При
исполнении лишения свободы (и аналогичных
ему мер) в предмет уголовно-исполнительного
права объективно входят и отношения,
связанные с необходимостью обеспечения
жизнедеятельности осужденных (материально-бытовое
и медико-санитарное обеспечение), управляемости
учреждений, исполняющих наказания,
как сложного и специфического социального
организма (субординация между осужденными
и персоналом, порядок передвижения
осужденных, внутренний распорядок и
т.п.).
С
точки зрения юридической значимости
входящие в предмет уголовно-исполнительного
права отношения можно разделить
на материальные и процедурные (процессуальные).
Первые характеризуют существо порядка
и условий исполнения и отбывания
наказания. Они непосредственно
обслуживают правовой статус осужденного.
Вторая группа отношений носит вторичный
(производный) характер и отражает процедуру
применения материально-правовых норм
(например, порядок применения к
осужденным специфических мер поощрения
или дисциплинарных взысканий).
Наконец,
нельзя не отметить, что нормы уголовно-исполнительного
права далеко не исчерпывают всего
многообразия общественных отношений,
в которые вступают осужденные. Оставаясь
гражданином, обладая специальным
правовым статусом, осужденный одновременно
выступает субъектом многих отраслей
права. Предмет уголовно-исполнительного
права отражает лишь специфику положения
осужденного как лица, подвергнутого
уголовному наказанию.
С
учетом сказанного можно определить
предмет уголовно-исполнительного
права. Предметом уголовно-исполнительного
права называют отношения, возникающие
при исполнении (отбывании) всех видов
уголовного наказания, при применении
к осужденным мер исправительно-трудового
воздействия, которые присущи соответствующим
видам наказания; отношения, возникающие
между учреждениями и органами, исполняющими
приговоры к различным видам
наказаний, и осужденными, отношения,
возникающие в связи с участием общественности
и трудовых коллективов в исправлении
осужденных; отношения, возникающие между
администрацией предприятий, учреждений
и организаций и осужденными, которые
на них работают, по поводу исполнения
наказания; отношения, возникающие между
учреждениями и органами, исполняющими
наказания, и отдельными гражданами по
поводу исполнения отдельных видов наказаний.
Под
методом правового регулирования
традиционно понимается система
юридических средств и способов
нормативной регламентации общественных
отношений. Методы не произвольны. Они
предопределяются характером предмета,
целями и реальными возможностями
правового регулирования в данных
конкретных условиях.
Как
отмечается в общетеоретической
литературе, метод правового регулирования
выражается в правовом положении (статусе)
субъектов, в основаниях формирования
правоотношений, способах определения
их содержания, в юридических санкциях.
В
общенаучном плане метод правового
регулирования обычно рассматривается
как один из классификационных критериев
деления всей системы права на
отрасли. Практическое значение этого
вопроса состоит в том, что
применение неадекватных предмету методов
правового регулирования оказывается
неэффективным и зачастую способно
лишь нанести вред регулируемым общественным
отношениям.
Между
тем, как и в иных отраслевых науках,
проблема метода (или методов) правового
регулирования уголовно-исполнительного
(ранее – исправительно-трудового)
права остается одной из наименее
разработанных. В учебной литературе
ей обычно отводится лишь несколько
строк. Принято считать, что специфический
или (основной) метод уголовно-исполнительного
права – метод «властного приказа» (императивный
метод), который допускает использование
в определенных ситуациях начал диспозитивности
(усмотрения сторон). Конкретное содержание
(и пределы применимости) тех или иных
начал, как правило, не раскрываются.
В
теоретических работах прошлых
лет проблемы метода исправительно-трудового
права обсуждались, по большей части,
лишь в контексте дискуссии о
месте исправительно-трудового права
в системе права. При всей важности
такой дискуссии вольно или невольно
оставались в тени практические (в
том числе законотворческие) аспекты
проблемы метода уголовно-исполнительного
права. В итоге теория и практика
оказались слабо подготовленными
к нестандартному решению вопросов
исполнения и отбывания наказания,
которые возникли в последние
годы.
Исполнение
наказания и иных мер уголовной
ответственности – сфера государственного
принуждения. Вряд ли можно недооценивать
роль принуждения («властного приказа»)
в таких областях уголовно-исполнительной
деятельности, как реализация уголовно-правовой
кары, обеспечение правопорядка и
безопасности в учреждениях, исполняющих
наказание. Метод «властного приказа»
сравнительно успешно использовался
и в сфере привлечения осужденных
в ИТУ к труду. Это вполне отвечало
принципам планово-директивной экономики
государства и задачам «трудоиспользования
спецконтингента». Однако уже в те годы
многие скептически оценивали возможности
применения императивного метода в области
не карательного (исправительного) воздействия,
его слабую применимость к педагогическим
взаимоотношениям между персоналом и
осужденными, в частности, к принципам
«педагогике сотрудничества».
Ощутимый
удар переоценке значения метода «властного
приказа» нанесен переводом экономики
страны (и экономики ИТУ) на «рыночные»
рельсы. В связи с разрывом значительного
числа хозяйственных связей ИУ резко
сузились возможности привлечения
осужденных к всеобщему обязательному
труду. В результате некоторые их категории
(мужчины старше 60 лет, женщины старше
55 лет, инвалиды 1 и 2 групп, женщины с беременностью
свыше 4-х месяцев и имеющие детей в домах
ребенка при ИУ) стали привлекаться к труду
по желанию. Главное же состояло в том,
что в условиях отсутствия возможностей
привлечения к труду всех прочих осужденных
ныне, и они зачастую привлекаются к труду
с их согласия. Время работы осужденных
к лишению свободы засчитывается в общий
трудовой стаж, работающие в ИУ осужденные
получают право на оплачиваемый отпуск
(ст. 104 УИК), что в целом свидетельствует
о значительном расширении начал диспозитивности
в области труда осужденных. Способы регулирования
их трудовых отношений теряют специфику
и все более приближаются к способам, установленным
общим законодательством о труде.
Другим
серьезным камнем преткновения для
метода «властного приказа» стали опять
же экономически вынужденные законодательные
новеллы о предпринимательской
деятельности осужденных к лишению
свободы. Ряд нормативных актов,
в частности Закон РФ от 21 июля
1993 года предусмотрели такие ее формы,
как индивидуальная трудовая деятельность
и товарищества с ограниченной ответственностью
осужденных. Сущность предпринимательских
отношений – диспозитивность, свободное
усмотрение сторон. Однако к этим нововведениям,
предполагающим качественное изменение
подходов к правовому регулированию
отношений в области труда
осужденных, законодатель и практика
также оказались фактически не готовы.
Свидетельство тому – появление
в последние годы в законодательстве
множества пробелов, противоречивость
и неполнота закона и подзаконных
актов, отсутствие четкого механизма
реализации законодательных новелл.
Нельзя
не упомянуть и о психологии ряда
сотрудников, многие из которых привыкли
во всех без исключения областях взаимоотношений
с осужденными уповать только
на метод «властного приказа».
Изложенное
свидетельствует о том, что в
разработке способов регулирования
уголовно-исполнительных отношений
теория, как и десятилетия назад,
фактически находится у истоков
этой проблемы. Но важно подчеркнуть,
что императивный метод не является
единственным и всеобъемлющим методом
уголовно-исполнительного права. Правильнее
поэтому вести речь о методах правового
регулирования уголовно-исполнительных
отношений, четко дифференцировать возможности
императивности и диспозитивности в различных
областях уголовно-исполнительной деятельности.7
Представляется, например, что метод согласования
(диспозитивности) с успехом может быть
использован также в некоторых областях
исполнения наказаний и иных мер, не связанных
с лишением свободы (например, при изменении
конкретных условий прохождения испытательного
срока при условном осуждении).
Список
использованной литературы:
- Конституция
Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,
1993.
- Уголовный
кодекс Российской Федерации: [по состоянию
на 1 ноября 2008 г. № 63-ФЗ]. – М.: ТК Велби:
Проспект, 2008. – Ст. 44-59.
- Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации: [по состоянию
на 1 ноября 2008 г. № 1-ФЗ]. – М.: ТК Велби:
Проспект, 2008. – Гл. 2.
- Федеральный
закон РФ от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном
контроле за обеспечением прав человека
в местах принудительного содержания
и о содействии лицам, находящимся в местах
принудительного содержания». // Собрание
законодательства РФ. – 2006. – № 24. – Ст.
2789.
- Уголовно-исполнительное
право России : учебник / под ред. A. С. Михлина.
– М. : Высшее образование, 2010.С.316
- Уголовно-исполнительное
право России: учебник для вузов по спец.
«Юриспруденция» / ред. В.И. Селиверстов.
– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,
2007. – 574 с.
- Бриллиантов
А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное
право Российской Федерации: учеб. – М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 344 с.
- Стручков
Н.А. Курс исправительно-трудового права.
Проблемы особенной части.-М.: Юридическая
литература, 1985.с. 261
- Уголовно-исполнительное
право России: теория, законодательство,
международные стандарты, отечественная
практика конца XIX – начала XXI века: Учебник
для юрид. вузов и фак. / Под. ред. д.ю.н.,
проф. А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2010. – 720
с.