Адвокатура в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом гармоничного существования общества в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АДВОКАТУРА В ПЕРИОД ЦАРИЗМА 4
2. АДВОКАТУРА В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА 8
3. АДВОКАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 12
4. СОВРЕМЕННАЯ АДВОКАТУРА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

КР АДВОКАТУРА.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Девятый Всероссийский съезд Советов принял специальное постановление, в котором указывалось: «очередной задачей является водворение во всех областях жизни строгих начал революционной законности. Новые отношения, созданные в процессе революции и на основе проводимой властью экономической политики, должны получить свое выражение в законе и защиту в судебном порядке»8.

     В этот период стала вестись активная законодательная деятельность. Создается  единая судебная система, а в первую очередь – народные суды, губернские суды и Верховный суд РСФСР. Они образовались вместо существовавших ранее революционных трибуналов и народных судов.

     Таким образом, создание нового отраслевого законодательства, развитие договорных отношений в государстве, вступившем в этап новой экономической политики, объективно требовали создание профессиональной адвокатуры, такой, которая могла бы оказывать квалифицированную юридическую помощь, юридически грамотно защищать права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций.

 

3. АДВОКАТУРА СОВЕТСКОГО  ПЕРИОДА

 

     В советском праве не было четкого  понятия об этических принципах  работы адвоката, особенно в том, что  касалось отношений между адвокатом  и клиентом, адвокатом и судьей и адвокатом и прокурором или  следователем.

     В первой половине 30-х годов адвокаты страдали от правового нигилизма как за пределами адвокатуры, так и внутри нее. Отсутствие уважения к закону, всеобщее презрение к юристам характерно для всего советского периода, но никогда оно не было столь велико, как в первые два десятилетия советской власти9.

     В 1935 г. адвокатура пострадала от чистки проходившей по всей стране с разной степенью интенсивности и влияния. Но правда, в ноябре 1936 г., может быть, потому, что адвокатов признали неизбежным злом, был образован отдел правовой защиты в Комиссариате Юстиции СССР (хотя поначалу он не имел большого влияния). Проводилась кампания по увеличению численности адвокатов, особенно из числа трудящихся10.

     16 августа 1939 г. «Закон об адвокатуре»  был одобрен Советом Министров СССР. Коллегии Адвокатов пришли на смену коллегиям Защитников. Свободно организованные коллективы упразднялись, а всех адвокатов переводили в юридические консультации, которые должны были подчиняться президиуму коллегии адвокатов. Более того, главным для адвоката было его политическое лицо, начиная с этого времени, у адвокатов появились дополнительные побудительные мотивы к вступлению в политическую партию, даже если они и не отдавали ей своих идеологических предпочтений.

     Роль  адвокатуры не только не повышалась, но и продолжала сохранять подчиненное положение в советской правовой системе. Кроме того, адвокаты страдали от сокращения сферы их деятельности, так как разрешение споров по гражданским экономическим делам было перенесено из судов в государственные органы. Лишь не многие адвокаты допускались к политическим делам.

     Несмотря  на приниженное положение адвокатуры, в целом члены коллегии по-прежнему сохраняли верность своей профессии. Даже при отсутствии единой общегосударственной ассоциации адвокатуры во многом сохранила свою корпоративную целостность, имела ограниченную автономию особенно в вопросах дисциплины и платежей.

     Адвокаты  стали получать более или менее  системное образование к концу  сталинского периода. В это время  были созданы юридические институты. Однако адвокаты продолжали получать образование отдельно от других работников юстиции.

     Послевоенный  период, не смотря на попытку власти дать юристам образование более  высокого класса, большинство студентов  выбирали заочные вузы (особенно должностные лица юстиции). Те студенты, которые все-таки вступали в адвокаты, были действительно заинтересованы в юридической практике адвоката11.

     В 50-е годы значение роли адвокатов  в уголовном и гражданском  судопроизводстве уже не подвергалось никакому сомнению. Их «терпели» даже в кассационном суде, хотя в большинстве случаев ходатайства адвокатов и их кассационные жалобы на этом уровне не удовлетворялись судом. Советский адвокат защиты не был законным представителем обвиняемого, а рассматривался по сути в качестве независимой стороны, определяющей линию своего поведения.

     Благодаря улучшению юридического образования, а также в результате повышения  статуса защиты в судопроизводстве, по крайне мере, по закону, большее количество людей в хрущевский период старались стать адвокатами (хотя численность адвокатов по отношению ко всему населению была значительно ниже, чем в большинстве стран Запада).

     В конце 70-х – начале 80-х годов  шла дальнейшая разработка вопросов правового обоснования адвокатуры как института. В брежневской конституции 1977г. содержалась статья о коллегии адвокатов, в которой адвокатура официально признавалась конституционным органом12.

     В Законе РСФСР «Об адвокатуре» четко определялись новые права и обязанности адвокатов. Данный документ в одно и тоже время предоставлял адвокатуре большую легитимность и подчеркивал ее зависимость от Министерства Юстиции. Коллегии адвокатов рассматривались как «общественные организации», но они могли быть образованы только с одобрением местных государственных органов и республиканского министерства юстиции13.

     В законе «Об адвокатуре» говорится  о том, что в соответствии с  Конституцией СССР основной задачей  советской адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и  организациям. Адвокатура в СССР содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов.

     В начале 90-х годов 20 века между Минюстом России и адвокатурой шла своеобразная борьба по поводу проекта закона об адвокатуре. Адвокатура хотела получить закон, дававший ей полную независимость и бесконтрольность со стороны государства, а Минюст, наоборот, пытался провести законопроект, который противоречил основным принципам формирования адвокатского корпуса и деятельности адвокатуры как саморегулирующейся организации. Ни одна из сторон не была готова идти на компромисс.

 

4. СОВРЕМЕННАЯ АДВОКАТУРА

 

     Важнейшей формой оказания юридической помощи считается адвокатура. На нее возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Адвокатура  – это профессиональная организация, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям.

     Адвокатура  отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам объективно и независимо вести порученные ему дела14.

     Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются ФЗ от 31.05.2002 года «Об адвокатской деятельности и  адвокатуре в РФ» (далее – Закон) и иными законодательными актами Российской Федерации. Права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством, прежде всего УПК, ГПК и КоАП РФ.

     Адвокатская деятельность – это деятельность конкретного адвоката и связана она с оказанием юридической помощи. А деятельность адвокатуры – это деятельность всего адвокатского сообщества, и она направлена на то, чтобы адвокату создать условия для надлежащей защиты людей.

     Адвокатская деятельность, по российскому закону, – это квалифицированная юридическая помощь. А вся остальная (не адвокатская) юридическая помощь, согласно тому же закону, предполагается неквалифицированной. Адвокат должен опираться на закон, если закон содействует  праву и выражает интересы гражданского общества; адвокат должен требовать от власти соблюдения ею же самой принятых законов. Но он должен пренебречь законом, если в нем субъективные интересы личности перевёрнуты с ног на голову, если он не отвечает установившимся международным нормам и правилам и противоречит природе человеческих прав15.

     Основным  профессиональным фундаментом адвокатуры является защита субъективного права, а не защита закона. За закон есть кому постоять и без неё. А вот  за право (право человека и гражданина), кроме адвоката, да в некоторых случаях других правозащитников, постоять больше некому. Опора адвоката на закон должна использоваться лишь в качестве технического механизма для поиска истины и достижения справедливости16.

     Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

     Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую  деятельность. Адвокат является независимым  профессиональным советником по правовым вопросам.

     Реальным  проявлением демократизма построения коллегий адвокатов является самоуправление. Его сущность состоит в том, что  адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся  к организации и деятельности коллегий.

     Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов; организацией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой17.

     Независимость адвокатуры вовсе не означает ее полную изоляцию от государственных органов. В настоящее время с коллегиями адвокатов сотрудничают исполнительные органы субъектов Российской Федерации, в том числе и органы юстиции, а равно органы местного самоуправления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     Адвокатура  является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав свобод и интересов физических и юридических лиц. Новый закон освещает скрытые проблемы современной адвокатуры, формы и методы её деятельности в условиях серьёзных социальных перемен в жизни общества.

     С самого момента своего появления  адвокатская деятельность претерпела немало изменений и реорганизаций своей сущности и встающих перед ней целей и задач. Рассмотрев основные этапы становления и развития адвокатуры в России, можно сделать вывод о том, что данное направление деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи, скорее всего, еще будет подвержено реформам.

     Упрек, который можно адресовать закону, – не за неверную концепцию, а за то, что правильная концепция проведена недостаточно последовательно.

     В целом, как в теории, так и на практике совершенствуются нормы об адвокатской деятельности. Однако, как отмечают эксперты, средний уровень управления в адвокатских организациях отстает от современных научных течений лет на пятьдесят. Хуже всего в этом отношении дело обстоит в традиционных коллегиях, чуть лучше – в наиболее динамичных альтернативных адвокатских сообществах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993, Российская газета, N 7, 21.01.2009.

     2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ, Российская газета, N 220, 20.11.2002.

     3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ, Российская газета, N 249, 22.12.2001.

     4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Российская газета, N 100, 05.06.2002.

     5. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России // под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008. 352 с.

     6. Адвокатура в таблицах и схемах: учебное пособие //А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына, В. А. – Москва: Эксмо,2008. 349 с.

     7. Гулягин А.Ю. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции: монография. М.: Юрист, 2009. 200 с.

     8. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный) // А.В. Арендаренко, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; под ред. А.Г. Кучерены. М.: Деловой двор, 2009. 248 с.

     9. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный) // Н.А. Гагарин, Д.Н. Козак, А.М. Макаров и др.; под ред. Д.Н. Козака. М.: Статут, 2003. 236 с.

     10. Философские аспекты правозащитной деятельности в истории государства Российского. – Москва: Новая юстиция,2008. 348 с.

     11. Адвокатура и государство // Под ред. Ю.А. Стецовского. – Москва: Юристъ,2007. 388 с.   
 
 
 
 
 

Информация о работе Адвокатура в России