Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:14, дипломная работа
Задачи дипломной работы: 
- определить сущность основных понятий: антикризисное управление персоналом, кадровая политика;
- изучить основные методики оценки эффективности управления персоналом;
- провести анализ и оценку кадрового потенциала предприятия ОАО «Шахтинский завод Гидропривод»;
- разработать практические рекомендации антикризисного управления персоналом на предприятии ОАО «Шахтинский завод Гидропривод».
Принципы 
действуют эффективно тогда, когда 
они взаимодействуют и 
Рисунок 1 - Целостная система антикризисного управления персоналом
Таким 
образом, управление персоналом в условиях 
кризисного состояния организации 
представляет собой разностороннюю, 
тщательно спланированную и продуманную 
деятельность, опирающуюся на систему 
научно обоснованных принципов, искусство 
и здравый смысл 
Задачи управления персоналом в условиях кризиса:
- 
формирование команды 
- 
сохранение ядра кадрового 
- 
реструктуризация кадрового 
- 
снижение социально-
- 
обеспечение социальной защиты 
и трудоустройства 
Методы управления персоналом в условиях кризиса на предприятии направлены на преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала. Рассмотрим наиболее распространенные методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления.
При 
использовании метода адаптивных изменений 
конфликты решаются посредствам 
компромиссов, сделок и перемещений 
в руководящем составе. Этот метод 
дает возможность осуществлять изменения 
в условиях, когда у сторонников 
изменений нет административной 
власти, но есть сильная мотивация 
к внедрению нововведений и сформирован 
соответствующий образ 
Метод принудительных организационных изменений предусматривает использование силы. Этот процесс дорогостоящий нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества в период кризиса стратегического реагирования. Его можно использовать в условиях острого дефицита времени.
При использовании метода управления сопротивлением предполагается, что в момент наступления кризиса сопротивление обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации задача руководства – не борьба с сопротивлением, а принятие мер по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризиса свидетельствует возобновление сопротивления.
Кризисный 
метод предполагает, что в случае, 
когда кризис неизбежен, руководители, 
осознающие это ранее других, должны 
предпринять следующие 
- 
постараться убедить 
- не зацикливаться на неизбежности кризиса, готовить себя к роли «спасателя», когда кризис наступит;
- 
до наступления настоящего 
- 
выбрать метод управления 
Сопротивление контролируется по минимуму с помощью «стартовой площадки», затем последовательно применяется мотивация. Далее в ходе планирования разрабатывается процесс внедрения изменений. Сопротивление находится под контролем в течение всего процесса изменений [7]. Сравнительная характеристика описанных методов приведена в таблице 1.
Таблица 
1 – Сравнение методов 
Метод  | 
  Условия применения  | 
  Преимущества  | 
  Недостатки  | 
Принудительный  | 
  Большая срочность  | 
  Быстрота изменений  | 
  Большое сопротивление  | 
Адаптивный  | 
  Небольшая срочность  | 
  Слабое сопротивление  | 
  Медленность  | 
Кризисный  | 
  Угроза существования  | 
  Слабое сопротивление  | 
  Жесткий дефицит времени. Риск неудачи  | 
Управление сопротивлением  | 
  Средняя срочность  | 
  Слабое сопротивление  | 
  Сложность  | 
Сочетание приемов  | 
  Сочетание  | 
  Адаптация к условиям  | 
  Сложность в управлении  | 
В процессе диагностики состояния, выбирая конкретный метод, кроме указанных областей эффективного их применения необходимо учитывать два основных параметра:
- 
временной горизонт (степень сложности 
организационных изменений, 
- 
профессиональную, психологическую, 
техническую готовность 
Чрезвычайно важное значение имеет управление организационными изменениями в условиях кризиса. Практика реструктуризации бизнеса показывает, что внимание менеджеров должно быть сосредоточено на двух аспектах освоения нововведения:
- управление изменениями;
- 
снижение противодействия 
Любая 
организация находится в 
Высшее звено управления инициирует решение о внедрении новшеств, назначает отдельных лиц или группы работников, ответственных за определенные аспекты изменений. Желательно, чтобы процессами изменения руководили новые люди.
Планирование 
организационных изменений 
Реализация выбранной стратегии
- формирование благоприятной финансовой, социальной и психологической атмосферы;
- реализация плана действий
Ресурсное обеспечение изменений
- определение источников финансирования;
- обучение необходимого персонала;
- обеспечение 
управленцам возможности 
Распределение ответственности
- документальное 
разделение текущих и 
- разделение 
ответственности между 
- определение системы контроля;
- разработка 
системы вознаграждения за 
Планирование процесса изменения
- определение приоритетности проблем;
- документальное 
оформление процессов, 
- выработка приемов управления изменениями
Создание стартовой площадки
- создание аналитической группы;
- диагноз ситуации, выбор методов преодоления сопротивлению;
- создание атмосферы поддержки;
- организация помощи внешних консультантов
Принципиально 
важно различать частичные и 
радикальные изменения. Последние 
бывают жизненно необходимы в связи 
с бурным развитием окружающей рыночной 
среды после продолжительной 
фазы стабильности и длительного 
игнорирования необходимых 
Бесконфликтное введение изменений в условиях сотрудничества всего коллектива является скорее исключением, чем правилом. По-разному оцениваются изменения со стороны высшего руководства предприятия (для него это новые возможности) и со стороны остальных сотрудников (для них перемены могут быть опасны). Каждый сотрудник при выборе модели поведения в условиях изменений сталкивается с рядом фактов:
- 
страх перед неизвестным. 
- 
потребность в гарантиях, 
- невовлеченность в преобразования лиц, которых касаются перемены: неприятие изменений, предлагаемых руководством, как чужих, навязанных сверху, без учета характера работы на данном рабочем месте или в данной должности, хотя такие лица лучше других представляют себе эффективные способы выполнения новых функциональных обязанностей;
- 
недостаток ресурсов и времени 
из-за оперативной работы, что 
тормозит перемены, которые не 
могут быть реализованы между 
делом. Речь идет о 
- 
прошлый отрицательный опыт, связанный 
с проектами изменений. 
Перечисленные 
факторы, воздействующие на каждого 
работника при определении им 
линии своего поведения, указывает 
на то, что уже на стадии концептуальных 
разработок в плановом порядке должна 
быть учтена реакция персонала на 
изменения. Вместе с тем подходы 
к реорганизации, опирающиеся на 
участие в ней коллектива, несмотря 
на свою предпочтительность, чреваты 
большими потерями времени до того 
момента, когда принимаемые меры 
дадут результат. Поэтому в случае 
необходимости быстрых и 
1.2 Кадровая политика организации в условиях кризиса
 
В условиях кризиса кадровая 
политика трансформируется, что 
связано с ограниченностью 
Антикризисная 
кадровая политика – это понятие 
еще более широкое. В нее входит 
прогнозирование состояния 
В период кризиса кадровая политика организации должна быть направлена на решение следующих задач:
1) 
формирование команды 
2) 
сохранение ядра кадрового 
3) 
реструктуризация кадрового 
- 
с организационными 
- с реализацией инновационных инвестиционных проектов;
- 
с диверсификацией 
- с реорганизацией предприятия.
4) 
снижение социально-
5) 
обеспечение социальной защиты 
и трудоустройства 
Информация о работе Теоретические основы управления персоналом в условиях кризиса