Система арбитражных судов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Действующие в Российской Федерации арбитражные суды пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитража, упраздненным в 1991 году специальным законом РСФСР «Об арбитражных судах». В связи с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 году и нового Гражданского кодекса, а также дальнейшим совершенствованием системы арбитражных судов России возникла необходимость принятия специального нормативного правового акта, который бы закрепил основные положения, связанные с регламентированием функционирования такой системы судов.

Файлы: 1 файл

Арбитражные суды.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

8) осуществляет другие  полномочия, предоставленные ему  настоящим Федеральным конституционным  законом.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует  совещательный орган - Совет председателей  арбитражных судов в составе  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей  арбитражных судов в Российской Федерации. Заседания Совета проводятся по мере необходимости (ст. 22).

3. Федеральные  арбитражные суды округов и  арбитражные суды субъектов.

В соответствии со ст. 24 ФКЗ  «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Федеральные арбитражные  суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов  Российской Федерации и арбитражных  апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами. По ст. 25 Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В соответствии со ст. 26 Федеральный арбитражный суд округа:

- проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;

- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

- обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

- изучает и обобщает судебную практику;

- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

- анализирует судебную статистику;

- рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

В субъектах Российской Федерации  действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, при этом на территориях  нескольких субъектов Российской Федерации  судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, а судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов (ст. 34). В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации  могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных  категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные  вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации (ст. 35). По ст. 36 арбитражный  суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой  инстанции все дела, подведомственные  арбитражным судам в Российской  Федерации, за исключением дел,  отнесенных к компетенции Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации, федеральных арбитражных  судов округов и специализированных  арбитражных судов;

(в ред. Федерального  конституционного закона от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

2) пересматривает по вновь  открывшимся обстоятельствам принятые  им и вступившие в законную  силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный  Суд Российской Федерации с  запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом  им в любой инстанции;

4) изучает и обобщает  судебную практику;

5) подготавливает предложения  по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых  актов;

6) анализирует судебную  статистику.

4. Иные арбитражные  суды

В числе иных арбитражных  судов выделяют арбитражные апелляционные суды, суды по интеллектуальным правам, третейские суды и международный арбитраж.

Арбитражные апелляционные  суды являются судами по проверке в  апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации, принятых ими  в первой инстанции (ст. 33 ФКЗ «Об  арбитражных судах в Российской Федерации»). На территории России действует 20 арбитражных апелляционных судов. Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда (по ст. 33.4-33.5  действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей; его полномочия: утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает другие вопросы организации работы суда; рассматривает вопросы судебной практики); судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (коллегии в соответствии со ст. 33.7 утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда). Арбитражный апелляционный суд:

1) проверяет в апелляционной  инстанции законность и обоснованность  судебных актов, не вступивших  в законную силу, по делам, рассмотренным  арбитражными судами субъектов  Российской Федерации в первой  инстанции, повторно рассматривая  дело;

2) пересматривает по вновь  открывшимся обстоятельствам принятые  им и вступившие в законную  силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный  Суд Российской Федерации с  запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом  им в апелляционной инстанции;

4) изучает и обобщает  судебную практику;

5) подготавливает предложения  по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых  актов;

6) анализирует судебную  статистику.

В соответствии со ст. 43.2 ФКЗ  «Об арбитражных судах в Российской Федерации» суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным  судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций  дела по спорам, связанным с защитой  интеллектуальных прав. По ст. 43.3 суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума. Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей. Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:

1) президиумом (в соответствии  со ст. 43.5 действует в составе  председателя Суда по интеллектуальным  правам, его заместителей, председателей  судебных составов и судей,  входящих в состав президиума  Суда по интеллектуальным правам; судьи Суда по интеллектуальным  правам, входящие в состав президиума  Суда по интеллектуальным правам, утверждаются Пленумом Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации по представлению председателя  Суда по интеллектуальным правам  сроком на два года) - при пересмотре  дел, рассмотренных Судом по  интеллектуальным правам по первой  инстанции;

2) коллегиальным составом  судей (по ст. 43.8 - Состав судебных  коллегий утверждается президиумом  суда из числа судей этого  суда по представлению председателя Суда по интеллектуальным правам; судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя Суда по интеллектуальным правам) - при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции  рассматривает:

1) дела об оспаривании  нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные  интересы заявителя в области  правовой охраны результатов  интеллектуальной деятельности  и средств индивидуализации, в  том числе в сфере патентных  прав и прав на селекционные  достижения, права на топологии  интегральных микросхем, права  на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации  юридических лиц, товаров, работ,  услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

2) дела по спорам о  предоставлении или прекращении  правовой охраны результатов  интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств  индивидуализации юридических лиц,  товаров, работ, услуг и предприятий  (за исключением объектов авторских  и смежных прав, топологий интегральных  микросхем), в том числе:

об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

об оспаривании решения  федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

об установлении патентообладателя;

о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

о досрочном прекращении  правовой охраны товарного знака  вследствие его неиспользования.

4) анализирует судебную  статистику.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции  рассматривает:

1) дела, рассмотренные им  по первой инстанции;

2) дела о защите интеллектуальных  прав, рассмотренные арбитражными  судами субъектов Российской  Федерации по первой инстанции,  арбитражными апелляционными судами.

Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь  открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, а также:

1) обращается в Конституционный  Суд Российской Федерации с  запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в рассматриваемом  им деле;

2) изучает и обобщает  судебную практику;

3) подготавливает предложения  по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых  актов;

4) анализирует судебную  статистику.

Лица, осуществляющие рассмотрение споров в третейских судах и в  международном коммерческом арбитраже, не обладают статусом (несменяемость, неприкосновенность и т.д.) и полномочиями судебной власти. Вместе с тем их деятельность способствует предотвращению возможных конфликтов в хозяйственных отношениях, оперативному и на добровольной основе их разрешению, что в конечном итоге содействует развитию и укреплению рыночных отношений современного общества. 
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» допускается создание третейских судов для рассмотрения того или иного конкретного спора и постоянно действующих третейских судов при торговых палатах, биржах, финансовых и промышленных предпринимательских и иных структурах.

Третейские суды рассматривают  в числе других и экономические  споры, подсудные арбитражным судам. Число судей определяется сторонами и должно быть нечетным и состоять из граждан, давших согласие на выполнение соответствующих обязанностей. Обычно суд состоит из трех судей. Каждая сторона назначает по одному, затем двое судей избирают третьего судью.

Третейский судья, разрешающий  спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского  суда.

Стороны определяют место  и порядок разрешения дела, распределяют размер расходов на разрешение спора  или поручают это судьям. При разрешении дела третейский суд обязан руководствоваться  действующими законами. Решение принимается  большинством голосов, излагается в  письменной форме и подписывается  всеми 
судьями. Судья, не согласный с принятым решением, вправе изложить особое мнение, которое прилагается к решению. 
Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение является окончательным, то оно может быть оспорено стороной путем обращения в арбитражный суд субъекта РФ (ст. 40 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

Информация о работе Система арбитражных судов Российской Федерации