Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа
В данной работе была проведена оценка конкурентоспособности по методу комплексной оценки товарных систем. Этот метод был выбран из всех существующих, так как он основывается на опросе потребителей и позволяет наиболее объективно оценить сложившуюся ситуацию на рынке. К тому же он является комплексным и позволяет всесторонне оценить деятельность фирмы.
На основе результатов оценки были сделан вывод, что данная фирма находится на втором месте среди лидеров рынка инструмента в Санкт-Петербурге, обладает достаточно высокой конкурентоспособностью.
«Слабыми» сторонами признаны (воспринимаемое) качество инструмента и ассортимент, местоположение организации; «cильными» – доступность цен, персонал магазина.
Были выработаны рекомендации по формированию плана маркетинговых мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Введение 2
Глава 1. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Уровни конкурентоспособности предприятий 8
Глава 2. Маркетинг промышленного предприятия в системе конкурентных взаимодействий 13
2.1. Конкурентные стратегии и преимущества предприятия 13
2.1.1. Конкурентные стратегии 13
2.1.2. Система обеспечения конкурентоспособности 20
2.2. Диагностика состояния конкуренции на рынке потребительских товаров 23
2.3. Методология оценки конкурентоспособности предприятия 33
2.3.1. Графические методы оценки конкурентоспособности предприятия 41
Глава 3. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис- Нева» 43
3.1. Общая характеристика предприятия 43
3.2.Оценка конкурентоспособности «Стоун-Сервис-Нева» на рынке инструмента для камнеобработки 44
3.4. Рекомендации по повышению конкурентоспособности 53
Заключение 56
Список используемой литературы 58
4. Концентрация на
Другой взгляд на определение конкурентных стратегий фирмы, предложен Дж. П. Граймом. Он несколько пересекается с классификацией М.Портера и основывается на следующих положениях.
Каждая фирма имеет свою стратегию, состоящую из набора нескольких идей. Автор выделяет, по меньшей мере, четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия экономической среды и ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы.
На рисунке 2.2 показаны сегменты рынка с различными стратегиями.
Приспособление к рынку
Локальный рынок Глобальный рынок
Изменение рынка
Рисунок 2.2. Сегменты рынка для фирм с различными стратегиями
1. Виолентная (силовая) стратегия
– стратегия конкурентной
2. Эксплерентная (пионерская)
стратегия – стратегия
3. Коммутантная (соединяющая)
стратегия – стратегия
4. Патиентная (нишевая) стратегия
– стратегия конкурентной
Распределение данных стратегий по соотношению «издержки – качество» можно представить в виде следующей матрицы (см. рисунок 2.3).
Издержки
Качество товара
Рисунок 2.3. Матрица «издержки
- качество» в разрезе
Из рисунка 2.3 видно, что наименьшие издержки и наивысшее качество имеют фирмы, придерживающиеся эксплерентной стратегии, обеспечивающей наивысший уровень конкурентоспособности товара за счет монополизации своих новшеств. Развитие общества обеспечивают эксплеренты. Виоленты удовлетворяют потребности массовых потребителей, а патиенты – богатых. Стратегия коммутантов аккумулирует в себе элементы всех ранее рассмотренных стратегий, поэтому они находятся в центре матрицы.
Достаточно креативную классификацию конкурентных стратегий предложил Филип Котлер. Он разделил все фирмы, в зависимости от роли, которую те играют на рынке, на четыре типа:
Все они имеют собственные стратегии, которые вкратце можно охарактеризовать следующим образом.
Стратегии рыночных «лидеров»:
1. Расширение общего рынка (привлечение новых потребителей, новые способы применения продукта, увеличение интенсивности использования продукта).
2. Защита своей доли рынка («Позиционная оборона» - наращивание мощи торговой марки; «Защита флангов» - выпуск новой, радикально отличающейся продукции; «Упреждающие оборонительные действия» - предупреждение конкурента, дезинформация; «Контратака» - ответные аналогичные действия; «Мобильная оборона» - расширение и диверсификация рынка; «Вынужденное сокращение»).
3. Расширение доли рынка (расширение принадлежащей доли рынка).
Стратегии «претендентов на лидерство»:
1. Фронтальное наступление
(атака одновременно
2. Фланговая атака (поиск
неудовлетворенности потребител
3. Окружение (захват большей части рынка и атака по всем направлениям).
4. Обходной маневр (диверсификация
продукции, географическая
5. Партизанская война (селективное снижение цен, обращения в суды, множество небольших атак).
Стратегии «последователей»:
1. Подражание (дублирование продукта и реализация его сомнительным посредникам).
2. Копирование (копирование продукции, названия и упаковки лидера, сохраняя лишь малозаметные отличия).
3. Имитация (что-то копируется у лидера, но сохраняются различия в рекламе, упаковке, ценах и пр.).
4. Приспособление (видоизменение
или улучшение продукции
Стратегии «обитателей ниши»:
Ключевая идея ниши – специализация. Стратегии образуются в зависимости от специализации на том или ином сегменте: специализация по конечным пользователям, по вертикали, на особых клиентах, на индивидуальном обслуживании, на каналах распределения и пр.
С точки зрения формирования конкурентных стратегий интересна еще одна модель, предложенная американским ученым И. Ансоффом – матрица «товары-рынки». Она используется в условиях растущего рынка. Суть этой модели можно отразить в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Матрица «товары-рынки» Ансоффа
Товары | |||
существующие |
новые | ||
Рынки |
существующие |
стратегия проникновения на рынок |
стратегия развития товара |
новые |
стратегия поиска рынка |
стратегия диверсификации |
Ведущая консалтинговая компания США (Бостонская консультационная группа - БКГ) разработала матрицу «рост – доля рынка». Разработка стратегий осуществляется на основе портфельного анализа, то есть вся фирма делится на стратегические бизнес-единицы (СБЕ) – отдельные области её деятельности. Стратегии вырабатываются относительно положения каждой единицы на матрице. Размер каждого бизнеса пропорционален площади круга (см. рис. 2.4). На рисунке представлено возможное расположение СБЕ какой-либо компании.
Темпы роста
рынка
Относительная доля рынка
Рисунок 2.4. Модель БКГ
Матрица «рост – доля рынка» разделена на 4 квадранта. В них представлены области деятельности фирмы:
После того как компания определила место каждой СБЕ в матрице, она должна проанализировать содержимое своего бизнес-портфеля и определить дальнейшую стратегию развития.
Более четкий анализ позиции
СБЕ и определение
Для организации работ
по обеспечению конкурентоспособно
Данная система является открытой и состоит из внешнего окружения и внутренней структуры. К компонентам внешнего окружения относятся: вход, выход системы, связи с внешней средой и обратная связь. Внутренняя структура системы состоит из пяти подсистем: научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей (см. рисунок 2.5).
Внешняя среда
Вход Выход
Обратная связь
Рисунок 2.5. Система обеспечения конкурентоспособности
Анализ системы начинается
с ее "выхода" - выпускаемых
фирмой товаров (продукции, услуг, новшеств
и т. п.). Главное требование к "выходу"
– обеспечение
Приоритетной стратегией поведения фирм в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия повышения качества товаров и экономии ресурсов у их потребителей. Отсюда вывод: для повышения качества "выхода" системы необходимо сначала повышать качество стратегического маркетинга и обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров. К "входу" системы относится все, что получает фирма для производства товаров: сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, кадры, документы. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного "входа" путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. К компонентам "обратной связи" системы относятся: требования, рекламации клиентов, новая информация потребителей товаров фирмы, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товаров, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители могут иметь обратную связь как с фирмой - поставщиком основного товара, так и с поставщиками ("входом") фирмы.
К компонентам внешней
среды фирмы относятся
Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами. Некоторые факторы макросреды оказывают прямое влияние на функционирование фирмы. В принципе, чем больше конкурентоспособность страны, тем выше конкурентоспособных фирм.
Инфраструктура региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство. Некоторые отрасли региона оказывают прямое влияние на функционирование фирмы (налоговая система, законодательная система и др.), а другие - косвенное.
К факторам микросреды фирмы мы относим: непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков ("входа"); маркетинговых посредников фирмы по "входу" и "выходу" системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем выше конкуренция по "входу" и "выходу" системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой товаров.
Компонентами подсистемы научного сопровождения являются: основные экономические законы функционирования рыночных отношений, законы организации, научные подходы к управлению, специфические принципы управления.
Компонентами обеспечивающей подсистемы являются: правовое, материально-техническое, финансовое, информационное обеспечение.
Компоненты управляемой подсистемы: условия организации труда и отдыха, состав работников, личностные характеристики персонала.
К компонентам управляющей подсистемы относятся: администрация и её состав, управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы.
На рисунке показаны связи всех подсистем, что свидетельствует о необходимости соблюдения всех компонентов при решении любой задачи и, в частности, при повышении конкурентоспособности фирмы.
После проведения диагностики конкурентной среды можно перейти непосредственно к оценке конкурентоспособности предприятия.
Целью разработки и построения
модели конкурентоспособности
Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.
Информация о работе Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия