Принятие нового АПК является
значимым событием для развития не только
системы арбитражных судов, но и в целом
всей судебной системы нашей страны. Можно
вполне констатировать то обстоятельство,
что судебно-арбитражная система состоялась,
заняла свое место в общей судебной системе
России, построенной на принципах функционального,
а не линейного единства. При оценке того
обстоятельства, что данный АПК — третий
по счету, следует исходить не из количественных
показателей, а из реальных общественных
потребностей, которые требуют совершенствования
судебной системы как основного условия
постепенного движения России на пути
к правовому государству. Коль скоро наша
страна за десятилетие прошла колоссальный
путь реформ, то и законодательство в этот
период не может не носить переходного
характера и требует постоянного обновления
по мере развития материального законодательства,
изменения политической системы и самого
духа времени.
Значимость совершенствования
именно процессуального законодательства
объясняется тем, что бесконечные шлифовка
и доработка материального законодательства
будут бесполезными, если в обществе не
создана система правового принуждения
его участников к исполнению их обязательств
как перед друг другом, так и перед государством.
Согласно ст. 18 Конституции России права
и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием. Поэтому в принятии нового
АПК и проявляется та связь государства,
права и отдельного человека, которая
переводит конституционные положения
о правозащитных функциях органов правосудия
в плоскость их практической реализации
путем создания рабочих механизмов, которые
уже на конкретном уровне позволяют конкретному
гражданину получить судебную защиту
его прав и свобод, в данном случае — в
сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Задачи и основные
полномочия арбитражных судов
Идеал правосудия и его задач
был выражен в свое время в часто цитируемых
современными авторами словах из Указа
императора Александра II от 20 ноября 1864
г. об утверждении новых Уставов судопроизводства,
где было сказано о "желании … водворить
в России суд скорый, правый, милостивый
и равный для всех подданных"[10]. Здесь
выражена основная идея правосудия и его
задач, которая не зависит от социально-экономической
эпохи, а отражает само существо данного
института в обществе.
Обращаясь к нашей действительности,
хочу отметить, что согласно ст. 2 АПК задачами
судопроизводства в арбитражных судах
являются:
1) защита нарушенных или
оспариваемых прав и законных
интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую
и иную экономическую деятельность,
а также прав и законных
интересов Российской Федерации,
субъектов РФ, муниципальных образований
в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности,
органов государственной власти
РФ, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных
лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности
правосудия в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное
судебное разбирательство в установленный
законом срок независимым и
беспристрастным судом;
4) укрепление законности
и предупреждение правонарушений
в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного
отношения к закону и суду;
6) содействие становлению
и развитию партнерских деловых
отношений, формированию обычаев
и этики делового оборота.
Задачи судопроизводства в
арбитражном процессе определяются целями
судебной деятельности, исходя из Конституции
РФ, федеральных конституционных законов
и международных обязательств государства.
По сравнению с задачами правосудия, определенными
в ст. 5 Федерального конституционного
закона "Об арбитражных судах в Российской
Федерации" и ст. 2 АПК 1995 г., в данной
статье круг задач существенно расширен.
В конечном счете все задачи направлены
на обеспечение судебной защиты как конечной
цели правосудия и результата функционирования
судебной системы. Это логично вытекает
из ст. 18 Конституции РФ, где правосудие
названо как условие, обеспечивающее непосредственное
действие прав и свобод человека и гражданина.
Большинство задач судопроизводства
носит традиционный характер, поскольку
они так или иначе отражались в арбитражном
процессуальном законодательстве. Новыми
по существу являются вторая и третья
задачи, поскольку они вытекают из международных
обязательств Российской Федерации. Акцент
на них стал делаться после вступления
Российской Федерации в Совет Европы.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской
конвенции о правах человека "Право
на справедливое судебное разбирательство"
каждый в случае спора о его гражданских
правах и обязанностях или при предъявлении
ему любого уголовного обвинения имеет
право на справедливое и публичное разбирательство
дела в разумный срок независимым и беспристрастным
судом, созданным на основании закона.
Судебное решение объявляется публично,
однако пресса и публика могут не допускаться
на судебные заседания в течение всего
процесса или его части по соображениям
морали, общественного порядка или национальной
безопасности, а также когда того требуют
интересы несовершеннолетних или для
защиты частной жизни сторон, или — в той
мере, в какой это, по мнению суда, строго
необходимо, — при особых обстоятельствах,
когда гласность нарушала бы интересы
правосудия. Неотъемлемым элементом права
на справедливое судебное разбирательство
является и обеспечение доступа к правосудию.
Все приведенные в ст. 2 АПК задачи
осуществляются арбитражными судами присущими
им, как и другим органам судебной власти,
способами и с помощью полномочий, указанных
в арбитражном процессуальном законодательстве.
При этом арбитражный суд каждого уровня
для осуществления этих задач наделен
своими только ему присущими полномочиями.
Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают
подведомственные им дела по первой и
апелляционной инстанции, а федеральные
арбитражные суды округов осуществляют
проверку в кассационном порядке законности
решений и постановлений, принятых арбитражными
судами субъектов РФ в первой и апелляционной
инстанции. Кроме того, указанные арбитражные
суды осуществляют ряд иных полномочий,
предоставленных им законом.
Особое место в судебно-арбитражной
системе занимает Высший Арбитражный
Суд РФ, который одновременно выполняет
целый ряд полномочий:
1) Высший Арбитражный
Суд РФ является высшим судебным
органом по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, поскольку
в силу правил подсудности
ряд категорий дел отнесен
к его исключительной компетенции
(ч. 2 ст. 34 АПК).
2) Высший Арбитражный
Суд РФ осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за деятельностью арбитражных
судов, а также пересматривает по вновь
открывшимся обстоятельствам принятые
им и вступившие в законную силу судебные
акты.
3) Высший Арбитражный
Суд РФ изучает и обобщает
практику применения арбитражными
судами законов и иных нормативных
правовых актов, дает разъяснения
по вопросам судебной практики.
4) Высший Арбитражный
Суд РФ разрабатывает предложения
по совершенствованию законов
и иных нормативных актов, осуществляет
право законодательной инициативы
по вопросам своего ведения; ведет
судебную статистику и организует
работу по ее ведению в арбитражных
судах; осуществляет меры по созданию
условий для судебной деятельности
арбитражными судами, в том числе
по их кадровому, организационному,
материально-техническому и иным
видам обеспечения; решает в пределах
своей компетенции вопросы, вытекающие
из международных договоров Российской
Федерации, и осуществляет иные полномочия,
предоставленные ему Конституцией России
и федеральными конституционными законами.
Задачи и полномочия арбитражных
судов осуществляют судьи арбитражных
судов, назначенные на должность в порядке,
установленном Конституцией РФ, Федеральным
конституционном законом "Об арбитражных
судах в Российской Федерации", Федеральным
законом "О статусе судей в Российской
Федерации". Следует иметь в виду, что
организационные функции по обеспечению
деятельности арбитражных судов выполняет
Высший Арбитражный Суд РФ. Созданный
в соответствии с Федеральным законом
"О Судебном департаменте при Верховном
Суде Российской Федерации" Судебный
департамент имеет полномочия по организационному
обеспечению деятельности только в отношении
судов общей юрисдикции.
Заключение
В соответствии со
ст. 118 Конституции России правосудие в
Российской Федерации осуществляется
только судом. Судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Из данного конституционного положения
следует, что деятельность арбитражных
судов представляет собой форму осуществления
судебной власти в сфере гражданского
и административного судопроизводства,
а сами арбитражные суды входят в систему
органов гражданской юрисдикции. В этом
плане арбитражные суды являются одновременно
судами частного и публичного права, разрешая
споры, возникающие из соответствующих
правоотношений.
Общими задачами всех арбитражных
судов являются: защита охраняемых законом
прав и интересов граждан и организаций,
единообразное и правильное применение
законодательства; содействие правовыми
средствами укреплению законности в экономических
отношениях.
Для решения задач арбитражные
суды выполняют органично связанные между
собой функции:
1. разрешают возникающие
в процессе предпринимательской
деятельности споры;
2. предупреждают нарушения
законодательства;
3. ведут статистический
учет и осуществляют анализ
статистических данных о своей
деятельности;
4. осуществляют международные
связи в установленном порядке.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
– М.: Филинъ, 2007. – 80 с.
2.О судебной системе Российской Федерации:
федер. конст. закон от 31 декабря 1996 года
№ 1-ФКЗ (в ред. от 04.07.2003). // СПС: Консультант
Плюс: Законодательство Версия Проф.
3. Об арбитражных судах в Российской
Федерации: федер. конст. закон от 28 апреля
1995 года № 1-ФКЗ (в ред. от 25.03.2004). // СПС:
Консультант Плюс: Законодательство Версия
Проф.
4. Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации от 24 июля 2002 года
№ 95-ФЗ // СПС: Консультант Плюс: Законодательство
Версия Проф.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
В 4-х частях–// СПС: Консультант Плюс: Законодательство
Версия Проф.
6. Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации // СПС: Консультант
Плюс: Законодательство Версия Проф.
7. Кодекс об административных правонарушениях
Российской Федерации. // СПС: Консультант
Плюс: Законодательство Версия Проф.
8.О введении в действие Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации:
федер. закон от 24.07.2002 г. // СПС: Консультант
Плюс: Законодательство Версия Проф.
9. О третейских судах в Российской Федерации:
федер. закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ.
// СПС: Консультант Плюс: Законодательство
Версия Проф.
10. О международном коммерческом арбитраже:
Закон РФ от 7 июля 1993 года № 5338-1. // СПС:
Консультант Плюс: Законодательство Версия
Проф.
11. О статусе судей в Российской Федерации:
закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1. // СПС: Консультант
Плюс: Законодательство Версия Проф.
Основная учебная литература
12. Арбитражный процесс: учебник для вузов
/ отв. ред. В.В. Ярков – М.: Волтерс Клувер,
2008.- 879 с.
13. Григорьева Т.А. Арбитражный процесс:
учеб.-метод. комплекс /Т.А. Григорьева,
Т.А. Савельева, С.К. Струнков.– М.: Норма,
2006. - 367 с.
Дополнительная учебная литература
14. Андреева Т. Некоторые вопросы к Федеральному
закону «Об исполнительном производстве»
/ Т. Андреева // Хозяйство и право. -2008. -№
2. – С. 20-29.
15. Анохин В. Обеспечительные меры как
способ защиты прав в арбитражном судопроизводстве
/В. Анохин // Арбитражный и гражданский
процесс. – 2007. - № 4. –С. 6-11.