Контрольная работа по "Арбитражному процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:18, контрольная работа

Краткое описание

Производство в порядке надзора является самостоятельной стадией арбитражного процесса и имеет следующие задачи:
- проверять законность и обоснованность судебных актов, вступивших в законную силу;
- надежно гарантировать защиту прав организаций и граждан;
- осуществлять руководство над нижестоящими судами ВАС РФ и обеспечивать единство применения закона всеми арбитражными судами.

Оглавление

Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора2
Задача13
Список использованной литературы14

Файлы: 1 файл

+арбитражный процесс.docx

— 33.01 Кб (Скачать)

 

Вариант 3

Содержание

 

  1. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора2
  2. Задача13

Список использованной литературы14

 

1. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора.

 Производство в порядке надзора  является самостоятельной стадией  арбитражного процесса и имеет  следующие задачи:   

 - проверять законность и обоснованность судебных актов, вступивших в законную силу;  

  - надежно гарантировать защиту прав организаций и граждан;  

 - осуществлять руководство над нижестоящими судами ВАС РФ и обеспечивать единство применения закона всеми арбитражными судами.    

 Отношения, возникающие в  этой стадии процесса, имеют свой  субъектный состав, объект, содержание и предпосылки возникновения.    

 Право на обращение в Высший  Арбитражный Суд РФ о пересмотре  судебного акта в порядке надзора  имеют участвующие в деле и  иные лица, которым АПК предоставлено  такое право. Конкретный перечень  таких лиц можно найти  надо в ст. 40 АПК.    

 В Высший Арбитражный Суд  РФ с заявлением оспорить судебный  акт могут обратиться лица, не  участвовавшие в деле, но, в отношении  которых арбитражный суд принял  судебный акт, затрагивающий их  права и обязанности. Наряду  с российскими лицами аналогичным  правом обладают и иностранные  лица.    

 Правом оспорить судебный  акт в порядке надзора обладают  так же лица, участвующие в  деле об оспаривании решений  третейских судов и международных  коммерческих арбитражей, которые  были участниками третейского  разбирательства.1     

 Прокурор вправе обратиться  в Высший Арбитражный Суд РФ  с представлением о пересмотре  в порядке надзора судебного  акта, но не по всем делам,  а лишь по тем из них, по  которым он наделен правом  обращения в арбитражный суд с иском или заявлением. Закрытый перечень таких дел содержится в ч. 1 ст. 52 АПК. Представление в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ.    

 В порядке надзора могут  быть пересмотрены судебные акты, принимаемые арбитражным судом  в форме решения, постановления  или определения. При этом пересмотру  может подвергнуться судебный  акт как полностью, так и  его часть.    

 Объектом пересмотра в порядке  надзора являются следующие судебные акты, вступившие в законную силу:  

 - решения арбитражного суда первой инстанции;  

- постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями.     

 В порядке надзора пересматриваются  как вступившие в законную  силу решения, вынесенные судами субъектов РФ, так и решения ВАС РФ, вынесенные им по первой инстанции. Не могут быть объектом пересмотра в порядке надзора только постановления Президиума ВАС РФ.     

 Предметом надзорного пересмотра  может стать любое решение  суда первой инстанции, а также  постановление апелляционной или  кассационной инстанции, поскольку  этими судебными актами дело  разрешается по существу. Исключение составляют постановления и определения, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ в порядке надзора, пересмотр которых в порядке надзора АПК не предусмотрен. Но они могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.      

 Заявление или представление  лиц, обладающих правом обращения  о возбуждении надзорного производства, должно отвечать определенным  требованиям по форме и по  содержанию:  

 - должно быть подписано тем лицом, которое ходатайствует о пересмотре судебного акта, или его полномочным представителем;   

  - устное обращение не допускается, оно должно быть подано только в письменном виде;  

 - заявление или представление должно быть адресовано и направляется непосредственно в  Высший Арбитражный Суд РФ, в отличие от апелляционной и кассационной жалоб, которые подаются через суд первой инстанции, принявший решение. Направление заявлений другим адресатам является неправильным, так как правом рассмотрения таких обращений по закону обладает только Высший Арбитражный Суд РФ.     

 Судебная процедура пересмотра  судебных актов в порядке надзора  проходит три стадии:   

 1. единоличное рассмотрение судьей заявления и возбуждения надзорного производства;   

2. рассмотрение  обращения в судебном заседании состав судей коллегиально и вынесение определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;   

3. рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела.2      

 Первой стадией надзорного производства является рассмотрение заявления или представления единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в течение пяти дней, в которые не включаются нерабочие дни. Полномочия судьи на этом этапе прохождения обращения состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии его к производству.     

 На данной стадии судья  проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК, и решает  вопрос о принятии обращения  к производству Высшего Арбитражного  Суда РФ. Процессуально принятие  заявления или представления  к производству оформляется определением  в виде отдельного судебного  акта.    

 Судья, рассматривающий обращение  о пересмотре судебного акта  в порядке надзора, проверяет,  соблюдены ли требования, содержащиеся  в АПК. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, поступившему от заявителя, до вынесения определения о возбуждении надзорного производства.     

 Вторая стадия. После возбуждения надзорного производства заявление или представление направляется в состав судей, который в судебном заседании без извещения участвующих в деле лиц коллегиально рассматривает обращение.    

 Рассмотрение заявления (или  представления) осуществляется в  сроки:  

 - если дело не истребовалось в связи с отсутствием к тому оснований - в пределах одного месяца, в который входит время нахождения обращения в Высшем Арбитражном Суде РФ;   

 - в случае истребования дела из суда первой инстанции месячный срок исчисляется со дня поступления его в Высший Арбитражный Суд РФ.     

 Главная задача, стоящая перед  составом судей, рассматривающих  обращение, состоит в том, чтобы  путем изучения оспариваемых  судебных актов и сопоставления  их содержания с доводами, приведенными  заявителями, сделать вывод о  наличии или об отсутствии  оснований для надзорного пересмотра. Если из представленных документов  коллегия судей не может прийти  к определенному заключению, она  выносит определение об истребовании  дела из суда первой инстанции,  если оно не было истребовано  ранее, на первой стадии. После  поступления дела суд изучает  имеющиеся в нем материалы  для принятия решения.    

 Если состав судей приходит  к выводу о наличии хотя  бы одного из оснований, содержащихся  в АПК, выносится определение  о передаче дела и поступивших  документов в Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ. В пятидневный  срок со дня вынесения определения  все материалы вместе с делом  передаются в Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ.    

 Состав судей, рассматривающий  заявление или представление,  имеет право передать дело  для проверки в кассационном  порядке при наличии к тому  необходимых оснований и при  условии если оно не рассматривалось  в кассационной инстанции. Данное  положение имеет целью исправление  ошибок применения норм материального  права или норм процессуального  права суда первой и апелляционной  инстанций не в надзорном, а  в кассационном порядке.    

 Независимо от того, проверялось  или не проверялось дело в  кассационном порядке, но если  состав судей находит основания,  содержащиеся в АПК, направляет  дело в Президиум Высшего Арбитражного  Суда РФ со своими выводами  о необходимости надзорного пересмотра  оспариваемых судебных актов.    

 При отсутствии оснований,  указанных в АПК состав судей  принимает отдельное определение  об отказе в направлении дела  для надзорного пересмотра, которое  принимается вне зависимости  от того, рассматривалось или  не рассматривалось дело в  кассационном порядке, но при  условии, что нет оснований  и для направления дела в  кассационную инстанцию.    

 То же лицо может обратиться  в случае получения соответствующего  отказа, если приведет иные основания,  которые, по его мнению, требуют  вмешательства Высший Арбитражный  Суд РФ. При ссылке на приводившиеся  ранее основания вторичное обращение  исключается.

     По результатам рассмотрения заявления или представления состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии оснований, предусмотренных АПК, принимают определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.    

 В определении дается анализ  примененных в оспариваемом судебном  акте норм права и указывается  на допущенные существенные нарушения,  которые являются основанием  для пересмотра дела в порядке  надзора. Выйти за пределы оснований, перечисленных в ст. 304, равно как и оставить их без внимания, суд не может.    

 Третьей, заключительной стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей. Единственным основанием для принятия к производству дела Президиумом является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК.    

 Президиум Высшего Арбитражного  Суда РФ рассматривает поступившие  с протестами дела в определенной  последовательности и в установленные  законом сроки:  

 - дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.   

 - дела назначаются к слушанию и рассматриваются в порядке очередности их поступления в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.    

 Президиум Высшего Арбитражного  Суда РФ может рассматривать  дела только при участии в  заседании большинства его членов (50 % плюс один). При составе Президиума  в 18 человек кворум составляет  не менее 10 человек.    

 Судья-докладчик является членом  Президиума Высшего Арбитражного  Суда РФ и участвует в принятии  решения по делу, которое он  докладывает. Слово для дачи устных объяснений участвующим в заседании лицам предоставляется в следующей последовательности: после доклада судьи выступает лицо, обратившееся в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Очередность их выступлений может быть определена председательствующим.    

 Заседание Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ завершается  после выступлений участвующих  лиц принятием постановления.    

 Принятие постановления Президиумом  Высшего Арбитражного Суда РФ  должно соответствовать общим  правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе, если иное не предусмотрено в гл. 36 АПК. Все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума. Никто не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума обращение, как не набравшее большинства голосов, отклоняется, и оспариваемый судебный акт сохраняет силу.    

 Одно из центральных мест  в изменениях производства в  порядке надзора занимает установление  определенных критериев, при наличии  которых судебный акт должен  быть изменен или отменен.    

 Пересмотр судебного акта  в порядке надзора является  исключительным. Обычная процедура  проверки, как правило, завершается  апелляцией или кассацией или  при необходимых условиях производством  по вновь открывшимся обстоятельствам.      

 Задачи Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ:  

 - обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение высшего суда государства по обеспечению единства судебной практики.  

 - устранение препятствий для принятия законного судебного решения по другому делу. Известно, что решение суда по ранее рассмотренному делу, вступившее в законную силу, является обязательным для суда, рассматривающего дело, в силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в законе.   

 - пресечение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.     

 Президиум Высшего Арбитражного  Суда РФ обладает широкими  полномочиями при проверке законности судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках оснований, содержащихся в ст.  304  АПК.     

Информация о работе Контрольная работа по "Арбитражному процессу"