Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:07, курсовая работа
В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.
В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства -- к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1Классификация кризисов………………………………………………….4
1.2Роль государства в антикризисном управлении………………………. 6
1.3Виды государственного регулирования кризисных ситуаций ………..13
1.3.1 Нормативно - законодательная деятельность ………………………..13
1.3.2 Финансовое регулирование…………………………………………….14
1.3.3 Ценовая политика………………………………………………………..16
1.3.4 Промышленная политика……………………………………………….17
1.3.5 Социальная политика……………………………………………………19
1.4 Система и меры антикризисного управления………………………..22
Глава 2
Заключение……………………………………………………………………..40
Список используемой литературы ………………………
1.3.4 Промышленная политика
Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.
Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.
С учетом сказанного, государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:
Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое™.
Падение престижа науки ускорило отставание в применении новых технологий и наукоемкой продукции, обернулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства. Анализ работы предприятий различных форм собственности и отраслей показывает, что самые низкие показатели хозяйственной деятельности имеют предприятия федеральной собственности.
Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:
попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.
1.3.5 Социальная политика
Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.
В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов -- обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.
Пока длится налогово-бюджетный кризис, задача борьбы с бедностью получает приоритет перед другими функциями, обеспечиваемыми выплатой денежных пособий, такими, как страхование и выравнивание доходов. Улучшение состояния государственного бюджета послужит основанием активизировать другие функции денежных пособий. Если государство ликвидирует семейные пособия, то тем самым усугубит воздействие кризиса на положение семей. Эти пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время.
Известно, что действенным стимулом к поиску работы является голод. Однако голодные работники редко действуют производительно, не говоря уже об изобретательстве, ноу-хау и других нововведениях. А ведь все это крайне необходимо, чтобы выбраться из кризиса. Если дети не могут продолжать учиться по финансовым причинам, они теряют наиболее продуктивные годы когнитивного развития.
Таким образом, если не будет действенной политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.
Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:
Между тем деятельность государства в социальной сфере явно не соответствует ее целям. В основе социально-психологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения — значительное снижение жизненного уровня. Как подтверждают результаты общероссийского социологического опроса, проведенного в июне 1999 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, резкое обнищание населения в результате августовского 1998 г. кризиса остается таковым и поныне (таблица 4). Число россиян, которые относят себя к среднеобеспеченным слоям общества в сравнении с докризисным периодом стало меньше в полтора раза. В два раза больше, чем до кризиса, стало тех, кто вынужден признать, что живет за чертой бедности.
Небольшие колебания реальной заработной платы предопределяют малые колебания потребительского спроса. Они не позволяют, тем самым, экономике страны «провалиться» в глубокий кризис, поддерживают В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества.
1.4.Системы и мера антикризисного
управления
Система антикризисного управления
Функциональными элементами
Механизмами, приводящими данную систему
в действие и обеспечивающими ее функционирование,
являются: выработка стратегии, политики
и принципов антикризисногоуправления и
учреждение его участников; наработка
законодательной и нормативно-методической
базы; технология контроля, включающая мониторинг;
изучение изменений факторов внешней среды,
оказывающих воздействие на предприятия;
принятие мер, направленных на преодоление
неплатежей.
Стратегия антикризисного управления -
генеральное направление стабилизации
экономического развития предприятия
с целью реализации стратегии преобразования.
Политика антикризисного управления —
это направление деятельности правительства,
совокупность принципов, методов, форм
организационного поведения, направленных
на стабилизацию экономической ситуации
на предприятии, поверженном в кризис,
на формирование механизма регулирования.
С 2000 г. реализуется новая концепция государственной политикив
области банкротства и финансового оздоровления
предприятий, суть которой состоит в усилении влияния
государства на экономические процессы,
протекающие в стране, в результате более
эффективногоприменения цивилизованных
мер гражданско-правового характера в
отношении должников. Механизмы антикризисного
регулирования рассматриваются в качестве
основного инструмента реализации государственной
промышленной политики. Это нашло отражение
в повышении решающей роли инициативы
государства при проведении реструктуризации
предприятий и в предоставлении полной
самостоятельности государственным органам
в выборе и реализации мер по финансовому
оздоровлению несостоятельных должников.
Основная задача института несостоятельности
(банкротства) заключается в том, что коль
скоро потери кредиторов оказались неизбежными,
эти потери должны быть распределены между
ними наиболее справедливым образом. В
соответствии с этой позицией принципами
антикризисною управления
• создание правовой основы
цивилизованных предпринимательских
отношений в условиях несостоятельности
предприятий;
• ограничение до разумных пределов
государственного и административного
влияния на деятельность неплатежеспособных
предприятий, демократический подход
к решению судьбы предприятия-должника;
• предоставление честным должникам
возможности возобновления своей деятельности
и создание условий для возрождения отечественного
бизнеса;
• сохранение перспективных
предприятий, имеющих временные финансовые
трудности, и оказание им помощи;
• введение системы безопасных
мер для всех участников предпринимательства
и экономической деятельности государства
при банкротстве предприятий;
• защита предприятия от влияний
споров и тяжб, приводящих к ускорению
его развала;
• защита интересов всех участников
банкротства, причем отдается приоритет
интересам кредиторов;
• справедливое распределение
конкурсной массы, которая составляет
все имущество должника, имеющееся на
момент открытия конкурсного производства
и подлежащее распродаже.
Все эти принципы реализуются
в законодательной базе антикризисного управления.
К настоящему времени сформирована правовая
основа антикризисного управления.
Участниками антикризисного управления
1. Федеральная служба России
по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО
России), которую на региональных уровнях
представляют следующие организации:
• 13 межрегиональных территориальных
служб по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению -Центральная, Сибирская,
Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская,
Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская,
Волго-Вятская,
• два территориальных органа Свердловской
и Московской областей.
ФСФО России выполняет исполнительные,
контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции,
связанные с антикризисным регулированием. Служба
разрабатывает и реализует мероприятия
по финансовому оздоровлению предприятий,
проводит государственную политику по
предупреждению банкротств, обеспечивает
условия реализации процедур банкротства,
обеспечивает защиту интересов государства
при решении вопросов о несостоятельности
предприятий и др.
2. Федеральная (центральная
и территориальные) межведомственная
балансовая комиссия по финансовому оздоровлению. Деятельность
комиссий направлена на финансовое оздоровление
предприятий без судебных процедур. В
их функции входит также анализ краткосрочных
графиковпогашения задолженностей.
3. Коллегии уполномоченных государственных
представителей-кредиторов, осн
4. Арбитражные суды.
5. Совет по антикризисным программам
при Правительстве РФ — это своего рода
экспертный орган, выявляющий предприятия,
нуждающиеся в судебной или внесудебной
санации, и задающий процессу их оздоровления системный
и плановый характер.
6. Властные структуры и профильные
ведомства, в том числе департаменты
управления инвестициями, фонды по поддержке
малого бизнеса и др.
Круг участников антикризисного
регулирования непрерывно расширяется
в результате проведения мероприятий, предоставляющих
возможность для участия всем желающим.
С их помощью обеспечивается мощный общественный
резонанс, который укрепляет статус российских
предпринимателей и способствует выработке
цивилизованных форм отношения к неудачникам
из этой когорты.
Между всеми перечисленными
участниками антикризисного управления
Все меры антикризисного управления
1. Профилактические меры, предупреждающие
наступление кризисного состояния у предприятий.
К ним относятся антикризисные процедуры
по улучшению правовых, экономических,
социальных и иных условий внешней среды
предприятии, стимулирующих их деятельность
в направлении, важном и полезном для социально-экономического
развития региона и страны в целом. Суть
профилактических мер сводится к созданию поощрительных
и запретительных стимулов по отношению
к деятельности предприятий.
2. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам- это
оздоровительные действия (санация) в
отношении несостоятельных
предприятий, законодательно
разрешенные государством.
Санация состояния предприятия может
быть: внесудебной, когда проводится без
участия арбитражного суда и, соответственно,
без официального объявления банкротства; досудебной,
предполагающей предварительное, до открытия
производства по делу о банкротстве, оздоровление; арбитражной в
соответствии с действующим законодательством.
Разнообразие применяемых в
процессе антикризисного управления мер
позволяет их объединить в рамках той
или иной политики в этой области. Очевидно, что
профилактические меры применяются в
ходе проведения политики предупреждения
кризиса, внесудебная или досудебная санация
— в результате реализации политики преодоления
последствий кризиса в щадящем для предприятия
режиме, арбитражная санация — при политике
жесткого следования нормам законодательства.
Популярные профилактические
меры по антикризисномууправлению
• Консультирование предпринимателей
и менеджеров по вопросам законодательства
о банкротстве.
• Создание специализированных
компаний по антикризисному управлению.
• Обеспечение условий для инновационной
деятельности предприятий, а именно:осуществление
институциональных преобразований,
развитие инфраструктуры инновационного
процесса, защита интеллектуальной
Все меры антикризисного управления
В большинстве развитых стран
потенциальные банкроты «вымываются»
из сферы бизнеса задолго до официального
обретения ими этого статуса. Поэтому
для профилактики кризисных явлений в
экономике чаще всего государство использует мониторинг.
Мониторинг— обозначает постоянное наблюдение
за каким-либо процессом с целью выявления
его соответствия желаемому результату
или первоначальному предположению.
Мониторинг финансового
Мониторинг необходим для своевременного
обнаружения и распознавания несостоятельности
предприятий. Проводится он на всех уровнях
хозяйственного управления. Объективная
необходимость его использования диктуется
тем обстоятельством, что применяемые
ранееметоды анализа и прогнозирования
практически перестали работать. Возникла
необходимость создания адекватной современным
условиям системы изучения и управления
сложными процессами, включая несостоятельность
предприятий.
В России мониторинг осуществляется
с 1 апреля 1999г. Проведение мониторинга
является функцией территориальных органов
и агентств, а также центрального аппарата
ФСФО России. Они ежегодно формируют перечни
предприятий, подлежащих мониторингу,
которые охватывают крупные, экономически
и социально значимые предприятия.
С точки зрения технологии мониторинг
представляет собой специально организованные
действия по определению вероятности
или реальности наступления кризиса предприятий.
Он проводится в три этапа.
На первом этапе осуществляется
сбор и хранение первичной информации,
которая размещается на бумажных носителях
в установленной форме.
Информация о работе Система и меры антикризисного управления