Арбитражное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 03:28, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в России образовалась новая система экономических отношений – отношений собственности, процесс развития которых происходил и продолжает осуществляться в условиях применения новых подходов в политике, экономике и идеологии.
Формирование уголовно-исполнительной политики и особенно эффективность ее реализации во многом зависят от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, темпов роста преступности.

Файлы: 1 файл

уголовно-исполнительное право. предмет и метод.docx

— 53.13 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время в России образовалась новая система экономических  отношений – отношений собственности, процесс развития которых происходил и продолжает осуществляться в условиях применения новых подходов в политике, экономике и идеологии.

     Формирование  уголовно-исполнительной политики и  особенно эффективность ее реализации во многом зависят от сложившейся  в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, темпов роста  преступности.

     Качественные  изменения в динамике и, особенно в структуре преступности не только за счет ее количественных характеристик, но и тяжести, степени общественной опасности обусловили необходимость поиска оптимальных решений и дальнейшего совершенствования законодательных актов, регулирующих борьбу с преступностью (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ), реформации ряда институтов и норм этих законов в соответствии с требованиями новых социальных условий.

     Уголовно-исполнительное право, являясь преемником исправительно-трудового, а еще ранее – пенитенциарного  права, базируется на фундаменте своих  предшественников, впитав все лучшее и достойное из отечественного нормотворчества  и практики его применения, а также  зарубежный опыт, воплощенный, прежде всего, в международных стандартах обращения с осужденными.

     Новые взгляды на практику исполнения и  отбывания уголовных наказаний  безотлагательно диктуют необходимость  теоретического обоснования многих положений науки уголовно-исполнительного  права, прежде всего, относящихся к содержанию уголовно-исполнительной политики, предмету и методу правового регулирования данной отрасли законодательства.

     1. Уголовно – исполнительное право, его предмет и метод. 

     В основе формирования и развития правовой системы государства, различных  отраслей законодательства находится  политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и  формы достижения, определенных социально-полезных целей.

     Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства  по определению целей уголовного наказания, государственно-правового  механизма их реализации, организации  процесса исполнения уголовных наказаний  и применения к осужденным мер  исправительного воздействия.

     Цели  и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных  правовых актов об обращении с  осужденными. Стратегической линией современной  уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных  наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

     Основные  задачи уголовно-исполнительной политики:

     1) определение целей, принципов  и общих положений исполнения  всех видов уголовных наказаний,  отдельных мер уголовно-правового  воздействия и применения мер  исправительного воздействия;

     2) установление системы законодательных  и иных нормативных правовых  актов, регулирующих общественные  отношения в сфере исполнения  уголовных наказаний;

     3) обеспечение прав, свобод и законных  интересов осужденных, законности  и правопорядка в области исполнения  уголовных наказаний;

     4) определение системы учреждений  и органов, исполняющих уголовные  наказания, порядка и условий  их функционирования, осуществления  контроля за их деятельностью;

     5) определение основных средств  исправления и мер по социальной  адаптации осужденных;

     6) разработка мероприятий по совершенствованию  деятельности и прогнозированию  развития учреждений и органов,  исполняющих уголовные наказания,  с учетом изменений, происходящих  в обществе и государстве.

     Совокупность  перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

     Основной  формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных  правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных  наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного  права.

     Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере  исполнения уголовных наказаний  является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного  права.

     Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право (ныне уголовно-исполнительное право) представляет собой специфическую часть, подотрасль уголовного права. По мере развития исправительно-трудового законодательства, включения в него норм уголовного, уголовно-процессуального, трудового, административного права была высказана точка зрения, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью права. Но постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-трудового права в самостоятельную отрасль, что доказал Б.С. Утевский в 1957 г.;1. В настоящее время эта позиция является общепризнанной.

     Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с  преступностью, который образуют также  уголовное и уголовно-процессуальное право. Уголовно-исполнительное право  закрепляет основные положения политики государства в сфере уголовного наказания. Вместе с тем, по отношению  к уголовно-исполнительному законодательству уголовное право является базовым. Поэтому считают, что уголовное право - фундаментальная отрасль права, а уголовно-исполнительное - специальная.

     Как самостоятельная отрасль права  уголовно-исполнительное право имеет  свой предмет и метод правового  регулирования.

     Уголовно-исполнительное право является самостоятельной  отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных  наказаний и применения иных мер  уголовно-правового воздействия.2

     Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового  регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

     Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

     

     Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права

     В теории права под предметом правового  регулирования обычно понимается совокупность общественных отношений, выступающих  объектом юридического воздействия  определенного комплекса правовых норм (права в целом, отрасли, института).

     В качестве предмета правового регулирования  уголовно-исполнительного права  выступают общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний  и применения к осужденным мер  исправительного. Предметом уголовно-исполнительного  законодательства Российской Федерации  является правовое регулирование исполнения всех наказаний и иных мер уголовно-правового  характера (к последним относят  исполнение принудительных мер воспитательного  воздействия и медицинского характера, условное осуждение, конфискация имущества, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей).

     В настоящее время к предмету правового  регулирования данной отрасли права  можно отнести исполнение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных  уголовным законодательством.

     Сердцевиной предмета уголовно-исполнительного  права являются отношения между  осужденным и государством (в лице уполномоченных им учреждений, органов  и должностных лиц) в процессе и по поводу исполнения уголовного наказания.

     Представления о предмете уголовно-исполнительного  права находились и находятся  в постоянном развитии. Это связано  не в последнюю очередь с тем, что сам предмет не был статичен и постоянно изменялся с развитием  системы наказаний и иных мер  уголовной ответственности, с новеллами  в законодательстве, с углублением  теоретических воззрений, лежавших в основе уголовно-исполнительной политики.

     Большой вклад в решение проблемы наличия  у исправительно-трудового права  собственного предмета правового регулирования  принадлежит Н.А. Стручкову. Он доказал, что в процессе исполнения наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием, возникают общественные отношения, которые регулируются специально для этого созданными правовыми нормами, а соответствующие правоотношения складываются не только в процессе исполнения наказания, но и в результате организации и применения мер собственно воспитательного воздействия на осужденных.3 К наказаниям, которые имеет в виду в данном случае Н.А. Стручков, традиционно относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы. Из уголовного законодательства были исключены такие наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий (изменение политики государства в отношении соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина обусловили отказ от принудительного лечения хронических алкоголиков и наркоманов в лечебно-трудовых профилакториях), условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением освобождённых лиц к труду (отказ от социалистической системы хозяйства и переход к рыночным отношениям явились первопричиной отмены).4 Одновременно из исправительно-трудового кодекса были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения.

     Что касается таких уголовных наказаний, которые не связаны с мерами исправительно-трудового  воздействия на осужденных (штраф, лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград и  др.), то возобладала точка зрения о невозможности включения их в предмет исправительно-трудового  права, так как они не связаны  с обязательным привлечением осужденного  к труду. В 1984 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было принято  «Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных  наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия  на осужденных».5

     В предмет ИТП не входило также  исполнение наказания в виде направления  военнослужащих в дисциплинарный батальон (с 1 января 1997 года в соответствии с  УК РФ – содержание в дисциплинарной воинской части), которое регламентируется сейчас гл. 20 УИК РФ и Положением о дисциплинарной воинской части.6

     Не  составляли предмета исправительно-трудового  права и отношения по поводу исполнения исключительной меры наказания, регламентация  которой была закреплена в секретном  приказе МВД СССР (в настоящее  время исполнение наказания в виде смертной казни законодательно закреплено в действующем УИК РФ).

     В настоящее время в предмет  уголовно-исполнительного права  входят общественные отношения, возникающие  в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех установленных уголовным  законом наказаний и иных мер  уголовно-правового характера.

     Введение  в действие нового УК РФ без сомнения повлияло на широту предмета уголовно-исполнительного  права. Некоторые из существовавших видов наказания (увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред) были исключены. В новой системе наказаний появились ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы, обязательные работы. Все это потребовало создание действенного правового и организационного механизма их исполнения (18 декабря 1996 года был принят Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступил в действие с 1 июля 1997 года).

     Параллельно с развитием представления о  широте предмета уголовно-исполнительного  права важен и другой аспект содержательной (внутренней) характеристики уголовно-исполнительного  права – качественный характер отношений, возникающих при исполнении наказания, определяемый комплексным характером уголовно-исполнительной политики. Дело в том, что, будучи составной частью социальной политики, уголовно-исполнительная политика далеко не всегда исчерпывается  исполнением наказания в его  собственном (узком) значении (реализацией  составляющих содержание наказания  правоограничений). Применение (назначение и исполнение) уголовно-карательных  правоограничений сочетается или должно сочетаться (соединяться) с комплексом не карательных (не входящих в содержание наказания) воспитательно-предупредительных мер.

     В этой связи к предмету уголовно-исполнительного  права следует отнести также  отношения, связанные с реализацией  не карательных мер воспитательно-предупредительного характера.

Информация о работе Арбитражное производство