Архитектура буддизма в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение становления японской храмовой архитектуры, влияние буддизма на развитие в истории всей японской архитектуры.
При написании этой работы были использованы следующие виды источников: теоретические, аналитические, а также исторические. В теоретической литературе были освещены основные понятия архитектурного строительства и различные подходы к изучению храмовой архитектуры. Анализ осуществлялся на основе ряда исследовательских работ, таких как «Искусство буддизма» Р. Фишера, «Японская архитектура» Нобору Кавадзоэ. Основным источником для составления более полной картины исследования послужили различные иностранные работы по данной проблематике.

Файлы: 1 файл

Архитектура буддизма.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

Введение

 

Одни говорят, что "Архитектура" - это божественное вдохновение человечества в представлении небесных сфер в  физических формах. Другие говорят, что  это математические принципы освоения природных явлений в конкретном месте пространства. Но независимо от того, что говорят те или иные, обоснование архитектурных концепций  выходят за рамки национальных границ, несет в себе свидетельства великих  цивилизаций и является мировым  наследием.

В связи с этим социально-религиозная  архитектура представляется одной  из важнейших характеристик высокоразвитых цивилизаций, ибо она может продемонстрировать культурное взаимодействие, общие социальные ценности и политические убеждения  народа. Буддийская храмовая архитектура - яркий пример такого космополитического взаимодействия между Японией и  материковой Восточной Азией.

Древнейшими религиозными архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, монастыри и храмы. Храмовая архитектура в Японии начала развиваться вскоре после распространения  основных доктрин буддизма в середине VI в. из корейского государства Пэкче. Для японцев буддийская вера представляла не только новое и чрезвычайно  глубокое мировоззрение, но и одно из наиболее впечатляющих примеров развитой культуры азиатского континента. К  концу VI в. Япония застраивалась внушительными  монастырями по континентальному образцу, и уже к середине VIII в. сложилась  национальная система строительства  храмов.

Целью данной работы является изучение становления японской храмовой архитектуры, влияние буддизма на развитие в истории всей японской архитектуры.

При написании этой работы были использованы следующие виды источников: теоретические, аналитические, а также  исторические. В теоретической литературе были освещены основные понятия архитектурного строительства и различные подходы  к изучению храмовой архитектуры. Анализ осуществлялся на основе ряда исследовательских  работ, таких как «Искусство буддизма»  Р. Фишера, «Японская архитектура» Нобору Кавадзоэ. Основным источником для  составления более полной картины  исследования послужили различные  иностранные работы по данной проблематике.

 

 

 

История проникновения  буддизма

Согласно официальным японским хроникам, буддийское учение впервые было принесено в Японию в 552 корейским проповедниками из Пэкче, но современные исследователи склоняются к более ранней дате — 538. Новая вера нашла в Японии и страстных приверженцев (род Сога) и отчаянных противников (род Мононобэ). После ожесточённой борьбы Сога удалось одержать победу, и буддизм получил официальное признание. Популярности буддизма способствовало благосклонное отношение к нему известного государственного деятеля — принца Сётоку (574—622), который составил комментарии к трём сутрам и принимал активное участие в распространении буддизма. При его содействии были построены первые буддийские храмы, в том числе знаменитый Хорюдзи.

Усилиями императора той  эпохи Сему (правил в 724—749)  буддизм получил второе рождение и был провозглашен государственной религией в период Нара. Кокубундзи или монастыри появились в каждой японской провинции, а в столичном храме Тодайдзи была воздвигнута гигантская статуя Большого Будды (дайбуцу).

Период Камакура дополнил развитие дзэнбуддизмом и новыми сектами Нитирэн и Дзедоке. Сегунат  Токугава активно использовал религию  для искоренения первых христианских религий. В этот период отмечается трансформация  религии и четкое формулирование этики усилиями проповедника Сесан  Судзуки. Реставрация Мэйдзи утвердила  синто в качестве государственной  религии и провозгласила хайбуцу  кисяку или уничтожение буддизма. Этот период характеризовался разрушением  культовых принадлежностей, храмов и скульптур и формированем у  религии свойства приспосабливаться  к переменчивым тенденциям исторического развития страны.

К характерным особенностям национального буддизма относят  акцентирование внимания на гуманных установлениях, символической ориентации, открытость с практикой синто  и шаманизма, принятием феноменалистского  мира и появлением светского руководства. Буцугу или ритуальные принадлежности отражают древнее индийское происхождение  в виде монашеских ряс кэса, хати для сбора подаяний, суйбе или  бе в виде пилигримских кувшинов и  фусацуегу в виде специального комплекта  для очищений. Простые церемонии  использовали основные элементы в виде возжигания свечей, воскурения благовоний и аранжировки цветов. Начало церемонии  в экзотерическом буддизме возвещают  удары бонсе или бронзового или  чугунного колокола, эсотерический  буддизм использует ритуальные принадлежности экзотерического. К ритуальным принадлежностям амидаизма относят нэндзю или четки и мокуге и гонги.

Влияние буддизма на культурные и религиозные традиции японского  народа на протяжении истории развития сформировало отношение к буддизму, как к основной религиозной форме  культа современной Японии наряду с  синто.

 

Буддийская архитектура

В середине VI века в Японии возникло государство. В то же время  в стране распространился буддизм  — мировая религия, пришедшая  в Японию из Китая через Корею. Буддизм стал носителем не только новой идеологии общества, но и  новых форм искусства. Проникновение  в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком  единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского  искусства, в частности архитектуры. Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась  и новая техника строительства. Для японского храмового строительства  складывается особый тип планировки храмового комплекса. Важнейшим  техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть  здания приходилась на врытые в землю  сваи, что, естественно, ограничивало возможные  размеры зданий. Начиная с периода  Асука (552-645) получают распространение  крыши с изогнутыми поверхностями  и приподнятыми углами, без которых  сегодня невозможно представить  японские храмы и пагоды.

 

План буддийского  комплекса

Буддийские храмовые комплексы  различались по планировке в зависимости  от того, строились ли они в горах  или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В  горных условиях по самому характеру  местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и  архитекторам приходилось каждый раз  находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

 

Японский храм-монастырь  состоял первоначально из семи элементов:

  1. внешние ворота (самон),
  2. главный, или золотой зал (кондо),
  3. зал для проповедей (кодо),
  4. барабанная или колокольная башня (коро или суро),
  5. хранилище сутр (кёдзо),
  6. сокровищница, (сёсоин) и, наконец,
  7. многоярусная пагода.

 

Крытые галереи, как и  ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные  сооружения. Также в комплекс включались жилое помещение для монахов, обеденный зал.

В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы  была окружена крытым крышей коридором, в котором размещались ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с  воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они  указывали. Главными были нандаймон  — Великие южные ворота. Внутренние ворота — тюмон — считались  третьими по значимости строениями в  храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом ворот  были двухъярусные. В периоды Асука  и Нара (645-794) главный зал, вмещающий  сакральный объект поклонения, назывался  кондо (буквально — «Золотой зал»), но уже в эпоху Хэйан его  стали называть хондо — главный  зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения  наставлений, для занятий и участия  в ритуалах, он был обычно самым  крупным сооружением в древних  монастырях. Вплоть до нашего времени  сохранились залы в храмах Хорюдзи  и Тосёдайдзи.

 

Известные буддийские храмы

Создание самых крупных  и самых монументальных в истории  Японии буддийских ансамблей началось лишь с VIII в. и соответствовало новым  историческим условиям. Оно совпало  со временем образования первого  централизованного единого японского  государства и появления первого  города-столицы Нара (Хэйдзёкё —  «крепость мира»), сменившей временные  резиденции правителей. Раньше по местному обычаю столицу переносили каждый раз, когда на престол восходил новый  правитель. Считалось, что смерть императора делает место «нечистым», и благоденствие  его наследников зависит от выбора нового места для столицы.

Город застраивали по образцу  китайской столицы Чанъань (ныне город Сиань). В плане Нара представляла собой прямоугольник, насчитывавший  около 10 км в длину. Главная магистраль разделяла её на две части, каждая из которых делилась на кварталы. Обширную северную территорию занимал императорский  дворец.

Величие столицы сказалось  на масштабах входящих в неё буддийских ансамблей. Увеличились размеры  не только отдельных зданий, но и  всей храмовой территории. Больше стали площади, предназначенные для государственных празднеств.

 

Хорюдзи

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи  в городе Нара (столица государства  с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Центр  его — прямоугольный двор, окружённый крытыми галереями, с воротами на южной стороне и залом для  проповедей на северной. Внутри двора  помещаются кондо (Золотой зал), увенчанный массивной двухъярусной крышей, которую  поддерживали столбы и ветвистые  резные кронштейны, и пятиярусная  пагода, возвышающаяся на 32 м. В кондо  обычно находится объект почитания  — изображение Будды. Считается, что это самые древние деревянные сооружения. «Чудо красоты» ансамбля Хорюдзи заключается в удивительном равновесии и гармонии двух разных по форме зданий: храма с его  как бы парящими крышами и устремлённой вверх пагоды, завершающейся шпилем с девятью кольцами — символом буддийских небесных сфер. Шпиль —  самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику. Шпиль увенчивал  центральную колонну, под которую  помещали «драгоценности», символизирующие  пепел Будды, а все строение служило  поддержкой для этой колонны. Прототипом для японской пагоды служила индийская  ступа, полушарие из камня и земли  с зонтообразным шпилем, предназначенная  для почитания останков Будды. Рядом  с великолепием этого монастыря  японские дома, святилища и даже дворец правителя казались маленькими и непритязательными.

В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для  китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. Так, при  широком заимствовании китайской  архитектуры акцент на горизонтальности породил самобытный и неповторимый облик японского зодчества. Крыши  буддийских храмов покрывались черепицей  и отличались по форме: шатровой или  шатрово-щипцовой. Но в последствии  в буддийской архитектуре получили распространение шатрово-щипцовые крыши с козырьком по фронтону. Благодаря их легкому изгибу, подчеркивался  горизонтальный характер постройки. Эти  крыши стали делать с более  удлиненными свесами и крыть  корой кипариса. Более широкие  карнизы и приподнятый над  землей пол во многом содействовали  ощущению горизонтальности. Потолки  были низкие, т.к. люди сидели на полу. Из-за всего этого «форма зданий была плоской  и разворачивалась в пространстве по горизонтали». Строения были невысокими, это отвечало стремлению слияния с природой и подчеркивало гармонию постройки с окружающими деревьями.

Все старинные памятники  архитектуры в Японии построены  из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом  причин, в частности, сейсмической активностью.

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц свидетельствуют о том, что древняя  Япония обладала высокой техникой каменного  строительства. Однако с момента  зарождения и вплоть до заимствования  европейской культуры строительства  в период Мэйдзи (с 1868 г.) японская архитектура  использовала в качестве строительного  материала исключительно древесину. Использование дерева в качестве основного строительного материала  определялось рядом причин. Даже в  наше время Япония — одна из самых  густо покрытых лесами стран мира. Заготовка материалов и строительство  из камня требовали значительно  больше усилий, чем использование  дерева. Выбор строительного материала  также определялся климатом, длинным  жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы  легче переносить жару, помещения  делались легкими и открытыми, с  приподнятым над землей полом  и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а  зимой меньше охлаждается, лучше  поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что  деревянный дом можно было разобрать  и собрать в новом месте.

 

Тодайзи

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I тысячелетия  н. э. является: храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.

В это время буддизм  был объявлен государственной религией японцев. Великолепие архитектурных  сооружений, посвященных «неведомому  богу», всегда имели первостепенное значение для обращения в новую  веру впечатлительных язычников  и считались важным орудием насаждения нового культа. Так и император  Сёму — именно с его именем связано  торжество буддийского вероучения в Японии — решил построить  в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в  других странах. Также он постановил, чтобы в каждой провинции были возведены местные храмы. В 760 г. зал для проповедей (кодо) и главный или золотой зал (кондо) были завершены. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи — древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи — самое большое в мире деревянное здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного «жильца»: храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды — уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и находится уже более 12 столетий Дайбуцу. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм точно такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней японской столицы. Несколько десятилетий спустя к храмовому комплексу были пристроены две семиярусные пагоды, каждая по 100 м в высоту. Проложенная через лес широкая дорога процессий подводила к грандиозному двухэтажному зданию входных южных ворот — нандаймон. Золотой зал стоит в центре композиции, с залом для проповедей и жилыми постройками для монахов (собо) к северу и трапезной (дзикидо) к востоку. Монастырь вмещал и множество других зданий. Одним из них была сокровищница сёсоин, выстроенная в стиле древнего амбарного зодчества, но укрупненная в своих размерах. Сочетание строгой простоты и торжественности было свойственно всем храмам нарского периода.        

Информация о работе Архитектура буддизма в Японии