Правовой статус внешнего управляющего

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является:
1) критически оценить нормативный, статистический материал и практику его применения, исследовать теоретические и практические проблемы правового статуса внешнего управляющего;
2) на основе анализа изучаемого материала сделать обобщения, выводы, правильно формулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНЕШНЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО……………………………...5
1.1 Назначение внешнего управляющего………………………………………..5
1.2 Права внешнего управляющего……………………………………………...6
1.3 Обязанности внешнего управляющего……………………………………...7
1.4 Обзор теоретических положений статуса внешнего управляющего………9
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНИХ УПРАВЛЯЮЩИХ……..………….14
2.1 Компетенция собрания кредиторов в ходе внешнего управления……….14
2.2 Компетенция комитета кредиторов при внешнем управлении ……….…15
2.3. Утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления и процедурные сроки при внешнем управлении………………………………...15
2.4 Последствия введения внешнего управления……………………………...18
2.5 Внешнее управление как инструмент преодоления кризиса……………..31
3. О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ АКХ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА»………………………….……… 43
3.1 Наблюдение…………………………………………………………………. 43
3.2 Конкурсное производство ………………………………………………….71
3.3 Мировое соглашение ………………………………………………………..84
3.4 Проблемы, выявленные при изучении внешнего управления и пути их решения…………………………………………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Файлы: 1 файл

Банкротство 1я курсовая.rtf

— 1.39 Мб (Скачать)

     Представляется, что основанием для решения суда о несостоятельности (банкротстве) должно служить отсутствие в течение трех месяцев операций по счетам банка или неуплата долгов в бюджет в течение одного месяца.

     Особенно актуальны сегодня проблемы умышленной или фиктивной несостоятельности (банкротства).

     Обращение суда к прокурору в какой-то мере нарушает принцип состязательности сторон. Этого можно было бы избежать, если бы участие прокурора по делам о банкротстве было обязательным.

     Закон практически не содержит норм, детально регламентирующих процессуальный порядок разрешения споров о несостоятельности (банкротстве).

     В п. 2 ст. 3 Закона говорится о том, что рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий производится арбитражным судом в порядке, установленном Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", а по вопросам, не урегулированным законом, - в соответствии с АПК РФ.

     Заслуживает внимания точка зрения П. Баренбойма, который указывает, что дела соответствующей категории должны рассматриваться в порядке особого производства, так как производство по делам о несостоятельности (банкротстве) есть установление юридического факта несостоятельности предприятия. В делах о несостоятельности (банкротстве) нет истца, а есть только заявитель.

     Законом предусмотрено, что на период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику (п. 3 ст. 12). Это освобождает предприятие - должника от расходов на уплату значительных сумм в счет своих денежных обязательств в течение длительного времени. Однако кредиторы, у которых право требования вытекает из обязательств, возникших до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также применять другие санкции по обязательствам должника.

     В связи с этим долг предприятий, признанных неплатежеспособными в период моратория, может многократно увеличиться.

     Полагаю, что в Закон следует включить норму, которая предоставляла бы собранию кредиторов право обращаться в арбитражный суд с предложением о распространении моратория и на эти случаи.

     И тем не менее законодатель и привлекаемые им специалисты, разрабатывающие законопроекты, конечно же должны учитывать те реальные условия, в которых будет "работать" предлагаемый ими закон. Быть может, ошибка разработчиков действующего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" как раз и состояла в том, что в своем стремлении подготовить закон, не уступающий по своему уровню западным аналогам, они не обеспечили его механизмом самозащиты от всевозможных злоупотреблений и просто от некомпетентного применения, столь необходимым в условиях специфического российского рынка. Ну что же - ошибки надо исправлять!

     Каковы же основные недостатки Закона о банкротстве и возможные пути их устранения?

     Принимая во внимание реальные условия российского рынка, неподготовленность арбитражных управляющих (а иногда и их очевидную ангажированность со стороны отдельных кредиторов), арбитражный суд должен быть наделен необходимыми законодательными средствами, позволяющими исключить факты необоснованного возбуждения дел о банкротстве должников.

     Во-первых, необходимо ужесточить требования к кредиторам, инициирующим дела о банкротстве должников в арбитражном суде. В частности, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника должно быть обусловлено принятием со стороны соответствующего кредитора исчерпывающих мер, направленных на получение задолженности в обычном порядке, то есть путем предъявления соответствующего иска, получения судебного решения и его исполнения судебным приставом - исполнителем. Отсутствие среди приложений к заявлению кредитора о признании должника банкротом решения суда о взыскании задолженности и доказательств невозможности его исполнения в порядке исполнительного производства должно служить безусловным основанием к возвращению указанного заявления без рассмотрения.

     Во-вторых, надо избавиться от формализма, присущего сегодня процедуре возбуждения дела о банкротстве. Для этого можно было бы наделить судей арбитражных судов правом проводить отдельное заседание с участием кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, подавшего заявление о банкротстве, и должника еще до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В ходе такого предварительного заседания могли бы рассматриваться вопросы не только о наличии (или отсутствии) оснований для принятия заявления о признании должника банкротом, но и о причинах неисполнения должником судебных актов о взыскании задолженности в пользу соответствующих кредиторов в порядке исполнительного производства, о возможности урегулирования взаимоотношений кредитора и должника без обращения к процедурам банкротства, о состоянии имущества должника и т.п.

     В-третьих, должны быть значительно расширены права судьи по возвращению заявления о признании должника банкротом без рассмотрения либо оставлению такого заявления без движения. Скажем, если будет установлено, что кредитор, обратившийся в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, не принял исчерпывающих мер по исполнению судебного акта о взыскании задолженности и возможности получения долга через исполнительное производство не исчерпаны, судья должен иметь право возвратить заявление о банкротстве должника без рассмотрения. А в том случае, когда в предварительном заседании арбитражного суда будет выявлено намерение сторон урегулировать вопросы задолженности путем переговоров, заявление о банкротстве должника может быть оставлено судьей без движения с предоставлением сторонам разумного срока для возможного заключения соглашения об урегулировании задолженности.

     Следовало бы расширить права арбитражного суда по отклонению кандидатуры арбитражного управляющего, одобренной собранием кредиторов, в особенности применительно к тем случаям, когда решающим числом голосов обладают один - два кредитора. Основанием для отклонения кандидатуры арбитражного управляющего могло бы служить то, что данное лицо не имеет высшего образования, не обладает необходимыми специальными знаниями, не имеет опыта работы в соответствующей области предпринимательской деятельности и т.п. Причем аналогичные требования необходимо предъявлять и к сотрудникам ФСФО России, предлагаемым к назначению в качестве арбитражных управляющих.

     Основанием к отклонению кандидатуры арбитражного управляющего следует признать также то обстоятельство, что данное лицо ранее уже было назначено арбитражным управляющим по другому делу о банкротстве.

     В условиях дефицита арбитражных управляющих, имеющих соответствующие лицензии, Законом о банкротстве должны быть предусмотрены правила, позволяющие обеспечить квалифицированное управление имуществом должника. Скажем, такую роль могло бы выполнять положение, допускающее при определенных условиях возложение арбитражным судом функций и обязанностей арбитражного управляющего на руководителя должника (можно использовать конструкцию американского законодательства "должник во владении"), не предъявляя к нему требований регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и наличия лицензии арбитражного управляющего. Можно подумать также и над возможностью передачи в отдельных случаях управления имуществом должника - банкрота организациям (юридическим лицам), профессионально занимающимся антикризисным управлением.

     Необходимо ужесточить судебный контроль за деятельностью арбитражных управляющих. Арбитражный суд должен иметь право потребовать от арбитражного управляющего в любой момент по своему усмотрению отчет о ходе проведения соответствующей процедуры банкротства и в случае выявления фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей, - отстранять его от ведения дел должника (по инициативе арбитражного суда).

     С другой стороны, ужесточение требований, предъявляемых к арбитражным управляющим, должно сопровождаться обеспечением их независимости от отдельных ("богатых") кредиторов. Для этого необходимо обеспечить достойное вознаграждение арбитражным управляющим. Решение этой задачи Законом о банкротстве было возложено на Правительство Российской Федерации (ст. 22), которым в итоге ничего не было сделано.

     Представляется, что теперь непосредственно в тексте Закона о банкротстве должны появиться положения о пределах минимального и максимального вознаграждения; о порядке определения той части вознаграждения, которая составляет премиальные арбитражного управляющего за эффективность проведения той или иной процедуры банкротства; о гарантиях оплаты труда арбитражных управляющих на случай недостаточности имущества должника (например, отсутствующего должника).

     Число необходимых поправок в текст Закона вполне сравнимо с общим количеством его статей. В связи с этим представляется, что речь необходимо вести не об изменении и дополнении Закона, а о принятии его новой редакции (в юридической науке такая законотворческая операция именуется новеллизацией). 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящее время Законом о банкротстве 2002 г. предоставлена возможность участия в процессе по банкротству представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т.д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, Закон о банкротстве 2002 г. предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства./6/

     Предложения выявленные мною при изучении Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) " и Гражданского кодекса РФ:

     - законодательный акт о несостоятельности (банкротстве) предприятий не должен содержать такого условия объявления предприятия несостоятельным (банкротом), как превышение обязательств должника над его имуществом;

     - основанием для решения суда о несостоятельности (банкротстве) должно служить отсутствие в течение трех месяцев операций по счетам банка или неуплата долгов в бюджет в течение одного месяца.

     Особенно актуальны сегодня проблемы умышленной или фиктивной несостоятельности (банкротства);

     - Обращение суда к прокурору в какой-то мере нарушает принцип состязательности сторон. Этого можно было бы избежать, если бы участие прокурора по делам о банкротстве было обязательным.

     Закон практически не содержит норм, детально регламентирующих процессуальный порядок разрешения споров о несостоятельности (банкротстве);

     - в Закон следует включить норму, которая предоставляла бы собранию кредиторов право обращаться в арбитражный суд с предложением о распространении моратория и на эти случаи.

     - необходимо ужесточить требования к кредиторам, инициирующим дела о банкротстве должников в арбитражном суде. В частности, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника должно быть обусловлено принятием со стороны соответствующего кредитора исчерпывающих мер, направленных на получение задолженности в обычном порядке, то есть путем предъявления соответствующего иска, получения судебного решения и его исполнения судебным приставом - исполнителем;

     - должны быть значительно расширены права судьи по возвращению заявления о признании должника банкротом без рассмотрения либо оставлению такого заявления без движения.

     Вывод: Число необходимых поправок в текст Закона вполне сравнимо с общим количеством его статей. В связи с этим представляется, что речь необходимо вести не об изменении и дополнении Закона, а о принятии его новой редакции (в юридической науке такая законотворческая операция именуется новеллизацией).

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     Нормативно-правовые акты 

Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]: (ред. от 30.12.2008) // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : от 24 июля 2002 г. 95-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 14.06.2002 : одобр. Советом Федерации 10.06.2002 г.: (ред. от 30.04.2010) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая: от 30.11.1994 N51-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой: одобр. Советом Федерации 29.10.1994 г.: (ред. от 18.07.2009) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

Гражданский кодекс Российской Федерации Часть вторая: от 26.01.1996 N 14-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 22.12.1995: одобр. Советом Федерации 27.12.1995г.: (ред. от 17.07.2009) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 20.12.2001: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. : (ред. от 07.05.2009) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

Информация о работе Правовой статус внешнего управляющего