Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:33, реферат
Целью данной работы является изучение становления японской храмовой архитектуры, влияние буддизма на развитие в истории всей японской архитектуры.
При написании этой работы были использованы следующие виды источников: теоретические, аналитические, а также исторические. В теоретической литературе были освещены основные понятия архитектурного строительства и различные подходы к изучению храмовой архитектуры. Анализ осуществлялся на основе ряда исследовательских работ, таких как «Искусство буддизма» Р. Фишера, «Японская архитектура» Нобору Кавадзоэ. Основным источником для составления более полной картины исследования послужили различные иностранные работы по данной проблематике.
Введение
Одни говорят, что "Архитектура"
- это божественное вдохновение человечества
в представлении небесных сфер в
физических формах. Другие говорят, что
это математические принципы освоения
природных явлений в конкретном
месте пространства. Но независимо
от того, что говорят те или иные,
обоснование архитектурных
В связи с этим социально-религиозная
архитектура представляется одной
из важнейших характеристик
Древнейшими религиозными архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, монастыри и храмы. Храмовая архитектура в Японии начала развиваться вскоре после распространения основных доктрин буддизма в середине VI в. из корейского государства Пэкче. Для японцев буддийская вера представляла не только новое и чрезвычайно глубокое мировоззрение, но и одно из наиболее впечатляющих примеров развитой культуры азиатского континента. К концу VI в. Япония застраивалась внушительными монастырями по континентальному образцу, и уже к середине VIII в. сложилась национальная система строительства храмов.
Целью данной работы является изучение становления японской храмовой архитектуры, влияние буддизма на развитие в истории всей японской архитектуры.
При написании этой работы
были использованы следующие виды источников:
теоретические, аналитические, а также
исторические. В теоретической литературе
были освещены основные понятия архитектурного
строительства и различные
История проникновения буддизма
Согласно официальным японским хроникам, буддийское учение впервые было принесено в Японию в 552 корейским проповедниками из Пэкче, но современные исследователи склоняются к более ранней дате — 538. Новая вера нашла в Японии и страстных приверженцев (род Сога) и отчаянных противников (род Мононобэ). После ожесточённой борьбы Сога удалось одержать победу, и буддизм получил официальное признание. Популярности буддизма способствовало благосклонное отношение к нему известного государственного деятеля — принца Сётоку (574—622), который составил комментарии к трём сутрам и принимал активное участие в распространении буддизма. При его содействии были построены первые буддийские храмы, в том числе знаменитый Хорюдзи.
Усилиями императора той эпохи Сему (правил в 724—749) буддизм получил второе рождение и был провозглашен государственной религией в период Нара. Кокубундзи или монастыри появились в каждой японской провинции, а в столичном храме Тодайдзи была воздвигнута гигантская статуя Большого Будды (дайбуцу).
Период Камакура дополнил
развитие дзэнбуддизмом и новыми
сектами Нитирэн и Дзедоке. Сегунат
Токугава активно использовал религию
для искоренения первых христианских
религий. В этот период отмечается трансформация
религии и четкое формулирование
этики усилиями проповедника Сесан
Судзуки. Реставрация Мэйдзи утвердила
синто в качестве государственной
религии и провозгласила
К характерным особенностям
национального буддизма относят
акцентирование внимания на гуманных
установлениях, символической ориентации,
открытость с практикой синто
и шаманизма, принятием феноменалистского
мира и появлением светского руководства.
Буцугу или ритуальные принадлежности
отражают древнее индийское
Влияние буддизма на культурные и религиозные традиции японского народа на протяжении истории развития сформировало отношение к буддизму, как к основной религиозной форме культа современной Японии наряду с синто.
Буддийская архитектура
В середине VI века в Японии
возникло государство. В то же время
в стране распространился буддизм
— мировая религия, пришедшая
в Японию из Китая через Корею.
Буддизм стал носителем не только
новой идеологии общества, но и
новых форм искусства. Проникновение
в Японию буддизма, с которым было
связано столь важное для средневекового
искусства осознание человеком
единства духа и плоти, неба и земли,
отразилось и на развитии японского
искусства, в частности архитектуры.
Буддизм принес в Японию не только
новые архитектурные формы, развивалась
и новая техника строительства.
Для японского храмового
План буддийского комплекса
Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.
Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов:
Крытые галереи, как и
ведущие на территорию храма ворота,
нередко представляли собой примечательные
в архитектурном отношении
В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором размещались ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние ворота — тюмон — считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом ворот были двухъярусные. В периоды Асука и Нара (645-794) главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально — «Золотой зал»), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо — главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. Вплоть до нашего времени сохранились залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.
Известные буддийские храмы
Создание самых крупных
и самых монументальных в истории
Японии буддийских ансамблей началось
лишь с VIII в. и соответствовало новым
историческим условиям. Оно совпало
со временем образования первого
централизованного единого
Город застраивали по образцу китайской столицы Чанъань (ныне город Сиань). В плане Нара представляла собой прямоугольник, насчитывавший около 10 км в длину. Главная магистраль разделяла её на две части, каждая из которых делилась на кварталы. Обширную северную территорию занимал императорский дворец.
Величие столицы сказалось на масштабах входящих в неё буддийских ансамблей. Увеличились размеры не только отдельных зданий, но и всей храмовой территории. Больше стали площади, предназначенные для государственных празднеств.
Хорюдзи
Древнейшей буддийской постройкой
в Японии является ансамбль Хорюдзи
в городе Нара (столица государства
с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Центр
его — прямоугольный двор, окружённый
крытыми галереями, с воротами на
южной стороне и залом для
проповедей на северной. Внутри двора
помещаются кондо (Золотой зал), увенчанный
массивной двухъярусной крышей, которую
поддерживали столбы и ветвистые
резные кронштейны, и пятиярусная
пагода, возвышающаяся на 32 м. В кондо
обычно находится объект почитания
— изображение Будды. Считается,
что это самые древние
В отличие от сильно загнутых
вверх карнизов, характерных для
китайской архитектуры, нисходящие
линии крыш Хорюдзи так изящно
загнуты, что кажутся почти
Все старинные памятники
архитектуры в Японии построены
из дерева. Эта особенность
Тщательно уложенные огромные
каменные блоки внутри курганов-усыпальниц
свидетельствуют о том, что древняя
Япония обладала высокой техникой каменного
строительства. Однако с момента
зарождения и вплоть до заимствования
европейской культуры строительства
в период Мэйдзи (с 1868 г.) японская архитектура
использовала в качестве строительного
материала исключительно
Тодайзи
Замечательным примером японской архитектуры второй половины I тысячелетия н. э. является: храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.
В это время буддизм
был объявлен государственной религией
японцев. Великолепие архитектурных
сооружений, посвященных «неведомому
богу», всегда имели первостепенное
значение для обращения в новую
веру впечатлительных язычников
и считались важным орудием насаждения
нового культа. Так и император
Сёму — именно с его именем связано
торжество буддийского