Стратегический менеджмент – основа антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:16, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «антикризисного управления предприятием» возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно – они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий – это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей «бороться» с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис.
Антикризисное управление предприятием – это особенная система управления предприятием, которая отличается комплексным характером, который направлен на то, чтобы устранять те явления, которые неблагоприятно влияют на бизнес. И воздействие производится посредством использования всего потенциала современного менеджмента, а также и посредством разработки и реализации на предприятии специальной программы. Эта программа отличается стратегическим характером, который обладает способностью полностью устранять временные затруднения, зафиксированные в работе предприятия.

Оглавление

Введение. 3
Стратегический менеджмент – как основа антикризисного управления. 5
Список используемой литературы: 11

Файлы: 1 файл

антикризис.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

    Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации

    ФГУ ВПО «Тверская  государственная  сельскохозяйственная академия» 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа 
 
 
 
 
 

    По  дисциплине «Антикризисное управление» 

    Тема: 10. «Стратегический менеджмент –  основа антикризисного управления» 
 
 
 
 

                                      Группа 34 курс 3

                                      Студент Новикова Наталия

                                      Владимировна

                                      Шифр 09190

                                      Дата регистрации  работы:

                                      ________________________

                                      Деканом ________________

                                      Кафедрой________________ 
 
 
 
 

    Сахарово 2012г.

 

      Содержание

 

Введение.

     Понятие «антикризисного управления предприятием»  возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить  во многих сферах. Многие полагают, что  основной причиной его появления  на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно – они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий – это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей «бороться» с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис.

     Антикризисное управление предприятием – это особенная  система управления предприятием, которая  отличается комплексным характером, который направлен на то, чтобы  устранять те явления, которые неблагоприятно влияют на бизнес. И воздействие производится посредством использования всего потенциала современного менеджмента, а также и посредством разработки и реализации на предприятии специальной программы. Эта программа отличается стратегическим характером, который обладает способностью полностью устранять временные затруднения, зафиксированные в работе предприятия.

     Важно отметить: в антикризисном управлении стратегический менеджмент играет очень важную роль.

     Так, можно с уверенностью сказать, что  антикризисное управление отличается от обычного, и отличают их именно те принципы, на которых и основывается антикризисное управление.

     Можно сделать вывод, что не существует такого специального рецепта, согласно которому любое предприятие может  вывести себя из состояния кризиса, из тяжелой финансово-экономической ситуации. Следует также рассмотреть основные принципы, на которых основывается система антикризисного управления. Так, к основным принципам можно отнести раннюю диагностику кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия, срочность реагирования на различные кризисные явления, адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому благополучию, а также полную реализацию внутреннего потенциала для выхода из кризиса.

     Что касается первого принципа, то он действительно является одним из важных, ведь избежать кризиса или хотя бы встретить его в «полном вооружении» можно при диагностировании возможности его появления. И диагностирование необходимо проводить именно на ранних стадиях, и это нужно для того, чтобы в борьбе с ним можно было использовать особые методы.

     Важно, чтобы антикризисные механизмы, среди которых может быть даже и увольнение (сокращение штатов), хотя это и одна из крайних мер, были применены как можно раньше, насколько это возможно. И чем раньше эти самые механизмы будут использованы, тем больше шансов будет у того или иного предприятия в минимальные временные сроки выйти из кризисного состояния.

 

Стратегический  менеджмент – как  основа антикризисного управления.

     Менеджмент ( в переводе с английского  management – управление) – наука о наиболее рациональной системе организации и управления. Основная цель менеджмента – получение максимальной прибыли посредством применения наиболее рациональной системы управления.

     Чтобы иметь постоянный, стабильный успех на рынке, необходима переориентация менеджмента на решение таких вопросов, которые гарантируют прочность положения предприятия, его выживаемость в любых рыночных условиях. В этой связи речь идет о стратегическом менеджменте, который является исключительно эффективным управленческим инструментом в силу целого ряда своих особенностей: такого рода менеджмент ориентирует фирму не на настоящее, а на перспективу. Его цель – обеспечить не текущий успех, а ее ускоренное постоянное развитие в условиях конкуренции; в нем как правило используются только новые и новейшие управленческие инструменты и технологии, которые ориентированы на 21 век (например, реинжиниринг); решение любых управленческих задач предприятия всегда соизмеряется с требованиями стратегии его развития; эффективность каждой управленческой акции определяется ее вкладом в выполнение стратегической программы фирмы; наиболее действенные стимулы достаются тем сотрудникам, которые вносят наибольшую лепту в практическую реализацию стратегических целей компании; основным документом, определяющим все развитие фирмы, является стратегический план (план поиска новых возможностей).

     Стратегическое  планирование начинается с составления долгосрочного плана, который чаще всего охватывает 5-летний период. Он определяет общую стратегию и носит описательный характер, содержит главные стратегические цели на перспективу и является основой для составления среднесрочного (обычно на 2–3 года) плана, который содержит конкретные цели и количественные характеристики. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц и т.д.

     Необходимо, чтобы процесс планирования на предприятии  носил жесткий директивный характер с индивидуальной ответственностью каждого работника и с применением самых жестких мер за их срыв.

     Если долгосрочный план – результат деятельности на уровне всей фирмы, то остальные виды планирования разворачиваются на уровне подразделений и нуждаются во взаимоувязке. При разработке планов обычно учитывают два основных фактора: задачи, стоящие перед предприятием и стратегию предприятия. Сам процесс планирования включает три этапа:

     - анализ рынка с учетом ожидаемых прибылей и потенциальных просчетов;

     - прогноз будущих условий деятельности предприятия, ее сильных и слабых сторон;

     - определение материальных и организационных средств развития предприятия на основе анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

     Сердцевиной стратегического менеджмента является именно стратегическое планирование. Без плана невозможно добиться согласованных действий в рамках организации, поддерживать приоритеты важнейших направлений деятельности и не в ущерб другим.

     Планирование  имеет своим исходным пунктом  общую цель организации, обозначаемую как миссия фирмы. Точный и правильный выбор миссии имеет первостепенное значение. Она должна быть не широкомасштабной, но и не узкомасштабной.

     Важнейшие цели бизнеса формулируются на основе миссии и целей, на которые ориентируется высшее руководство компании. При этом цели должны быть конкретны, измеримы и осуществимы. Это позволяет определить, насколько эффективно работает фирма и обеспечить базу для последующих решений.

     Стратегическое  планирование является составной частью стратегического управления, включающего определение долгосрочных перспектив развития предприятия и его главных подразделений; разработку мероприятий по претворению в жизнь стратегии и реализации планов; осуществление контроллинга, т.е. контроля управления показателями (в основном прибыли), в рамках которого выявляются все основные проблемы, возникающие при реализации стратегии фирмы, устраняются появляющиеся отклонения от стратегической линии.

     В процессе стратегического планирования осуществляются:

     - распределение ресурсов;

     - учет воздействия внешней среды;

     - координация всей деятельности с целью совершенствования действия всего механизма.

     Стратегия материализируется в детальном  комплексном плане, предназначенном  для обеспечения осуществления  миссии фирмы, достижения ее целей. План стратегического развития включает в себя следующие компоненты:

     - Задачи, предопределяемые миссией.

     - Цели развития.

     - Анализ рыночной ситуации, в которой функционирует фирма.

     - Оценка обстоятельств, от которых прямо или косвенно зависит стратегия фирмы.

     - Выявление опасных обстоятельств и благоприятных возможностей.

     - Разработка стратегии развития хозяйственного портфеля, фиксирующей важнейшие направления инвестиций в пределах каждого сегмента рынка, где функционируют подразделения фирмы.

     - Определение потенциально-возможных изменений стратегического характера в связи с новыми рыночными обстоятельствами.

     - Предполагаемые финансовые итоги, достигаемые в результате воплощения плана в жизнь.

     В долгосрочном плане отражается система мер по разработке и реализации стратегических программ. Она обычно включает:

     - обособление управления и контроля за текущими программами развития фирмы;

     - организацию особого материального и морального стимулирования работников, выполняющих стратегические проекты, причем в форме поощрения решений, связанных с риском;

     - создание в организационной структуре фирмы группы стратегического развития, разрабатывающей новые формы бизнеса и маркетинга;

     - обеспечение приоритетного внимания главных руководителей предприятия его стратегическому развитию;

     - привлечение к разработке и реализации стратегических планов предприятия управляющих всех уровней, ответственных за реализацию намеченных в этой области программ;

     - организация системы информации о ходе реализации стратегических планов программ всех ответственных за них лиц;

     - привлечение к разработке стратегических проектов опытных экспертов;

     - контроль за способностью решения стратегических задач предприятия (иными словами, профессиональных качеств руководителей всех уровней);

     - ускоренная практическая реализация предусмотренных планом стратегических решений сразу за выработкой такого рода программ.

     - ситуация, последние достижения науки и техники, запросы рынка, деятельность конкурентов, поэтому при составлении плана магистрального развития «идут» от будущего к настоящему, а не наоборот.

     В стратегическом планировании особенно важно следующее:

     - постоянный учет фактора неопределенности;

     - переоценка приоритетов проблем в зависимости от изменения внешней среды;

     - глубокий анализ исходной экономической ситуации предприятия, его сильных и слабых сторон, возможностей быстрого реагирования на возникающие трудности;

     - четкое определение прав и обязанностей, а также системы взаимодействия всех людей и служб, связанных со стратегическим планированием;

     - учет стратегии конкурентов;

     - оптимальное сочетание стратегии маркетинга со стратегией развития фирмы в целом;

     - перестройка оргструктур в соответствии со стратегическими целями;

     - ориентация на повышение эффективной деятельности всего предприятия, а не только его составных единиц;

     - постоянное применение в планировании и в работе многовариантного подхода.

     Стратегическое  планирование выступает как совокупность решений и действий, предпринятых руководством компании, позволяющих  разработать конкретные стратегии, практическая реализация которых обеспечивает возможность достижений поставленных целей.

     Оно охватывает

     анализ  состояния бизнеса;

     разработку  общей стратегии фирмы;

     определение стратегических решений в отдельных  хозяйственных областях;

     анализ конкурентной среды;

     установление  основных целей;

Информация о работе Стратегический менеджмент – основа антикризисного управления