Система арбитражных судов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Действующие в Российской Федерации арбитражные суды пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитража, упраздненным в 1991 году специальным законом РСФСР «Об арбитражных судах». В связи с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 году и нового Гражданского кодекса, а также дальнейшим совершенствованием системы арбитражных судов России возникла необходимость принятия специального нормативного правового акта, который бы закрепил основные положения, связанные с регламентированием функционирования такой системы судов.

Файлы: 1 файл

Арбитражные суды.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

 

 

Кафедра: «Уголовно-правовые дисциплины»

 

 

 

 

Контрольная работа

по теме «Система арбитражных судов Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент

группы Ю 1 – 2

Середа А.В.

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Белякова Инна Михайловна

 

 

 

 

 

Москва - 2012 г. 

1. Арбитражные  суды: система и основные задачи.

Действующие в Российской Федерации арбитражные суды пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитража, упраздненным в 1991 году специальным законом РСФСР «Об арбитражных судах». В связи с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 году и нового Гражданского кодекса, а также дальнейшим совершенствованием системы арбитражных судов России возникла необходимость принятия специального нормативного правового акта, который бы закрепил основные положения, связанные с регламентированием функционирования такой системы судов. Такими актами стали Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и новый, третий по счету, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

По ст.1 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации, ею же определяется порядок судопроизводства в арбитражных судах.

В систему арбитражных  судов Российской Федерации входят: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные  суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные  суды; арбитражные суды первой инстанции  в республиках, краях, областях, городах  федерального значения, автономной области, автономных округах; специализированные арбитражные суды (по ст. 3 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституций Российской Федерации, ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (по ст. 4 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). В соответствии со ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

    • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
    • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
    • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • формирование уважительного отношения к закону и суду;
    • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации  строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел (ст. 6 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 7 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их статус, как и статус судей  других судов, определяется Законом  РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Судья организует разрешение дел, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами; участвует в рассмотрении жалоб (представлений) на решения арбитражных  судов; изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами; подготавливает предложения  по ее совершенствованию; разрабатывает  предложения по совершенствованию  законодательства; осуществляет другие функции, возложенные на него законом.

При разрешении дел судья  вправе требовать от государственных  и иных органов, организаций, должностных  лиц, граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных  на него законом обязанностей; запрашивать  необходимую информацию от государственных  и иных органов, организаций, в том  числе научных учреждений и информационных центров, и от граждан.

Судьи при разрешении любых  вопросов в заседаниях арбитражного суда пользуются равными правами  и возможностями. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Судью нельзя сменить или перевести на другую должность без его согласия. Он не имеет права высказывать публично где-либо свое мнение о рассматриваемом в суде деле до принятия судом решения по этому делу. Судья арбитражного суда обязан точно исполнять требования законодательства и быть справедливым. Работа судьи в иных организациях на условиях совместительства не допускается, за исключением педагогической и научно-исследовательской деятельности. Судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иметь частную практику.

2. Высший Арбитражный  Суд РФ: структура и полномочия.

В соответствии со ст. 127 Конституции  Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. По п.1 ст. 10 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" к числу полномочий Высшего Арбитражного Суда России относятся:

1) рассматривает в пределах  своей компетенции, определенной  федеральным законом, дела в  качестве суда первой инстанции;

2) рассматривает в порядке  надзора дела по проверке вступивших  в законную силу судебных актов  арбитражных судов в Российской  Федерации;

3) пересматривает по вновь  открывшимся обстоятельствам принятые  им и вступившие в законную  силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный  Суд Российской Федерации с  запросом о проверке конституционности  указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой  инстанции;

5) изучает и обобщает  практику применения арбитражными  судами законов и иных нормативных  правовых актов, регулирующих  отношения в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам  судебной практики;

6) разрабатывает предложения  по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых  актов, регулирующих отношения  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику  и организует работу по ее  ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по  созданию условий для судебной  деятельности арбитражных судов,  в том числе по их кадровому,  организационному, материально-техническому  и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах  своей компетенции вопросы, вытекающие  из международных договоров Российской  Федерации;

9.1) решает вопросы образования  постоянных судебных присутствий  арбитражных судов;

10) осуществляет другие  полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации также принадлежит  право законодательной инициативы по вопросам его ведения (п. 2 ст. 10). По вопросам внутренней деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации  и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации (п. 3 ст. 10).

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации действует  в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений (ст. 11 ФКЗ «Об арбитражных судах  в Российской Федерации»). В составе  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

По ст. 12 Пленум Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и действует в составе  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации. Он созывается Председателем Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  по мере необходимости, но не реже двух раз в год (ст. 14).

В соответствии со ст. 15  Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей  судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум  рассматривает в порядке надзора  дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных  судов в Российской Федерации, а  также рассматривает отдельные  вопросы судебной практики и о  результатах рассмотрения информирует  арбитражные суды в Российской Федерации (ст. 16). По ст. 17 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости.

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются  судебные коллегии из числа судей  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 18) и возглавляются  председателями - заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В судебных коллегиях  образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую  коллегию, которые формируются Председателем  высшего Арбитражного Суда (ст. 19).

В соответствии со ст. 20 Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные  Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. По ст. 21 Председатель высшего Арбитражного суда:

1) организует деятельность  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации и системы арбитражных  судов в Российской Федерации;

2) созывает Пленум и  Президиум Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации и  председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение  Пленума и Президиума вопросы,  отнесенные настоящим Федеральным  конституционным законом к их  ведению;

3) осуществляет общее  руководство аппаратом Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации, назначает на должность  и освобождает от должности  работников аппарата Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации;

4) распределяет обязанности  между заместителями Председателя  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации;

5) формирует из числа  судей Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации судебные  составы Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

6) выносит на обсуждение  Совета председателей арбитражных  судов вопросы, отнесенные настоящим  Федеральным конституционным законом  к его ведению;

7) представляет Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

7.1) направляет в Дисциплинарное  судебное присутствие обращения  о досрочном прекращении полномочий  судей арбитражных судов за  совершение ими дисциплинарных  проступков в тех случаях, когда  Высшей квалификационной коллегией  судей Российской Федерации или  квалификационными коллегиями судей  субъектов Российской Федерации  отказано в удовлетворении представлений  председателей федеральных арбитражных  судов о прекращении полномочий  судей арбитражных судов за  совершение ими дисциплинарных  проступков;

Информация о работе Система арбитражных судов Российской Федерации