Управление персоналом в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Кризис 1998 года представил хорошие возможности для развития отечественной промышленности, стабилизация политической и экономической ситуации способствовала "потеплению" инвестиционного климата и расширению присутствия на российском рынке зарубежных инвесторов. Эти процессы объективно привели к значительному обострению конкуренции. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоевывать свое "место под солнцем". Все большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, повышение эффективности функций управления, компетенция персонала.

Оглавление

Введение 3
1. Человеческий фактор антикризисного управления………………………….5
1.1. Конфликты в развитии организации. 5
1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 7
1.3. Процессуальные характеристики конфликта 9
1.4. Антикризисное управление конфликтами 11
2. Антикризизисное управление персоналом организации 14
2.1. Антикризисные характеристики управления персоналом 14
2.2. Система антикризисного управления персоналом 15
2.3. Антикризисная политика в управлении персоналом 19
2.4. Принципы антикризисного управления персоналом 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая АУ.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

· переносом проблем, решение  которых должно было бы идти по вертикали  на горизонтальный уровень отношений. Например, неполадки в действующем  оборудовании, несвоевременное обеспечение  работников инструментами, материалами  часто приводят к конфликтам между  рядовыми работниками, в то время  как решение этих проблем - задача руководителей подразделения.

· невыполнением функциональных обязанностей в системе «руководство - подчинение». Например, руководитель не обеспечивает ритмичность работы участка, вследствие чего снижается  заработная плата рабочих; в то же время безответственность подчиненных  ведет к производственным потерям, вследствие чего страдают не только их интересы, но и престиж руководителя.

Одной из самых распространенных причин конфликтов является необходимость  делить ресурсы, которые практически  всегда ограничены. В процессе распределения  ресурсов почти неизбежно создается  конфликтная ситуация.

Атмосфера, формирующаяся  в коллективе в процессе работы, во многом зависит от качества коммуникаций между его членами. Ошибочное  коммуникационное поведение - еще одна из самых распространенных причин конфликтов, так как неполная и неточная передача информации может мешать отдельным  работникам или рабочим группам  понять ситуацию, точку зрения других.

Таким образом, трудовой процесс  порождает множество возможностей и причин для развития конфликта.

2. Причины  конфликтов, вызванные психологическими  особенностями человеческих отношений. Они заключаются:

· в неблагоприятной психологической  атмосфере в коллективе. Она может  быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, этническими  различиями сотрудников, действиями руководителей;

· плохой психологической  коммуникации, т. е. работники не понимают, не учитывают намерения, состояние  друг друга, не считаются с потребностями  и интересами своих коллег;

· симпатиях и антипатиях работников, ведущих к их совместимости или несовместимости.

3. Причины  конфликтов, коренящиеся в личном  своеобразии членов коллектива. Они могут заключаться в различиях:

· в стиле и манере поведения;

· чувствах и эмоциональности;

· восприятии жизненных ценностей.

Рассмотренный перечень причин может быть еще дополнен и расширен. На разнообразие причин необходимо обратить внимание, поскольку часто руководители считают, что причиной конфликта  является столкновение личностей, в  то время как более глубокий анализ показывает, что могут быть «виноваты» и другие факторы.

На вероятность возникновения  той или иной причины конфликта  оказывают влияние демографические  характеристики работников (пол и  возраст). Например, установлено, что  для женщин более характерна тенденция  к большей частоте конфликтов, связанных с их личными потребностями - заработной платой, распределением отпусков, премиями. Мужчины более предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью - организацией труда, определенностью полномочий, функций и др. С увеличением возраста работников больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе - нарушением трудовой дисциплины, несоответствием требованиям, предъявляемым руководителем и т.д.

 

1.3. Процессуальные  характеристики конфликта.

Для руководителя, стремящегося реализовать принципы антикризисного управления организацией, очень важным является понимание того, что конфликт - это не спонтанное столкновение, а  процесс, протекающий во времени  и пространстве. Он не возникает  ниоткуда. У него есть почва, на которой  он развивается, есть участники, придерживающиеся противоположенных точек зрения, имеющие различные цели, интересы, суждения. Понимание процесса конфликта  позволяет осознанно им управлять. Процесс конфликта состоит из четырех стадий (рис. 1.3).

Рис.1.3. Процессы развития конфликта

1. Стадия  возникновения конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация возникает  тогда, когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом, однако открытого столкновения еще нет.

Конфликтная ситуация может  складываться объ-ективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон, а может быть создана или намеренно спровоцирована одной' или обеими сторонами. Главная черта этой ситуации - возникнове-ние предмета конфликта. Предмет конфликта - это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.

Внешними признаками конфликтной  ситуации является напря-жение отношений между сотрудниками, появление негативных ус-тановок, неадекватные ситуации, эмоциональные проявления и т. д. В процессе развития событий под влиянием объективных и субъек-тивных факторов конфликтная ситуация может исчезнуть, транс-формироваться в другую или перерасти в открытый конфликт.

2. Стадия  возникновения инцидента.

На этой стадии происходит какое-либо событие, которое является поводом для «взрыва» напряженной  ситуации и столкновения оппо-нентов (субъектов конфликта). Повод для активизации деятельности противоборствующих сторон называется инцидентом. Инцидент может возникнуть целенаправленно или произойти случайно, быть как объективным, так и субъективным, т. е. существующим только в воображении конфликтующих сторон.

3. Стадия  кризиса в отношениях.

На этой стадии конфликтная  ситуация, обостренная инциден-том, перерастает в конфликт. Наступает кризис в отношениях. Он может проявляться в открытой и скрытой формах.

Открытый конфликт - это  явно выраженное столкновение сторон в виде спора, ссоры, агрессивных  действий. В этом случае между оппонентами  происходит разрыв отношений.

Скрытый конфликт характеризуется  отсутствием явного противостояния. В этом случае противоборствующие стороны  внешне могут сохранять видимость  нормальных отношений, а для борьбы использовать скрытые способы воздействия  друг на друга (интриги, действия «чужими  руками» и др.).

4. Стадия  завершения конфликта.

На этой стадии конфликт каким-то образом разрешается. Завершение конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной  из сторон, а также пресечения и  прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.

Другим, наименее желательным  исходом процесса развития конфликта, является приобретение им затяжного  характера. Это способствует появлению  множества отрицательных последствий  конфликта, в том числе - порождению новых конфликтных ситуаций.

Внутри каждой из стадий конфликт может развиваться как  в конструктивном, так и в деструктивном  направлении. При рациональном поведении  руководителя и участников столкновения конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться конструктивным, и негативные последствия будут  сглажены.

Управленческие воздействия  по урегулированию процесса конфликта, возможны на любой из стадий. Выбор  времени и способа вмешательства  руководителя в этот процесс зависит  от многих факторов:

· причины конфликта;

· субъектов конфликта  и их личностных психологических  качеств;

· прогнозируемых последствий  конфликта;

· умения и желания руководителя налаживать социальное взаимодействие и др.

 

Однако установлено, что  если менеджер вмешивается в конфликт на начальной стадии его развития, то вероятность его разрешения достигает 90%, а на стадии кризиса в отношениях - только 5%.

Разрешением конфликта в  полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и  восстановление нормальных отношений  между людьми.

 

1.4. Антикризисное  управление конфликтами.

В теории и практике управления конфликтами в производственных ситуациях известны две стратегии:

· предупреждение конфликтов;

· разрешение конфликтов.

 

Стратегия предупреждения конфликтов имеет своей целью создание таких  производственных условий и психологической  атмосферы в коллективе, при которой  возможности возникновения конфликтов сведены к минимуму.

Реализация этой стратегии  заключается в проведении разнообразных  организационных и разъяснительных  мероприятий, направленных на улучшение  условий труда, создание рациональной информационной системы и структуры  управления организацией, разработку обоснованных систем вознаграждения за результативный труд, обеспечение строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций и т. п.

№ п/п

Наименование фазы конфликта

Этап конфликта

Возможности решения конфликта, %

1

Начало конфликта

Этап 1. Возникновение и  психологическая подготовка к урегулированию конфликта. Этап 2. Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт

90

2

 

Развитие конфликта

Этап 3. Поиски возможных  вариантов решения конфликта

45

3

Пик конфликта

Этап 4. Разработка и выбор  вариантов решения конфликта

5

4

Затухание конфликта

Этап 5. Процесс урегулирования конфликта

20

5

Прекращение конфликта

Этап 5. Процесс урегулирования конфликта

50

6

Урегулирование конфликта

Этап В. Завершение процесса урегулирования конфликта

100


 

Рис.1.4. Этапы управления конфликтом

 

Стратегия разрешения конфликтов имеет целью прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения  проблем. Реализация этой стратегии  предполагает действия руководителя по анализу реальных конфликтов и определению  методов их разрешения (см. рис. 1.4).

Различают организационно-структурные, административные и межличностные  методы управления конфликтом.

 

 

 

Организационно-структурные  методы связаны с проведением изменений в структуре организации. К ним относятся:

· четкое формулирование и разъяснение работникам их задач, прав, полномочий и ответственности. Это эффективный метод, предотвращающий возможные столкновения и помогающий «навести порядок», если конфликт уже получил свое развитие;

· использование  координирующих механизмов. Это установление иерархии полномочий, в сложных организациях - введение в структуру управления специализированных интеграционных служб, задачей которых служит увязка целей  различных подразделений (межфункциональных групп, целевых групп, межотдельческих совещаний и др.).

· установление общеорганизационных целей, формирование общих ценностей. Это объединяет работников организации, создает сплоченный коллектив и вероятность развития конфликтов значительно уменьшается. Повышению сплоченности коллектива и его «сработанности» способствует информированность всех сотрудников о стратегии, политике и перспективах развития организации и ее подразделений.

· разработка структуры  поощрений, при которой исключается  столкновение интересов различных  работников и подразделений.

Административные методы управления конфликтом предполагают директивное  вмешательство в его процесс. Например, для разъединения конфликтующих  подразделений организации применяются  административные меры, их разведение по ресурсам (целям, средствам). К этой группе методов относится решение  конфликта на основе приказа руководителя или решения суда.

К межличностным методам управления конфликтом относятся:

· уклонение, «уход от конфликта», подразумевающее, что человек старается быть нейтральным, находится в стороне от конфликта, чтобы не подвергаться стрессу.

В этом случае конфликт продолжает развиваться, а у оппонентов усиливается  чувство раздражения, поскольку  их несогласие с положением вещей  игнорируется. При таком подходе  в конфликте проигрывают обе  стороны. Тем не менее уклонение, «уход» может быть вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов «уходящего» сотрудника и своим подчеркнутым неучастием он не способствует усилению напряжения. Уход от конфликта на практике может проявляться в следующих формах: молчание, демонстративное удаление, затаенный гнев, депрессия, игнорирование обидчика, едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной; переход на «чисто деловые отношения», полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной;

· противоборство, конкуренция - это попытка заставить  принять свою точку зрения любой  ценой, не учитывать мнение других участников конфликта.

 В качестве примера  этого стиля можно привести  следующие приемы: требование безоговорочного  послушания, применение физического  насилия, попытка перехитрить  своих оппонентов,, перекричать их, требование согласия другой стороны во имя сохранения хороших отношений и т. д. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно. В результате одна сторона, участвующая в конфликте, выигрывает, в другая проигрывает. Недостаток этого стиля в том, что он подавляет инициативу, создает вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку принимается во внимание лишь одна точка зрения. Такое поведение человека в конфликтной ситуации создает о нем неблагоприятное впечатление, в коллективе.

 В то же время  этот стиль разрешения конфликта  может принести и положительные  результаты. Например, в том случае, если определенное лицо, обладающее  значительной властью, должно  навести порядок ради всеобщего  благополучия. Однако противоборство  редко приносит долгосрочные результаты. Проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, завтра может отказаться от сотрудничества;

· приспособление на деле означает подавление или сглаживание конфликта.

 В этом случае руководитель  отказывается признать наличие  конфликта и любой ценой пытается  поддерживать хорошие отношения  и коллективе. Он старается не  выпустить наружу признаки напряженности  путем призывов и уговоров  типа: «не надо сердиться, это  не имеет большого значения, мы  все одна команда». При этом  он делает вид, что все в  порядке и продолжает действовать,  будто ничего не происходит. В  результате может наступить мир,  но проблема, послужившая причиной  конфликта, останется нерешенной. Эмоции загнаны внутрь, но они  живут и накапливаются, и в конце концов это может привести к взрыву.

Подавление конфликта  может быть разумной тактикой, если противоречия незначительны и не могут повлечь за собой далеко идущих последствий. В этом случае ситуацию действительно лучше сгладить, чтобы  не вносить напряженность во взаимоотношения  в коллективе. Эта же тактика годится  для случая, если оппоненты в данное время по какой-то причине не готовы к спокойному, конструктивному диалогу  или если желательно во что бы то ни стало сохранить добрые отношения. В пользу этого стиля говорит и тот факт, что конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что люди продолжают поддерживать хорошие отношения;

Информация о работе Управление персоналом в условиях кризиса