Виды судебного происводства в арбитражном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является определение видов судопроизводства в арбитражном процессе и их характеристика.
В работе поставлены следующие задачи:
- определить порядок проведения искового судопроизводства в арбитражном процессе,
- проанализировать производство по делам возникающим из административных и иных правоотношений
- определить иные производства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исковое производство…………………………………………………5
1.1. Предъявление иска в арбитражный суд…………………………………..5
1.2. Подготовка дела к судебному разбирательству………………………….7
1.3. Судебное разбирательство в суде первой инстанции…………………….10
Глава 2. Производство по делам возникающим из административных правоотношений…………………………………………………………………14
Глава 3. Иные производства…………………………………………………….19
3.1 Производство по делам об установлении фактов имеющих юридическое значение…………………………………………………………………………..19
3.2 Упрощенное производство………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Виды судебного производства в арбитражном процессе.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

- наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику;

- запрещение ответчику совершать определенные действия;

- запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

- приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному листу или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста. В случае необходимости допускается принятие нескольких мер по обеспечению иска.

 

 

    1. Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции

 

 

Судебное разбирательство — самостоятельная, центральная стадия арбитражного процесса. Основная задача данной стадии — рассмотрение спора по существу. Именно при рассмотрении и разрешении споров в судебном заседании реализуется главная задача арбитражного суда – защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей. В ходе рассмотрения дела арбитражным судом проверяется обоснованность взаимных требований и возражений сторон и третьих лиц, всесторонне, полно и объективно исследуются собранные доказательства, устанавливаются их действительные права и обязанности, выясняются причины и условия, породившие спор. На этой стадии наиболее полно проявляются основные принципы арбитражного процесса: законности, независимости арбитражного суда и его судей, равенства сторон, состязательности, гласности и другие.

Споры разрешаются в  заседании арбитражного суда в составе  одного или трех судей, с участием сторон, иных лиц, участвующих в деле, и их представителей. При отсутствии зала заседаний допускается рассмотрение дел в иных помещениях.

Установлено общее правило  согласно которому дела в первой инстанции  рассматриваются судьей единолично. Помимо этого, любое дело по решению  председателя суда может быть рассмотрено  коллегиально (ст.14 АПК) Вопрос о рассмотрении дела, подлежащего рассмотрению единолично, в коллегиальном порядке, решается председателем арбитражного суда по ходатайству стороны или по инициативе судьи, принявшего исковое заявление. Решение председателя арбитражного суда оформляется в виде письменной резолюции на ходатайстве лица, участвующего в деле, докладной записки судьи или в иной письменной форме. Решение о коллегиальном рассмотрении дела принимается до начала рассмотрения дела.

Заседание арбитражного суда проводится в строгой последовательности, предусмотренной АПК и состоит из трех частей:

  1. подготовительная часть;
  2. рассмотрение дела по существу (исследование, проверка доказательств);
  3. постановление и объявление решения

Содержанием подготовительной части судебного разбирательства  является определение возможности проводить судебное заседание.

 

Подробный перечень действий, совершаемых в данной части разбирательства, приведен в ст. 115 АПК.

В случае отсутствия уведомления  кого-либо из лиц, участвующих деле, о времени и месте разбирательства  спор не может быть рассмотрен по существу.3 В таком случае рассмотрение ела должно быть отложено4, поскольку рассмотрение дела по существу в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте разбирательства, является основанием к отмене решения в любом случае.5

Рассмотрение арбитражным  судом дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени  и месте заседания, в соответствии со статьями 158, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием к отмене решения.

Лица, участвующие в  деле, считаются извещенными, если определение  направлено по почтовому адресу, указанному в исковом заявлении, в соответствии с местонахождением, предусмотренным в учредительных документах6.

В соответствии со ст. 43 АПК помимо лиц, участвующих в деле, в арбитражном процессе могут участвовать свидетели, эксперты, переводчики, представители.

В соответствии со ст. 16 АПК  судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу при наличии одного из следующих фактических обстоятельств:

    1. если он является родственником лиц, участвующих в деле или
    2. их представителей;
    3. если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора, представителя или свидетеля;
    4. если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

Закон обязывает судей, эксперта и переводчика заявить самоотвод при наличии обстоятельств, указанных в ст. 16 и 17 АПК, это предусмотрено для большей гарантии беспристрастности правосудия.

Отвод и самоотвод  должны быть мотивированы и, как правило, излагаются в письменной форме. В  случае заявления устного отвода или самоотвода сведения об этом вносятся в протокол судебного заседания (п. 7 ч. 1 ст. 123 АПК).

Важнейший этап подготовительной части разбирательства — решение вопроса о возможности продолжать рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенных о месте и времени разбирательства дела ответчика и истца, свидетелей, экспертов, переводчика, а также в случае непредставления дополнительных доказательств (ст. 119 АПК).

В завершение подготовительной части судебного разбирательства  председательствующий определяет, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, порядок ведения заседания и исследования доказательств.

Основное содержание процесса рассмотрения дела по существу заключается в исследовании доказательств (п. 1 ст. 117 АПК). Именно в этом лучше всего раскрывается принцип непосредственности судебного разбирательства (ст. 10 АПК), позволяющий суду лично воспринять и оценить доказательственную информацию, всесторонне проанализировать обстоятельства спора и вынести обоснованное, законное и справедливое решение.

 

 

Глава 2. Производство по делам, возникающим из административных и иных правоотношений

 

 

Вопрос о структуре  и видах судопроизводств в  арбитражном процессе исследован в  научной литературе по арбитражному процессуальному праву. Обстоятельное  изучение данной проблемы нашло разрешение в научной литературе по гражданскому процессуальному праву и специалистов других отраслей права, в частности в работах Н.В. Березиной, В.В. Скитовича, С.Л. Симонян, Ю.Н. Старилова, Н.Ю. Хаманевой, Ю.А. Тихомирова, Д.М. Чечота, Б.Н. Юркова и других ученых. Из научной литературы по видам судопроизводств в арбитражном процессе следует отметить ряд исследований по данному вопросу, например С.М. Петровой, Н.В. Сухаревой, однако они не решили ряд вопросов, имеющих принципиальное значение для выделения и структуризации административного судопроизводства в арбитражном процессе. Все вышеуказанное, а также наметившаяся тенденция к увеличению количества и сложности рассмотрения данной категории дел говорит в пользу важности исследования теории административного судопроизводства и необходимости совершенствования арбитражного процессуального законодательства.

В российской правовой науке общие  проблемы системы российского права  и законодательства получили основательную  теоретическую разработку.

Совершенствование системы действующего арбитражного процессуального законодательства и его внутренней согласованности должно опираться на достигнутый в настоящее время уровень науки российского права.

Изучение системы арбитражного процессуального права необходимо не только для выявления ее внутренней согласованности и логической последовательности, анализ системы норм должен помочь уяснить сущность процессуальных институтов, выявить особенности арбитражного процессуального регулирования как самостоятельного механизма защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов, определить место арбитражного процессуального права в системе российского права.

Система арбитражного процессуального  права представляет собой совокупность всех ее норм и институтов, обусловленная  характером предмета правового регулирования: процессуальными действиями и отношениями  субъектов процесса в их взаимосвязи  и строгой последовательности.

С принятием АПК 2002 г. можно говорить о структуризации арбитражной процессуальной формы  и выделении видов судопроизводств  в арбитражном процессе:

  1. исковое производство;
  2. административное судопроизводство;
  3. особое производство.

В пользу этого можно привести следующие доводы:

  1. сложность предмета правового регулирования арбитражного процессуального права. Это диктуется тем, что экономические споры являются новыми для России. Сама система арбитражных судов существует непродолжительное время, круг и характер споров находятся в стадии развития, что не всегда обеспечивает полноту защиты нарушенных прав и интересов;
  2. необходимость учета особенностей отдельных категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, в частности дела о несостоятельности (банкротстве), дела административного судопроизводства, дела особого производства;
  3. специализация судов (Конституционного, уставных, общей юрисдикции, арбитражных) и судей по отдельным категориям дел;
  4. особый метод правового регулирования в публично-правовых отношениях и его проявление в арбитражном процессуальном праве, который проявляется в полномочиях суда, законной силе судебных актов, особенностях доказывания и т.д.

Институт административного  судопроизводства известен науке и  практике. Прежде всего, он понимается во взаимосвязи с нормами КоАП, которые определяют порядок рассмотрения дел при привлечении виновных лиц к ответственности за административные правонарушения.

Закреплены элементы административного судопроизводства и в законодательстве о Конституционном  Суде РФ, так как этот судебный орган рассматривает дела о соответствии тех или иных законодательных положений Конституции РФ. При этом какой-либо спор Конституционным Судом РФ не рассматривается.7

В арбитражном процессуальном законодательстве административное судопроизводство, так же как и в гражданском процессе, предусмотрено по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений. Структура административного судопроизводства в арбитражном процессе характеризуется тем, что АПК содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающим из административных, налоговых, таможенных, бюджетных и прочих подобных отношений. Общие и специальные правила рассмотрения этих категорий дел внутренне взаимосвязаны и строго последовательны. Соблюдение этих правил необходимо для правильного разрешения этих всегда сложных споров.

Дискуссия в теории по проблемам рассмотрения судами споров, возникающих из административно-правовых отношений, возникла наиболее активно  после принятия Конституции СССР 1977 г. В ст.58 этой Конституции была предусмотрена возможность обжалования действия должностных лиц в суд в установленном законом порядке. При этом законодатель не назвал обращение заинтересованного лица в суд по этим делам исковым. В теории возник спор по поводу самого характера этого вида судопроизводства и по вопросу о том, можно ли это производство именовать исковым.

В ст.46 Конституции России закреплено право обжалования в  суд решений и действий (или  бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Эта Конституция также не называет форму обращения в суд иском, поэтому дискуссия в теории остается. Вместе с тем в Конституции РФ предусмотрено, что судебная власть осуществляется в том числе посредством административного судопроизводства. АПК выделяет такие споры в отдельный вид.

На наш взгляд, по делам  административного судопроизводства разрешается спор о праве. Исходя из общетеоретического деления права  на частное и публичное, административное судопроизводство как вид должно быть закреплено законодательно, поскольку эти правоотношения характеризуются:

  1. неравным процессуальным положением сторон;
  2. особенностями форм защиты нарушенного права;
  3. последствиями нарушения прав;
  4. особенностями судебного решения и его исполнения.

В этой ситуации сама процессуальная форма рассмотрения этих споров должна способствовать выравниванию положения  сторон, поэтому в Конституции  РФ и предусмотрен такой вид судопроизводства.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, стали неотъемлемой частью судопроизводства, которым присуще следующее:

  1. неравноправное положение участников (сторон) в этих правоотношениях, поскольку с одной стороны в них выступает орган, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны - организация, гражданин, не обладающие такими полномочиями;
  2. суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в разрешении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного контроля за законностью действий органов и должностных лиц.

Информация о работе Виды судебного происводства в арбитражном процессе