Понятие кризиса и «антикризис» как элементы рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 10:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы раскрыть понятия «кризис» и «антикризис» как элементы рыночной экономики.

Задачи исследования:

Раскрыть понятие «Кризис»;
Показать кризис как важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики;
Рассмотреть теорию кризиса и антикризиса;
Раскрыть понятие «антикризисное управление».

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…………….…3

Понятие «кризиса», их классификация……………………….…….........................5
Кризис – важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики…………………………………………..………………………………..8
3. «Теория кризисов» и антикризис…………………………………………………....9

4. Антикризисное управление…………………………………...…………………....11

Заключение………………………………………………………………………….....15

Библиографический список…………………………………………...........................

Файлы: 1 файл

Контрольная по антикризисному управлению.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Отметим, что поначалу кризисы рассматривались  как явление, совсем случайное, стихийное и, как следствие, непредсказуемое, и потому особо опасное, с особо тяжелыми последствиями. Ни о каком антикризисном управлении, антикризисных действиях речи идти не могло. Затем кризисы стали квалифицироваться как закономерные, была выявлена и доказана их циклическая природа — кризисы стало возможно прогнозировать. Однако считалось, что кризисы не только не нужны экономической системе, но вредны и даже опасны. Вследствие этого с кризисами стали активно бороться, ставя "перед собой задачу изживания кризисов из хозяйственной жизни: не только скорейшего выведения системы из кризисного состояния, но недопущения кризиса вообще, что составляло суть антикризисного управления.

     Однако  подчеркнем, что кризисы необходимы экономической системе, а потому целью антикризисной политики стала не столько борьба с уже наступившими кризисами, сколько создание условий для того, чтобы возможные кризисы были мягче, проходили спокойнее, не вызывали большого риска. Таким образом, антикризисная политика должна быть более априорной, чем апостериорной, более превентивной, чем реактивной, более общеэкономической, чем узкоантикризисного

     С точки зрения определения сущности понятия кризиса, выделяются два подхода. Часть специалистов рассматривают его как критическое, но неожиданное для предприятия событие. Для его предупреждения предприятию необходимо создавать системы отслеживания признаков кризиса. Если кризис все же наступает, первостепенной задачей управления является ограничение его распространения внутри организации. Другие специалисты считают кризис процессом, последствия которого имеют протяженность во времени и пространстве, упрекая сторонников первого подхода в ориентации на симптомы, а не на причины кризиса. Они разделяют кризисный процесс на четыре фазы:

    • появление провозвестников кризиса (мелкие ошибки и сбои в функционировании организации);

    • ключевое событие, вызванное взаимодействием многочисленных факторов;

    • распространение кризиса;

    • разрешение кризиса.

     Точку зрения, расходящуюся с общепринятым мнением, высказывает в своих работах К. Ру-Дюфор. Рассматривая влияние кризисов на организации, он отмечает, что кризисы имеют не только негативный и разрушительный характер, но и несут в себе потенциал изменений и являются для организаций основой для обучения; кризисная ситуация характеризуется резким переломом в деятельности организации, последствия которого можно измерить (социальные конфликты, падение курса акций, сокращение продаж и т.д.), и сомнениями относительно структурных составляющих, заставляющих участников пересматривать собственное видение организации. В этом плане кризис открывает то, что в нормальной ситуации невидимо, и повышает эффективность организации, приводя в движение трансформирующие силы, способствующие эволюции. Данный автор определяет кризис как «накопление в организации или ее части потенциальных факторов, способное прервать текущие и будущие операции предприятия, затрагивая индивидов и сообщества на физическом, психологическом и экзистенциональном уровне».

     Сходную позицию занимают Т. К. Пошан и  Э. М. Морэн, отмечая, что, «проявляющая» функция кризиса носит позитивный характер, так как позволяет предприятиям обучаться, мобилизовать усилия, направленные на изменения.

     Многими специалистами особое внимание в  кризисных ситуациях уделяется роли руководителя. Так, например, П. Лагадек отмечает, что большинство руководителей воспринимают кризис так же как, чрезвычайную ситуацию, для выхода из которой существуют разработанные процедуры, тогда как кризис — это столкновение с проблемами, выходящими за привычные рамки; необходимость действовать точно при отсутствии ориентиров, придававших смысл индивидуальным и коллективным действиям. Кризис — это чрезвычайная ситуация, сопровождаемая дестабилизацией.

     Анализ  исследований в области кризисных  ситуаций показал, что наиболее общим является определение кризиса, данное К. Ф. Херманном. Он называет кризисом неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям организации при ограниченном времени для принятия решений.

 

4 Антикризисное  управление

      Кризисы рассматриваются с экономической точки зрения, а антикризисное управление — это, прежде всего, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, предотвращение банкротства, либо в условиях неплатежеспособности возвращение дееспособности, превращение в действующее.

      Любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный цикл в силу того, что обладает предельными возможностями, ограничивающими его дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать живучесть предприятия. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

      В какой-то момент предприятие может  работать с прибылью, в какой-то с убытками. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами.

      Кризисы, можно различать по тому, в каких областях они представляют опасность для предприятия (например, подход, предложенный Н. Томом).

      Выделяются  следующие типы кризисов:

      • кризис ликвидности;

      • кризис успеха;

      • кризис стратегии.

       
 
      

      Так, кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. Здесь необходимы срочные меры, иначе предприятие будет вынуждено уйти с рынка (например, в результате его продажи с торгов или других ликвидационных процедур). Кризис успеха характеризуется явным, негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, капиталовложениях, кадровой политике. Менее заметным и не столь непосредственным является кризис стратегии. Хотя положение предприятия в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе. Намечающийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации (например, выход на новые рынки, технологические инновации). Как правило, такие изменения рассчитаны на многие годы.

      Во  многом сходные позиции по данному  вопросу встречаются в работе И. Ансоффа, предложившего три варианта управления фирмой в кризисной ситуации, в зависимости от стадии кризиса и времени его обнаружения (он выделяет активное управление, реактивное управление, плановое управление), и работе Ф. Ригера, отмечающего, что несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению.

      В свою очередь американский исследователь Л. Грейнер считает, что в «кривой роста» бизнеса можно выделить 5 фаз, каждая из которых заканчивается организационным кризисом, а каждый из таких кризисов в свою очередь может быть преодолен только посредством смены формы управления и организационной структуры компании. На каждом этапе развития компании требуется свой тип руководства и соответствующий тип организационных структур. Кризис в компании, как правило, будет продолжаться до тех пор, пока не произойдут соответствующие изменения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Можно сделать вывод, что определение  положения на кривой жизненного цикла, типа кризиса будет способствовать выбору направлений и методов преобразований, наиболее соответствующих ситуации, т.е. определению адекватного комплекса мер, который в наиболее общем смысле характеризуется как антикризисное управление.

      Антикризисное управление — совокупность форм и  методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния. Подобное толкование сущности антикризисного управления не учитывает его предотвращающей направленности, т.е. профилактического аспекта. Одной из функций антикризисного управления является разработка, и осуществление комплекса мер предупреждения кризисных явлений, создание целостной «следящей» системы, контролирующей параметры внешней и внутренней среды.

      Зарубежные  специалисты используют понятие «управление кризисами», или кризис-менеджмент, которое во многом сопоставимо с предлагаемым толкованием понятия «антикризисное управление». Так, например, французский экономист К. Ру-Дюфор определяет управление кризисами как «совокупность мер, направленных на упреждение, реагирование и изучение кризисов». Т. К. Пошан и Э. М. Морэн отмечают, что стратегия управления кризисами включает четыре взаимосвязанных направления:

    • управление кризисами (ограничение их последствий, компенсация причиненного ущерба и возврат к предшествующей ситуации):

    • подготовка к кризисам (в частности, формирование отдела кризисов);

    • предупреждение кризисов (снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки продукции, услуг и методов производства);

    • предотвращение контр-производства, под которым авторы понимают деструктивные последствия производства, как в «нормальных», так и в кризисных условиях.

      Взаимопереплетение  элементов экономической стратегии не позволяет достаточно строго выделить стратегию антикризисного управления из экономической стратегии, придать антикризисному управлению особые, только ему присущие черты. По сути, вся экономическая стратегия в совокупности должна носить опережающий, предотвращающий характер. Целью антикризисного управления является разработка, и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных явлений, приводящих к кризисному состоянию.

 

Библиографический список 

      
  1. Баринов В.А. Антикризисное управление [Текст]: Учебное пособие В. А. Баринов. – М.: ИДФБК – ПРЕСС, 2002г. – ISBN 978-5-9692-0183-5.
  2. Татарников Е.А., Антикризисное управление предприятием [Текст]: Учебное пособие для вузов/Е.А. Татарников, Н.А. Новикова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005г. – ISBN 956-5370-00904-4.
  3. Жарковская Е.П., Антикризисное управление [Текст]: Учебник / Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. – М.: Омега – Л,2004г. – ISBN 95765-7689-654-4.
  4. Антикризисное управление [Текст] : учебное пособие / рук.авт.колл. проф. И. К. Ларионов.-М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков К», 2004.- 292с. - ISBN5 - 94798-346-Х.
  5. Антонова, О. В. Управление кризисным состоянием организации [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. В. Антонова. - М.:ЮНИТИ – ДАНА, 20024 .- 349с.- ISBN 5-238-00642-Х.
  6. Баринов, В. А., Антикризисное управление [Текст]: учеб. пособ. / В. А. Баринов, М.: ИД ФБК-ПРКСС, 2002, - 520с. - ISBN 5-88103-058-3.
  7. Родионова, Н. В. Антикризисный менеджмент [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. В. Родионова. - М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2002. - 223с. - ISBN 5-238-00271-8.

Информация о работе Понятие кризиса и «антикризис» как элементы рыночной экономики