Причины банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой обусловлена рядом причин.

Во – первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3

Понятие несостоятельности (банкротства) предприятий……………………………………….5

1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика……………...5

1.1. Характеристика глубины состояния банкротства…………………………………………...5

1.2. Причины несостоятельности предприятий………………………………………………….7

1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий…………………………………….10

1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий………………………………………....12

Заключение………………………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Банкротство.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

    Внутренние  факторы:

    • материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически устаревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, реконструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение качества; углубление специализации машин; экономия материальных ресурсов; освоение альтернативных источников энергии и т.п.
    • организационные — факторы, обусловленные совершенствованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объединены в три группы:

    а)  организация  производства: размещение предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и разделение, организация материально-технического снабжения и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контроля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ремонта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организация внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;

    б) организация  труда: рациональное разделение и кооперация труда; организация и обслуживание рабочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производственной дисциплины; развитие коллективных форм труда; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;

     в) организация  управления: формирование организационной  структуры; создание экономичной  и действенной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствование стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой политикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;

    • социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями труда и быта, эффективностью стимулирования труда. К ним относятся: материальная и моральная заинтересованность; уровень квалификации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства производства и результаты труда и т.п.

    В зависимости  от преобладания причин возникновения  банкротства предприятий в экономике  различают следующие их типы:

    предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансированной экономике, — это предприятие, которое не могло выполнить ранее взятые на себя обязательства по субъективным причинам;

    предприятие-банкрот, функционирующее в экономике  массового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе.

    Возвращаясь к поставленному вопросу, следует  выделить разницу в экономике  России и США. В России в текущем  периоде преобладает второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно видна разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обусловливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США:

    • внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную способность; недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база предприятий по причине возрождения предпринимательства на пустом месте; несовершенство законодательной базы из-за отсутствия собственного опыта в этой области в существующих условиях; отсутствие законопослушания; несовершенство методического обеспечения проведения мониторинга и антикризисного управления предприятий из-за несовершенства действующей системы учета и отчетности; убыточность производства продукции с длительным производственным циклом, включая наукоемкую, по причине инфляции; слабая государственная поддержка;
    • внутренние: слабое материально-техническое обеспечение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалистического хозяйства, отсутствие средств на их обновление, ограничение допуска к высоким технологиям; низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства.

    Следовательно, в российской экономике налицо действие отрицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях. 
     
     
     

1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий. 

    Мониторинг  управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.

    В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:

    1)  участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы и др.;

    2)  государственное регулирование, включающее: правовое (законодательное,  методическое,  информационное) обеспечение; налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;

    реструктуризацию  — очистку от несвойственных бизнесу  предприятия объектов, выделение  самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа;

    приватизацию несостоятельных предприятий;

    обучение административных и арбитражных управляющих;

    финансово-кредитную  политику государства, выражающуюся в  оказании финансовой поддержки на безвозмездной  основе и  на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям;

     коммерциализацию  на основе контрактной системы,  в результате которой предприятие  остается в государственной собственности;

     социальную  защиту работников предприятия-банкрота ,выражающуюся в создании рабочих  мест для них, их переподготовке, выплате пособий.

    3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды;

    4) принципы управления банкротством, к которым относятся:

    • создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
    • уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
    • предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
    • введение системы безопасных мер при банкротстве;
    • создание мер для возрождения бизнеса;
    • защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;
    • сохранение перспективных  предприятий,  имеющих временные финансовые трудности;
    • защита интересов всех участников банкротства;
    • справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

    5) меры, применяемые к банкроту, их можно объединить в две группы (рис.2).

      Сущность каждой  из мер, разрешенных  законом, рассмотрим  далее.

                                                                    

                                                                     Меры

                      Оптимистические                              Пессимистические

                      (Реорганизационные)                       (Ликвидационные)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

           Виды пессимистических мер                               Виды оптимистических мер

    1. добровольная ликвидация                               1.Наблюдение 
      под контролем кредиторов
    2. Конкурсное производство                             2.Внешнее управление
    3. Принудительная ликвида- 
      ция по решению арбитражно- 
      го суда                                                            3. Санация          

                                                                  

                                                                                          4. Мировое соглашение

                                                                                       5. Финансовое оздоровление

     

    Рис.2. Меры, принимаемые  к предприятиям-банкротам. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий. 

    Как уже отмечено выше, в развитии любого предприятия  просматриваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (рис.3). В нем можно выделить следующие стадии: стадия 1 - зарождение; стадия II — развитие; стадия III - бурный рост; стадия IV - стабильное развитие; стадия V — появление тенденции спада; стадия VI — активный спад, стадия VII — банкротство; стадия V1I1 —- ликвидация деятельности.

    Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жизненными циклами Б  и В существует временной лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, может продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних финансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям. 

            Рис. 3. Жизненный цикл предприятия

     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом, жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».

Информация о работе Причины банкротства в России