Задачи и основные полномочия арбитражных судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:16, реферат

Краткое описание

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса замены арбитражей судами стало принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г. Замена предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Именно поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере для всех.

Оглавление

Введение
1. Организация деятельности Арбитражного Суда
2.Система арбитражных судов в Российской Федерации
2.1. Понятие арбитражных судов и их системы
2.2. Структура арбитражной системы
2.3. Система арбитражных судов в Российской Федерации
3. Задачи и основные полномочия арбитражных судов
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

реферат арб суды.docx

— 33.87 Кб (Скачать)

Принятие нового АПК является значимым событием для развития не только системы арбитражных судов, но и в целом всей судебной системы нашей страны. Можно вполне констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась, заняла свое место в общей судебной системе России, построенной на принципах функционального, а не линейного единства. При оценке того обстоятельства, что данный АПК — третий по счету, следует исходить не из количественных показателей, а из реальных общественных потребностей, которые требуют совершенствования судебной системы как основного условия постепенного движения России на пути к правовому государству. Коль скоро наша страна за десятилетие прошла колоссальный путь реформ, то и законодательство в этот период не может не носить переходного характера и требует постоянного обновления по мере развития материального законодательства, изменения политической системы и самого духа времени.

Значимость совершенствования именно процессуального законодательства объясняется тем, что бесконечные шлифовка и доработка материального законодательства будут бесполезными, если в обществе не создана система правового принуждения его участников к исполнению их обязательств как перед друг другом, так и перед государством. Согласно ст. 18 Конституции России права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поэтому в принятии нового АПК и проявляется та связь государства, права и отдельного человека, которая переводит конституционные положения о правозащитных функциях органов правосудия в плоскость их практической реализации путем создания рабочих механизмов, которые уже на конкретном уровне позволяют конкретному гражданину получить судебную защиту его прав и свобод, в данном случае — в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи и основные полномочия арбитражных судов

Идеал правосудия и его задач был выражен в свое время в часто цитируемых современными авторами словах из Указа императора Александра II от 20 ноября 1864 г. об утверждении новых Уставов судопроизводства, где было сказано о "желании … водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных"[10]. Здесь выражена основная идея правосудия и его задач, которая не зависит от социально-экономической эпохи, а отражает само существо данного института в обществе.

Обращаясь к нашей действительности, хочу отметить, что согласно ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или  оспариваемых прав и законных  интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, а также прав и законных  интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, органов государственной власти  РФ, органов государственной власти  субъектов РФ, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных  лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности  правосудия в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное  судебное разбирательство в установленный  законом срок независимым и  беспристрастным судом;

4) укрепление законности  и предупреждение правонарушений  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного  отношения к закону и суду;

6) содействие становлению  и развитию партнерских деловых  отношений, формированию обычаев  и этики делового оборота.

Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст. 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 2 АПК 1995 г., в данной статье круг задач существенно расширен. В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст. 18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначе отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Новыми по существу являются вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы. В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека "Право на справедливое судебное разбирательство" каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. Неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство является и обеспечение доступа к правосудию.

Все приведенные в ст. 2 АПК задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. При этом арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанции, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядке законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют ряд иных полномочий, предоставленных им законом.

Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий:

1) Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным  органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, поскольку  в силу правил подсудности  ряд категорий дел отнесен  к его исключительной компетенции (ч. 2 ст. 34 АПК).

2) Высший Арбитражный  Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

3) Высший Арбитражный  Суд РФ изучает и обобщает  практику применения арбитражными  судами законов и иных нормативных  правовых актов, дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

4) Высший Арбитражный  Суд РФ разрабатывает предложения  по совершенствованию законов  и иных нормативных актов, осуществляет  право законодательной инициативы  по вопросам своего ведения; ведет  судебную статистику и организует  работу по ее ведению в арбитражных  судах; осуществляет меры по созданию  условий для судебной деятельности  арбитражными судами, в том числе  по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным  видам обеспечения; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральными конституционными законами.

Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральным конституционном законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации". Следует иметь в виду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд РФ. Созданный в соответствии с Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Общими задачами всех арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства; содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

Для решения задач арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции:

1. разрешают возникающие  в процессе предпринимательской  деятельности споры;

2. предупреждают нарушения  законодательства;

3. ведут статистический  учет и осуществляют анализ  статистических данных о своей  деятельности;

4. осуществляют международные  связи в установленном порядке.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Филинъ, 2007. – 80 с.

2.О судебной системе Российской Федерации: федер. конст. закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в ред. от 04.07.2003). // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

3. Об арбитражных судах в Российской Федерации: федер. конст. закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ (в ред. от 25.03.2004). // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4-х частях–// СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

8.О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2002 г. // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

9. О третейских судах в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ. // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

10. О международном коммерческом арбитраже: Закон РФ от 7 июля 1993 года № 5338-1. // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

11. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1. // СПС: Консультант Плюс: Законодательство Версия Проф.

 

 

Основная учебная литература

12. Арбитражный процесс: учебник для вузов / отв. ред. В.В. Ярков – М.: Волтерс Клувер, 2008.- 879 с.

13. Григорьева Т.А. Арбитражный процесс: учеб.-метод. комплекс /Т.А. Григорьева, Т.А. Савельева, С.К. Струнков.– М.: Норма, 2006. - 367 с.

Дополнительная учебная литература

14. Андреева Т. Некоторые вопросы к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / Т. Андреева // Хозяйство и право. -2008. -№ 2. – С. 20-29.

15. Анохин В. Обеспечительные меры как способ защиты прав в арбитражном судопроизводстве /В. Анохин // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. - № 4. –С. 6-11.

 

 


Информация о работе Задачи и основные полномочия арбитражных судов