Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 19:58, контрольная работа
В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве.
Судебные расходы — это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом без вмешательства суда.
Уплата
госпошлины представителем
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Данное
правило было зафиксировано и
судом. Так, согласно п. 18 разъяснений,
данных Президиумом Высшего
Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.
Однако
в настоящее время ситуация поменялась.
29 мая 2007 года Президиумом Высшего
Арбитражного Суда РФ было издано Информационное
письмо № 118 «Об уплате государственной
пошлины российскими и
Следовательно,
государственная пошлина может
быть уплачена представителем от имени
представляемого. Уплата государственной
пошлины с банковского счёта
представителя прекращает соответствующую
обязанность представляемого. В платёжном
документе на перечисление суммы государственной
пошлины в бюджет с банковского счёта
представителя должно быть указано, что
плательщик действует от имени представляемого.
Уплата государственной пошлины через
представителя не является основанием
для оставления искового заявления без
движения и его последующего возвращения.
Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, обратившимися
в
Арбитражный суд
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
До
недавнего времени, в том случае,
если государственные органы, органы
местного самоуправления и иные органы,
выступающие в суде от имени соответствующего
публично-правового
Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с
неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.
В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.
После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.
Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:
В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.
Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.
Таким
образом, на основании вышеуказанных
норм можно сделать вывод, что
акты судебных органов — постановления
Пленумов Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего
Поскольку
разъяснение по вопросам судебной практики
дает высший судебный орган, который осуществляет
и надзор за рассмотрением судами конкретных
дел, то этот орган, следуя собственному
толкованию, должен будет отменять судебные
решения, которые противоречат ему.
Возврат
госпошлины при принятии
решения не в пользу
государственных органов
В соответствии с пунктом 47
статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального
закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении
изменений в часть первую и
часть вторую Налогового
Таким
образом, с 01.01.2007 подлежит применению
общий порядок распределения
судебных расходов, предусмотренный главой
9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная
пошлина в соответствии с частью 1 статьи
110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно
с государственного органа (органа местного
самоуправления) как стороны по делу.
Взыскание
госпошлины при отказе
истца от иска
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.
В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.
Следовательно,
если истец отказался от иска из-за
того, что ответчик после вынесения
определения о принятии искового
заявления к производству удовлетворил
исковое требование добровольно, арбитражный
суд взыскивает с ответчика в пользу истца
понесенные последним расходы по уплате
государственной пошлины.
Оплата
госпошлины при обжаловании
инкассового поручения
При
подаче заявления о признании не
подлежащим исполнению инкассового поручения
(распоряжения) налогового органа государственная
пошлина уплачивается в соответствии
с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса
и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя
из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию
на основании указанного документа.
Заключение
Размер
государственной пошлины
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. Если обнаружится, что истец или заявитель уплатил государственную пошлину, но не в федеральный бюджет, то арбитражный суд, исходя из положений статей 128, 263 и 280 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение об оставлении искового заявления без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины непосредственно в федеральный бюджет.
В
определении об оставлении искового
заявления может быть указано
на возврат государственной
Если
не предоставить арбитражному суду в
установленный срок документы, подтверждающие
уплату государственной пошлины
или право на получение льготы
по ее уплате, а также вовремя
не заявить ходатайства о
Истец или заявитель, отказавшийся от подачи искового заявления уже после уплаты государственной пошлины, может попросить арбитражный суд выдать справку о том, что исковое заявление в суд не поступало (пункт 3 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ). Но следует помнить, что в этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится.
Согласно подп. 3 п. 1 статьи 333.22 Кодекса при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 статьи 333.18 Кодекса, то есть в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В зависимости от исхода судебного разбирательства государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением размера исковых требований, взыскивается в доход федерального бюджета с истца или же с ответчика.
Исполнительные
листы на взыскание с истца
государственной пошлины
В
случае прекращения производства по
делу или оставления заявления арбитражным
судом без рассмотрения уплаченная
государственная пошлина
Информация о работе Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражный Суд