный зал Рэнгён храма (Киото, 1266 г.), который возведен в японском стиле с добавлением элементов  Великого Будды. Также известна пятиярусная  пагода Кофукудзи, отличная от ранее  упоминавшейся трехъярусной пагоды в том же комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С самого начала усилия японских ремесленников были направлены на воспроизведение  оригинальной китайской архитектуры  как можно точнее, как и художники  старались подражать китайским  мастерам живописи. Но постепенно появлялись местные версии стиля, которые были разработаны больше на японский вкус. В архитектуре мастера также  решали некоторые проблемы, связанные  с погодой, которая здесь более  дождливая, чем в Китае. Синтоистские святилища стали строить тоже по этому образцу. От буддийских храмов их архитектура отличается лишь в  деталях, так что заметит это  разве что специалист.

Архитектура храмов в Японии отражает историческое становление  государства. Храмы синтоизма и  буддизма влияли друг на друга с  самого начала. Строительство храмов является «переосмыслением в наглядно-чувственной форме важнейших догматов вероучения».

Храм, прежде всего, должен символизировать  «дом бога», и строители делали все, чтобы человек почувствовал это. Делался упор на большие размеры, на прочность, позже стали более  искусно украшать внутренний интерьер и внешние детали. Развитие религиозной  мысли, распространение вероучения тесно связаны со строительством храмов. Также в зависимости от режима власти, господствующего в  тот или иной период, храмовый комплекс нес на себе его отпечаток. Покровительство  того или иного верховного сословия частично определяло стилевые характеристики зданий в монастырском ансамбле. Так, когда страной фактически управляло  военное сословие, храм был склонен  к тенденции большего декорирования  внешних и внутренних частей конструкции.

Храм был и религиозным  местом, и общественным. В праздничный  день на территории храма устраивались торжественные процессии в честь  божества этого праздника. Но для  того, чтобы побыть наедине с богом, и строились храмы. Хотя в прошлом  вход в храм был разрешен только священнослужителям, сегодня насладиться  духовным общением с высшими силами могут все. Почитание своих предков  тесно связано с храмовым культом, надежды на хороший год люди могут  доверить только всемогущим божественным существам. Поэтому строительство  религиозных помещений всегда будет  актуальным. Человечество с самого начала своего развития обозначало такие  места. В наше время, когда религии  установились, храмы, церкви и другие священные места продолжают играть огромную роль в жизни людей.

 


Информация о работе Архитектура буддизма в Японии