Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:07, курсовая работа
В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.
В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства -- к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1Классификация кризисов………………………………………………….4
1.2Роль государства в антикризисном управлении………………………. 6
1.3Виды государственного регулирования кризисных ситуаций ………..13
1.3.1 Нормативно - законодательная деятельность ………………………..13
1.3.2 Финансовое регулирование…………………………………………….14
1.3.3 Ценовая политика………………………………………………………..16
1.3.4 Промышленная политика……………………………………………….17
1.3.5 Социальная политика……………………………………………………19
1.4 Система и меры антикризисного управления………………………..22
Глава 2
Заключение……………………………………………………………………..40
Список используемой литературы ………………………
На основании данных документов
На втором этапе производится
обработка полученной информации с целью
получения оценки финансово-экономического
состояния предприятия. Для этого используются
конкретные показатели платежеспособности
предприятий. На третьем этапе
Таким образом, в России создана мощная
система мониторинга состояния предприятий,
которая впитала в себя успешный зарубежный
опыт многих развитых стран. Эта система
позволяет собрать исчерпывающую информацию,
необходимую для принятия экономически
обоснованных взвешенных решений по антикризисному управлению в
каждой конкретной ситуации. Вместе с
тем она не лишена недостатков. Необходимо
стандартизировать подходы к оценке состояний
предприятий и выработать универсальную
технологию анализа. Требуется унифицированная
методика ранжирования предприятий.
Глава 2
Ни одну страну не обходят стороной кризисные ситуации, которые возникают в силу различных причин. В конечном итоге государство разрабатывает стратегии не только для выхода из кризисов, но и для их предотвращения, а также для защиты предпринимателей и граждан от последствий спадов в экономическом развитии.
Антикризисное регулирование - это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис - это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов.
При составлении Программ антикризисных мер не стоит обходить вниманием прогнозирование и планирование. Здесь следует отметить ряд сложностей, а именно: эти технологические формы антикризисного управления нередко путают, считая их значение равнозначным. Заметим, прогнозирование - это процесс обоснованного формирования развития, который осуществляется до принятия управленческих решений; а планирование - это координация деятельности с учетом достижения конкретных целей при определенных обстоятельствах и возможностях, и планы разрабатываются после принятия решений о необходимости введения тех или иных антикризисных мероприятий.
Конечно, меры по антикризисному регулированию требуют значительных материальных вложений, но государство может прочувствовать выгоду от эффективной политики, в частности: сохранение предприятий, повышение экспорта, сбережение природных ресурсов, повышение качества жизни, погашение задолженностей, что приведет к увеличению доходов страны, международному сотрудничеству, повышению доверия со стороны населения по отношению к деятельности Правительства.
Во время проведения антикризисной политики государство может столкнуться с рядом проблем. Основной проблемой в РФ остается отсутствие «кризисного» опыта у руководителей, а, как известно, человеческий фактор является основной движущей силой кризисных ситуаций на различных уровнях.
На формирование современной политики экономического развития РФ оказали влияние такие события, как: развал Советского Союза, смена вектора власти с авторитарного на демократический, дефолт 1998 г., глобальный кризис 2007-2010 г.г. Нельзя обойти вниманием и такие факторы, как: размер территории нашей страны, специфика мировой интеграции, где РФ отведена роль сырьевого поставщика. При формировании стратегии выхода из кризиса не стоит забывать о феноменальном свойстве кризисных ситуаций - это не только разрушение старого, устоявшегося, но и начало нового; и каким будет это новое, зависит от антикризисного регулирования, потому что благодаря соответствующим антикризисным мерам будут внедряться инновации, современные методики управления, образования, ведения бизнеса.
Чтобы снизить негативные последствия кризисов и укрепить положительную динамику, создаются программы антикризисных мер, которые должны включать в себя не только стратегические, но и средне- и краткосрочные цели. С учетом огромной территории РФ непременно следует увязать общестрановую программу с региональными антикризисными программами и далее - до создания антикризисных планов деятельности крупных, градообразующих и тому подобных предприятий. Такие антикризисные планы - это своеобразные схемы вывода хозяйствующих субъектов из кризисных ситуаций.
Первый шаг в антикризисном регулировании был сделан Правительством РФ под влиянием мирового экономического кризиса, начавшегося в 2007-2008 г.г., когда в стране произошло резкое падение производства. Была принята «Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 год», которая была направлена на оздоровление финансового и экономического состояния страны.
Данная Программа включала в себя ряд приоритетных направлений:
Итогами антикризисных мероприятий Правительства РФ за 2009 год стали: прирост ВВП; резкое замедление инфляции; снижение уровня безработицы по стране. Также замедлился спад в промышленном производстве, выросли доходы граждан. «В 2009 году мы не только решали неотложные проблемы, но и не теряли времени для системных преобразований. Всё это позволяет нам, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления к устойчивому инновационному развитию» - так выразил итог антикризисных мер за 2009 г. В. В. Путин.
Несмотря на положительные результаты, нельзя говорить, что ситуация в стране нормализовалась окончательно. Это связано с тем, что наметившиеся положительные тенденции носили непостоянный и неустойчивый характер, в итоге экономические показатели не поднялись до докризисного уровня. Поэтому было принято решение о продолжении антикризисной политики в 2010 г. с целью сохранения и укрепления положительных тенденций и ликвидации «остаточных» негативных последствий. Среди приоритетных направлений упор был сделан на обеспечение социальной стабильности, поддержку оживления экономики и реализацию мер по решению проблем российской экономики, в том числе совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.
Таким образом, в 2010 г. было запланировано улучшение общей ситуации в стране за счет повышения качества жизни, снижения уровня безработицы, модернизации предприятий, создания новых рабочих мест и нормализации деятельности банковской системы.
Например, в США в периоды кризисных ситуаций правительство в соответствии с законодательством обязано:
— разрабатывать программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников;
— уделять должное внимание увеличению доли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения;
— предусматривать ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах;
— принимать программы обеспечения молодёжи рабочими местами и программы развития, нацеленные на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населённых пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом;
— разрабатывать практические меры по профессиональному обучению работающей молодёжи;
— стимулировать частное предпринимательство.
Важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является также всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.
Антикризисное государственное управление усиливается в периоды экстремального развития.
В ряде стран осуществляются программы приватизации. При этом они рассматриваются как превентивные (предупреждающие) антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Эти меры обусловлены тем, что для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность. В западных странах государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия. Приватизация позволяет оздоровить экономику предприятий за счёт частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.
БАЛЕТНЫЙ КОНКУРС В МОСКВЕ ИЛИ "И МЫ НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ"
Еще один пример "белого PR" - успешная PR-кампания Объединенного Корпоративного Агентства, под названием "8 Международный конкурс артистов балета в Москве", проведенная в период с сентября 1996г по август 1997г. Остановимся на ней более подробно.
Надо признать, что подобный Конкурс - один из самых известных и почитаемых в балетном мире. Он представляет собой событие национального масштаба в культурной и общественной жизни всей страны. Однако к началу 8 Конкурса сложилась поистине кризисная ситуация, заставившая спасать его честь и традиции. Пресса сообщала: "За прошедшие четыре года со времени последнего конкурса настроение критики и общественности в отношении отечественного балета стало еще более мрачным. И, надо признать, российские будни дают тому немало поводов. Недовольство отдельными именами, отдельными спектаклями, отдельными тенденциями сменилось уже каким-то общим стоном". Или же: "Главное отечественное состязание неуклонно теряет престиж, скатываясь до разряда советско-азиатского слета молодежи и студентов".
Кроме того финансовая ситуация оказалась просто катастрофической - конкурс дважды чуть не сорвался: обещанных денег из бюджета не поступало.
Перед Агентством было поставлено три проблемы. Во-первых, сформировать благоприятное общественное мнение, во-вторых, привлечь спонсорские средства и, в-третьих, предоставить информационное обеспечение конкурса.
Среди инструментов PR, использованных в кампании, фигурировало и управление кризисной ситуацией. Первоочередной задачей стало формирование позитивного общественного мнения по отношению к самому мероприятию, в первую очередь - в кругах творческой интеллигенции.
Негативное влияние на потенциальных спонсоров относительно престижности мероприятия оказало решение о переносе места проведения туров Конкурса со сцены Большого Театра на подмостки Театра Оперетты. Функционирование главного оперно-балетного театра страны вот уже несколько лет было связано в общественном сознании исключительно со скандалами.
К тому же неоднозначным было отношение к личности председателя жюри Конкурса народного артиста СССР Юрия Григоровича со стороны некоторых представителей балетной общественности - незадолго до конкурса в прессе прошла достаточно шумная кампания, инициированная его творческими оппонентами.
Чтобы решить эти проблемы, Агентство, совместно с организаторами Конкурса, разработало систему позитивной аргументации и провело ряд неофициальных встреч ("круглых столов") с балетными критиками, журналистами (в том числе с участием тех, кто активно критиковал Григоровича).
Система аргументации была выстроена следующим образом:
Количество поданных заявок и уровень "заявленных" конкурсантов со всего мира свидетельствуют, что престиж Конкурса по-прежнему высок.
В состав жюри вошли прославленные балерины: Галина Уланова, Софья Головкина, Мэри Кларк, Наталья Макарова.
Сцена Театра Оперетты в прошлом являлась Малой сценой Большого Театра, на ней танцевали сами Галина Уланова и Ольга Лепешинская.
Торжественные церемонии открытия и закрытия будут происходить в Государственном Кремлевском Дворце - впервые в истории проведения Конкурса.
Сцена ГАБТа имеет ряд технических сложностей для выступления молодых артистов, участвующих в Конкурсе
Что касается финансовых проблем, то все предыдущие Конкурсы традиционно финансировались из государственного бюджета.
«8 Международный Конкурс», несмотря на утвержденную смету и государственный статус, не получал средств со стороны государства вплоть до конца 2 тура.
В условиях, когда заявки на участие в Конкурсе уже были поданы из более , чем 25 стран (свыше 100 участников), а сроки поступления средств на проведение Конкурса со стороны государства по-прежнему оставались неясными, на первый план вышла необходимость привлечения внебюджетных спонсорских средств и помощи меценатов.
В результате проведенной работы, Агентству удалось привлечь как финансовые, так и материальные ресурсы, необходимые для достойного проведения Конкурса. Однако привлеченные спонсорские взносы покрыли лишь 60% общей сметы мероприятия.
Информация о работе Система и меры антикризисного управления