Роль маркетинга в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Интеграционный характер маркетинговых средств воздействия определяет необходимость комплексного использования методических подходов в процессах их прогнозирования и планирования, контроля и оценки. Комплексность обусловлена многогранностью отношений и интересов людей, управляемых с помощью маркетинговых средств, а системность вытекает из принципа последовательности и взаимосвязанности действий менеджеров в маркетинговом цикле.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность антикризисного управления организацией.
Цель, задачи и роль маркетинга в антикризисном управлении………………4
2. Маркетинговая тактика формы и способы конкретных действий
по реализации маркетинговой стратегии………………………………………9
3. Процедура антикризисного маркетинга……………………………………..12
Список используемой литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

- использование профессионалов, в конечном счете это окажется эффективнее;

- обслуживание конкретного сегмента рынка и использование индивидуального подхода к клиенту.

При разработке новых  стратегий развития предприятиям нужно  иметь четкое представление об изменениях в поведении потребителей на российском рынке.

 

 

3. ПРОЦЕДУРА АНТИКРИИСНОГО МАРКЕТИНГА

 

В самом общем случае антикризисный маркетинг включает следующие действия:

1) Диагностика положения  предприятия: 

- признание кризиса; 

- оценка угрозы, объемов  кризиса; 

- оценка потенциальных  последствий сложившейся ситуации.

2) Определение целей: 

- ближайших задач; 

- перспективных целей,  планов развития предприятия, «миссии».

3) Определение путей  достижения целей: 

- маркетинг-микс:

- продукт - возможные модификации; введение новой продукции; имидж продукта;

- ценовые стратегии с целью «сброса» продукции со складов или с целью повышения имиджа (например, пиво «Балтика», автомобили «Мерседес-Бенц»);

- продвижение реклама, связи с общественностью, коммерческое стимулирование (скидки), директ-маркетинг;

- организация сбыта и отдельных сбытовых акций;

- реорганизация (реструктуризация) предприятия, в частности, с расширением отдела маркетинга и задействованием большего числа работников в антикризисном маркетинге.

4) Оценка эффективности: 

- тестирование предлагаемых  мер; 

- степень выполнения  задач; 

- оценка эффективности  выполненных мер. 

5) Корректировка кратко- и среднесрочных действий.

Процедура антикризисного маркетинга включает в себя следующие  этапы:

1. Анализ положения  предприятия, степени угрозы кризиса  и возможных последствий. 

Понятно, что угроза кризиса  может быть более или менее острой, а последствия кризиса - более или менее серьезными. Предприятие может находиться на грани банкротства или на стадии, когда только обнаружено снижение продаж продукции предприятия.

2. Анализ сильных и  слабых сторон предприятия (SWOT-анализ).

Например, сильной стороной предприятия может выступать низкая цена или высокое качество продукции, высококвалифицированный персонал или современная технология, дешевый источник сырья и материалов или доступ к дешевому кредиту и т.п.

3. Определение «узких  мест» в маркетинге.

Например, может выясниться, что продукт предприятия обладает значительным потенциальным рынком сбыта, но следует изменить аудиторию, на которую нацелена реклама; изменить каналы сбыта; кардинально изменить имидж фирмы или сменить ценовую  политику.

Пример антикризисного маркетинга на основе изменения ценовой политики - фирма «Мерседес-Бенц», которая вышла из кризисной ситуации (низкие продажи и последовавшие убытки), повысив цену на свои автомобили и тем самым сумев перевести автомобили из категории среднего класса в категорию автомобилей высшего класса и класса люкс. Поскольку при более низких ценах эти автомобили не воспринимались покупателями как продукция высшего класса, то повышение цены в данном случае улучшило позиционирование товара и «гармонизировало» имидж фирмы и ее продукта.

Примером антикризисного маркетинга на основе изменения системы  сбыта могут являться многие крупные  российские промышленные предприятия, которые в результате перестройки  оказались «в сетях» дистрибьюторских фирм, «зажавших» эти предприятия в тиски своих цен (предприятие заключало договор с фирмой об исключительном праве на продажу продукции предприятия, а фирма начинала диктовать свои условия, заставляя предприятие продавать продукцию по низкой цене, тем самым, фирма получала сверхприбыль, а предприятие ставилось на край гибели). Отказ от такой системы сбыта и создание собственной службы продаж спас, например, российское предприятие по производству алмазов.

4. Выявление способов  употребления продукции предприятия.

5. Выявление возможных  покупателей продукции предприятия. 

6. Выявление влияния  имиджа на продажи. 

Типичный пример - выход  из кризиса пивоваренного завода «Балтика», опирающийся на формирование марки, четко выделяющейся на рынке  пива того времени - марки отечественного, российского пива высокого качества.

7. Оптимизация позиционирования  продукции (фирмы, марки):

- оптимизация ассортимента (если  необходимо);

- формирование (укрепление) оптимального  имиджа;

- оптимизация каналов сбыта,  ценовой политики.

8. Формирование программы бизнес-коммуникаций  и оперативных планов их осуществления. 

Например, для получения кредита  или отсрочки по платежам необходимо общение с представителем финансово-кредитного или налогового учреждения. Необходимо выбрать человека, который сможет с наибольшим успехом выполнить эту задачу, определить сроки ее осуществления и «программу-максимум» и «программу-минимум» (т.е. оптимальный уровень кредита/отсрочки и минимальный объем, ниже которого не имеет смысла продолжать деятельность).

9. Контроль осуществления маркетинговых  программ, стратегии. Корректировка  на основе результатов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антикризисное управление: Учебник для вузов / Под ред. Э.М. Короткова. - Москва, ИНФРА - М, 2008.

2. Антикризисное управление: Учеб. пособие: В 2 т. Т.2.: Экономические основы/ отв. ред. Г.К. Таль - М.: ИНФРА - М, 2009. - 1027.

3. Захаров В.Я. Маркетинговые  исследования: опросы для менеджеров. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2011.

4. Покровская Н.Н. Антикризисный  маркетинг// Личность и Культура. - 2010. - №5/6. - с. 17-20

5. Татарников Е.А. Антикризисное  управление: Учебное пособие. - М.: РИОР, 2010. - 95.

6. Теория и практика антикризисного  управления: Учебник для вузов/  Г.З. Базаров, С.Г. Бегяев, Л.П.  Белых и др.; Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2010. - 469.

7. Антикризисное управление / Под  ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. - М: Приор, 2008.

8. Антикризисный менеджмент / Под  ред.А.Г. Грязновой - М.: "Тандем", Издательство ЭКМОС, 2011.


Информация о работе Роль маркетинга в антикризисном управлении