Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 03:28, контрольная работа
В настоящее время в России образовалась новая система экономических отношений – отношений собственности, процесс развития которых происходил и продолжает осуществляться в условиях применения новых подходов в политике, экономике и идеологии.
Формирование уголовно-исполнительной политики и особенно эффективность ее реализации во многом зависят от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, темпов роста преступности.
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время в России образовалась
новая система экономических
отношений – отношений
Формирование уголовно-исполнительной политики и особенно эффективность ее реализации во многом зависят от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, темпов роста преступности.
Качественные изменения в динамике и, особенно в структуре преступности не только за счет ее количественных характеристик, но и тяжести, степени общественной опасности обусловили необходимость поиска оптимальных решений и дальнейшего совершенствования законодательных актов, регулирующих борьбу с преступностью (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ), реформации ряда институтов и норм этих законов в соответствии с требованиями новых социальных условий.
Уголовно-исполнительное право, являясь преемником исправительно-трудового, а еще ранее – пенитенциарного права, базируется на фундаменте своих предшественников, впитав все лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощенный, прежде всего, в международных стандартах обращения с осужденными.
Новые
взгляды на практику исполнения и
отбывания уголовных наказаний
безотлагательно диктуют
1.
Уголовно – исполнительное право,
его предмет и метод.
В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения, определенных социально-полезных целей.
Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Цели
и принципы политики в сфере исполнения
уголовных наказаний
Основные задачи уголовно-исполнительной политики:
1)
определение целей, принципов
и общих положений исполнения
всех видов уголовных
2)
установление системы
3)
обеспечение прав, свобод и законных
интересов осужденных, законности
и правопорядка в области
4)
определение системы
5)
определение основных средств
исправления и мер по
6)
разработка мероприятий по
Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.
Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.
Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.
Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право (ныне уголовно-исполнительное право) представляет собой специфическую часть, подотрасль уголовного права. По мере развития исправительно-трудового законодательства, включения в него норм уголовного, уголовно-процессуального, трудового, административного права была высказана точка зрения, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью права. Но постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-трудового права в самостоятельную отрасль, что доказал Б.С. Утевский в 1957 г.;1. В настоящее время эта позиция является общепризнанной.
Уголовно-исполнительное
право входит в общий комплекс
отраслей права, регулирующих борьбу с
преступностью, который образуют также
уголовное и уголовно-
Как самостоятельная отрасль права уголовно-исполнительное право имеет свой предмет и метод правового регулирования.
Уголовно-исполнительное
право является самостоятельной
отраслью российского права, представляющей
собой систему юридических
Самостоятельность
данной отрасли права определяется
наличием собственного предмета правового
регулирования и
Предметом уголовно-
Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права
В
теории права под предметом правового
регулирования обычно понимается совокупность
общественных отношений, выступающих
объектом юридического воздействия
определенного комплекса
В
качестве предмета правового регулирования
уголовно-исполнительного
В настоящее время к предмету правового регулирования данной отрасли права можно отнести исполнение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных уголовным законодательством.
Сердцевиной предмета уголовно-исполнительного права являются отношения между осужденным и государством (в лице уполномоченных им учреждений, органов и должностных лиц) в процессе и по поводу исполнения уголовного наказания.
Представления
о предмете уголовно-исполнительного
права находились и находятся
в постоянном развитии. Это связано
не в последнюю очередь с тем,
что сам предмет не был статичен
и постоянно изменялся с
Большой
вклад в решение проблемы наличия
у исправительно-трудового
Что
касается таких уголовных наказаний,
которые не связаны с мерами исправительно-трудового
воздействия на осужденных (штраф, лишение
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью,
лишение специального, воинского
или почетного звания, классного
чина и государственных наград и
др.), то возобладала точка зрения
о невозможности включения их
в предмет исправительно-
В предмет ИТП не входило также исполнение наказания в виде направления военнослужащих в дисциплинарный батальон (с 1 января 1997 года в соответствии с УК РФ – содержание в дисциплинарной воинской части), которое регламентируется сейчас гл. 20 УИК РФ и Положением о дисциплинарной воинской части.6
Не составляли предмета исправительно-трудового права и отношения по поводу исполнения исключительной меры наказания, регламентация которой была закреплена в секретном приказе МВД СССР (в настоящее время исполнение наказания в виде смертной казни законодательно закреплено в действующем УИК РФ).
В
настоящее время в предмет
уголовно-исполнительного
Введение в действие нового УК РФ без сомнения повлияло на широту предмета уголовно-исполнительного права. Некоторые из существовавших видов наказания (увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред) были исключены. В новой системе наказаний появились ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы, обязательные работы. Все это потребовало создание действенного правового и организационного механизма их исполнения (18 декабря 1996 года был принят Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступил в действие с 1 июля 1997 года).
Параллельно
с развитием представления о
широте предмета уголовно-исполнительного
права важен и другой аспект содержательной
(внутренней) характеристики уголовно-исполнительного
права – качественный характер отношений,
возникающих при исполнении наказания,
определяемый комплексным характером
уголовно-исполнительной политики. Дело
в том, что, будучи составной частью
социальной политики, уголовно-исполнительная
политика далеко не всегда исчерпывается
исполнением наказания в его
собственном (узком) значении (реализацией
составляющих содержание наказания
правоограничений). Применение (назначение
и исполнение) уголовно-карательных
правоограничений сочетается или должно
сочетаться (соединяться) с комплексом
не карательных (не входящих в содержание
наказания) воспитательно-
В
этой связи к предмету уголовно-исполнительного
права следует отнести также
отношения, связанные с реализацией
не карательных мер воспитательно-