Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:14, дипломная работа
Задачи дипломной работы:
- определить сущность основных понятий: антикризисное управление персоналом, кадровая политика;
- изучить основные методики оценки эффективности управления персоналом;
- провести анализ и оценку кадрового потенциала предприятия ОАО «Шахтинский завод Гидропривод»;
- разработать практические рекомендации антикризисного управления персоналом на предприятии ОАО «Шахтинский завод Гидропривод».
Принципы
действуют эффективно тогда, когда
они взаимодействуют и
Рисунок 1 - Целостная система антикризисного управления персоналом
Таким
образом, управление персоналом в условиях
кризисного состояния организации
представляет собой разностороннюю,
тщательно спланированную и продуманную
деятельность, опирающуюся на систему
научно обоснованных принципов, искусство
и здравый смысл
Задачи управления персоналом в условиях кризиса:
-
формирование команды
-
сохранение ядра кадрового
-
реструктуризация кадрового
-
снижение социально-
-
обеспечение социальной защиты
и трудоустройства
Методы управления персоналом в условиях кризиса на предприятии направлены на преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала. Рассмотрим наиболее распространенные методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления.
При
использовании метода адаптивных изменений
конфликты решаются посредствам
компромиссов, сделок и перемещений
в руководящем составе. Этот метод
дает возможность осуществлять изменения
в условиях, когда у сторонников
изменений нет административной
власти, но есть сильная мотивация
к внедрению нововведений и сформирован
соответствующий образ
Метод принудительных организационных изменений предусматривает использование силы. Этот процесс дорогостоящий нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества в период кризиса стратегического реагирования. Его можно использовать в условиях острого дефицита времени.
При использовании метода управления сопротивлением предполагается, что в момент наступления кризиса сопротивление обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации задача руководства – не борьба с сопротивлением, а принятие мер по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризиса свидетельствует возобновление сопротивления.
Кризисный
метод предполагает, что в случае,
когда кризис неизбежен, руководители,
осознающие это ранее других, должны
предпринять следующие
-
постараться убедить
- не зацикливаться на неизбежности кризиса, готовить себя к роли «спасателя», когда кризис наступит;
-
до наступления настоящего
-
выбрать метод управления
Сопротивление контролируется по минимуму с помощью «стартовой площадки», затем последовательно применяется мотивация. Далее в ходе планирования разрабатывается процесс внедрения изменений. Сопротивление находится под контролем в течение всего процесса изменений [7]. Сравнительная характеристика описанных методов приведена в таблице 1.
Таблица
1 – Сравнение методов
Метод |
Условия применения |
Преимущества |
Недостатки |
Принудительный |
Большая срочность |
Быстрота изменений |
Большое сопротивление |
Адаптивный |
Небольшая срочность |
Слабое сопротивление |
Медленность |
Кризисный |
Угроза существования |
Слабое сопротивление |
Жесткий дефицит времени. Риск неудачи |
Управление сопротивлением |
Средняя срочность |
Слабое сопротивление |
Сложность |
Сочетание приемов |
Сочетание |
Адаптация к условиям |
Сложность в управлении |
В процессе диагностики состояния, выбирая конкретный метод, кроме указанных областей эффективного их применения необходимо учитывать два основных параметра:
-
временной горизонт (степень сложности
организационных изменений,
-
профессиональную, психологическую,
техническую готовность
Чрезвычайно важное значение имеет управление организационными изменениями в условиях кризиса. Практика реструктуризации бизнеса показывает, что внимание менеджеров должно быть сосредоточено на двух аспектах освоения нововведения:
- управление изменениями;
-
снижение противодействия
Любая
организация находится в
Высшее звено управления инициирует решение о внедрении новшеств, назначает отдельных лиц или группы работников, ответственных за определенные аспекты изменений. Желательно, чтобы процессами изменения руководили новые люди.
Планирование
организационных изменений
Реализация выбранной стратегии
- формирование благоприятной финансовой, социальной и психологической атмосферы;
- реализация плана действий
Ресурсное обеспечение изменений
- определение источников финансирования;
- обучение необходимого персонала;
- обеспечение
управленцам возможности
Распределение ответственности
- документальное
разделение текущих и
- разделение
ответственности между
- определение системы контроля;
- разработка
системы вознаграждения за
Планирование процесса изменения
- определение приоритетности проблем;
- документальное
оформление процессов,
- выработка приемов управления изменениями
Создание стартовой площадки
- создание аналитической группы;
- диагноз ситуации, выбор методов преодоления сопротивлению;
- создание атмосферы поддержки;
- организация помощи внешних консультантов
Принципиально
важно различать частичные и
радикальные изменения. Последние
бывают жизненно необходимы в связи
с бурным развитием окружающей рыночной
среды после продолжительной
фазы стабильности и длительного
игнорирования необходимых
Бесконфликтное введение изменений в условиях сотрудничества всего коллектива является скорее исключением, чем правилом. По-разному оцениваются изменения со стороны высшего руководства предприятия (для него это новые возможности) и со стороны остальных сотрудников (для них перемены могут быть опасны). Каждый сотрудник при выборе модели поведения в условиях изменений сталкивается с рядом фактов:
-
страх перед неизвестным.
-
потребность в гарантиях,
- невовлеченность в преобразования лиц, которых касаются перемены: неприятие изменений, предлагаемых руководством, как чужих, навязанных сверху, без учета характера работы на данном рабочем месте или в данной должности, хотя такие лица лучше других представляют себе эффективные способы выполнения новых функциональных обязанностей;
-
недостаток ресурсов и времени
из-за оперативной работы, что
тормозит перемены, которые не
могут быть реализованы между
делом. Речь идет о
-
прошлый отрицательный опыт, связанный
с проектами изменений.
Перечисленные
факторы, воздействующие на каждого
работника при определении им
линии своего поведения, указывает
на то, что уже на стадии концептуальных
разработок в плановом порядке должна
быть учтена реакция персонала на
изменения. Вместе с тем подходы
к реорганизации, опирающиеся на
участие в ней коллектива, несмотря
на свою предпочтительность, чреваты
большими потерями времени до того
момента, когда принимаемые меры
дадут результат. Поэтому в случае
необходимости быстрых и
1.2 Кадровая политика организации в условиях кризиса
В условиях кризиса кадровая
политика трансформируется, что
связано с ограниченностью
Антикризисная
кадровая политика – это понятие
еще более широкое. В нее входит
прогнозирование состояния
В период кризиса кадровая политика организации должна быть направлена на решение следующих задач:
1)
формирование команды
2)
сохранение ядра кадрового
3)
реструктуризация кадрового
-
с организационными
- с реализацией инновационных инвестиционных проектов;
-
с диверсификацией
- с реорганизацией предприятия.
4)
снижение социально-
5)
обеспечение социальной защиты
и трудоустройства
Информация о работе Теоретические основы управления персоналом в условиях кризиса