Судоустройственные принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 04:24, контрольная работа

Краткое описание

Сложно дать какое – либо однозначное определение принципов арбитражного процессуального права, так как всегда будет грешить неполнотой. Принципы являются историческими категориями, выработанными на протяжении длительного гражданского процесса. В этом смысле они являются элементом человеческой культуры, ценностями идеологического порядка, таких как разделение властей, правовое государство, гражданское общество, равенство, независимость и диспозитивность субъектов гражданского общества.

Файлы: 1 файл

Арбитражный процесс.docx

— 47.02 Кб (Скачать)

 

                                                                Введение

    Сложно дать какое – либо однозначное определение принципов арбитражного процессуального права, так как всегда будет грешить неполнотой. Принципы являются историческими категориями, выработанными на протяжении длительного гражданского процесса. В этом смысле они являются элементом человеческой культуры, ценностями идеологического порядка, таких как разделение властей, правовое государство, гражданское общество, равенство, независимость и диспозитивность субъектов гражданского общества.

 Принципы – это такие идеи, которые закреплены в нормах арбитражного процессуального права, имеют нормативный характер. При этом способ нормативного закрепления принципов арбитражного процессуального права в нормативной ткани законодательства может быть двояким. Во – первых, есть принципы, которые непосредственно формулируются в нормах права в виде конкретных нормативных предписаний (например принцип независимость судьей арбитражного суда,  равенство перед законом и судом0. Во – вторых понятия ряда принципов выводится из содержания целого ряда норм арбитражного права.

Анализ  научной и учебной литературы по арбитражному процессу  (работы Яркова, Анохина, Шерстюка, Треушникова, Тараненко, Клейн). Последних лет позволяет сделать вывод о том, что в основе квалификации принципов арбитражного процесса обычно лежит объект регулирования.

Иногда  принципы арбитражного права делят  в зависимости от нормативности  на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и отдельных институтов арбитражного процессуального права.

Арбитражный процесс – это регулируемая нормами арбитражного процессуального права система последовательно осуществляемых процессуальных  действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.

 

 

 

 

 

 

                                   1.1 Судоустройственные принципы

Принцип осуществления экономического правосудия арбитражным судом. Введенный в АПК РФ 2002, этот принцип базируется на ст. 118 Конституции России,где в ч. 1 сказано, что правосудие в России осуществляется только судом. Арбитражный суд, как гласит ст. 1 АПК, осуществляет правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической путем разрешения экономических споров и иных дел, отненсенных к его компетенции АПК и другими федеральными законами по правилам, установленным законодательством о судоустройстве в арбитражных судах. При этом данные правила содержат оговорку, согласно которой если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора. Третейские суды, хотя и разрешают экономические споры, не входят в судебную систему страны, следовательно, правосудие не осуществляет.Они осуществляют именно третейское экономическое правосудие.Внешне это проявляется том, что свои решения арбитражный суд провозглошает именем Российской федерации, чего третейский суд делать не в праве.

Принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел. До 1995 года этот принцип был усеченным, единоличное рассмотрение арбитражных дел в нем не упоминалось. Сегодня же он базируется на ст. 17 АПК РФ, в соотвествии с которой в арбитражных судах дела в первой инстанции расматриваются судъей единолично за исключением дел, которые подлежат коллегильному рассмотрению, т. е. за исключением дел, относящиеся подсудности высшего Арбитражного суда РФ; дел об оспаривании нормативных правовых актов; дел о нестоятельности; если иное не установлено федеральным законом; дел направленных в арбитражный суд первой инстанциина новое рассмотрение с указанием о коллегиальном рассмотрении. Эти дела рассматриваются коллегиально исключительно професстональными судьями,» тройкой судьей как и дела возникающие из адменистративных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в двух вариантах – в составе двух судъей или судьи и двух арбитражных заседателей. В соотвествии с п. 3 ст. 17 АПК Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заскдателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если либо какая из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных  заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за месяц до начала судебного разбирательства. В свою очередь суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство. И если ходатайство о рассмотрении дела участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая сторон выбирает кондитатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральном  законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кондидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Но если сторона в этот срок не заявит о выбраннной кондитатуре, суд в праве определить ее самостоятельно.

  Если арбитражный судъя рассматривает дело единолично,  он действует от имени судьи. Это же относится и к случаям рассмотрения дел коллегиально, когда в сотав суда, рассматривающего дело, должно входить трое или другое количество нечетное судьей; все они при рассмотрении дел пользуются равными правами.

  Вопросы, возникающие при рассмотрении  дела судом в коллегиальном  составе, разрешаются  судьями  большинством голосов, при этом  никто из судъей не в праве воздержаться от голосования, а судъя – председательствующий в заседании – голосует последним. В то же время судъя, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт и в праве изложить в письменной форме особое мнение, которое – в особом конверте – приобщается к делу, но не оглошается.

Принцип независимости судъей арбитражного суда и подчинения их только закону.

В ст. 5 АПК РФ говорится о независмисти судъей арбитражного суда и подчинения их только Конституции РФ  и федеральному закону применительно к осуществлению ими правосудия; запрет како бы то ни  было построненного воздействия на судей со стороны любых государственных органов, органов местного самоуправленияи иных органов, организаций, должностных лиц и граждан отнсительно к деятельности арбитражных судей.

Реализуется же этот принцип в следующих проявлениях. Судья при осуществлении правосудия самостоятелен и никому не подотчетен; он не должжен запрашивать или получать указания от каких либо органов и должностных лиц, и уж, конечно, не обязан давать обьяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Однако советоватся, получать консультации у коллег не взброняется.

Законом установлена уголовная отвественность за вмешательство в деятельность арбитражных судов при разрешении споров, угрозу по отношению к судье, его оскорбление; установлена адменистративная отвественность за проявление неуважения к суду, например мер по определению суда, невыполнение иных указания суда или судьи; установлены гарантии неприкосновенностей судъей.

Есть  еще одна грань принципа независимости  арбитражного судьи. Даже в тех случаях, когда спор разрешают трое и их мнение о решении не совпадает, каждый из них сохроняет независимость; решение принимается по мнению большинства судей, а третий, не согласный с ним, излогает письменно свое особое мнение, прилогаемое к решению. Это относится и к мнению судьи вышестоящей арбитражно – судебной инстанции.

Арбитражный судья независим и от мнения, точки  зрения средств массовой информации, которые не должны пытатья воздействовать на судъю ни при рассмотрении им конкретного дела, ни при вынесении судебного акта.

Принцип обязательности судебных актов арбитражного суда. Правовой базой этого принципа служат ст. 7 Закона « Об арбитражных судах в Российской Федерации, ст 16 и 330 АПК РФ, да и, пожалуй, вся глава 8 АПК, посвященная обеспечительным мерам арбитражного суда, поскольку в силу ст. 100 АПК правила об обеспечении иска, предусмотреных статьями этой главы, применяются при обеспечении исполнения судебных актов. Нужно отметить что термин судебный акт – сравнительно новое, применяемое лишь с 1995 г. Собирательное понятие, включает себя понятие решение, определение и постановление – или формы судебных актов. Судебные акты, принимаемые арбитражными судами аппеляционой и кассационной инстанции по результатам рассмотрения апеляционных и кассионных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего арбитражного Суда РФ по результатам пересмотра судебных актов впорядке надзора, именуются постоновлениями. В силу ст. 71 Федерального Конституционного закона « О Конституционном суде РФ все постоновления, определения и заключения, вынесенные Конституциооным судом РФ, являются решения и итоговыми решениями. В соотвествии с законодательством вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправлеия, иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежит исполнению на все территории РФ. Больше того, обязательны также требования арбитражного суда о предоставлении доказательств, сведений и других материалов, о падаче обьяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, и подлежит исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой установленную законом отвественность. Целый ряд жестоких мер отвественности должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за неисполнение судов решений предусмотрен Указом Президента России от 6 июня 1996 г. № 810 « О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы. [1; 103;104;105;106;107;108.].

 

                                1.2 Судопроизводственные принципы

Принцип равенства перед законом  и арбитражным судом организаций  и граждан. Раньше данный принцип ограничивался провозглошением равенства перед судом лишь сторон в процессе. Сейчас он фактически базируется на ст. 19 Конституции РФ и редакционно закреплен в ст 7 АПК, в соотвествии с которой правосудие в арбитражном суде осуществляется на чалах равенства всех граждан перед законом и судом не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного происхожденияв, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств и равенства всех органзаций перед законом и судом независимо от организационно правовой формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Это озночает, что принцип равенства перед законом и судом распростроняется на всех лиц, права и законные интересы которых затрагиваютися или могут быть затронуты возникшим и рассматриваемым арбитражным судом спором.

Принцип гласности арбитрано – судебного разбирательства. Базой этого принципа служит ст. 11 АПК, в соотвествии с которой разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Одновременно АПК допускает слушание дела в закрытом заседании – в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой тайны, служебной или иной охроняемой законом тайны. При этом о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение – в отношении всего судебного разбирательства или его части. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, установленных АПК, также эксперты, свидетили и переводчики.

Ст.11 АПК реальное содержание принципа гласности арбитражно-судебного разбирательства во многом определяют ст. 153, 176, 266, 284 АПК. Таким образом, принцип гласности обуславливает правовые возможности свободного доступа в зал судебных заседаний всех желающих граждан,их право делать письменые заметки по ходу судебного заседания. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметку по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино и фотосьемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседаия арбитражного суда

  по радио и телевидению допускаются  только сразрешением судьи- председательствующего в судебном заседании.

Но  у принципа гласности судебного  разбирательства есть и обратная сторона. Соотвествии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, и ограничение этого права допускается тлько на основании судебного решения.

Иногда например при возникновении угрозы разглошения в открытом заседании, государственной тайны, арбитражный суд переводит заседание из открытого в закрытое по собственной инициативе. Сама же закрытость заседания арбитражного суда озночает, что после вынесения и оглашенияопределения зал судебного заседдания покидают все присутствующие граждане, но остаются: судьи,стороны, прокурор, а также представители государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, предявивших иск в защиту государственных или общественных интересов. Процедура ведения заседания в режиме закрытости распростроняется до конца, за исключением момента объявления судебного акта.

Принцип законности в арбитражном процессе. Является базовым для всего арбитражного процесса, вообще для всего права; он проявляется на всех без исключениях стадиях арбитражного процесса.

Нормативно  его реализация в арбитражном  процессе основана прежде всего на ст. 6 АПК, в   соотвестви с которой законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативно правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

СТ. 13 АПК, определяющяя систему нормативно правовых актов, применяемых при рассмотрении арбитражных дел, провозглошает, что арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции России, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативно правовых актов Президента РФ и нормативно правовых актов федеральных органов исполнительных власти, законов и иных нормативно правовых актов субъектов Федерации, актов органов местного самоуправления. Принцип законности проявляется в требовании к арбитражным судам правильно применять нормы материального права и совершать процесуальные действия в соотвествии с нормами процессуального права.

Принцип установления арбитражным судом  истины по делу. До 1 июля 1995 года этот принцип провозглошался как принцип объективной истины. С переходом от инквизаторского к состязательному способу арбитражного судопроизводства принцип обьективной истины трансформировался в принцип установления арбитражным судом истины по делу.

Информация о работе Судоустройственные принципы