План финансового оздоровления кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

Банкротство кредитной организации (англ. bankruptcy of credit organization) - по законодательству РФ признанная арбитражным судом неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение месяца с момента наступления даты их исполнения (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»**).

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Содержание и критерии санации кредитной организации
2. План финансового оздоровления кредитной организации
3. Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

выписки из решений органов государственной власти субъектов РФ и иные документы, подтверждающие участие кредитной организации в тех или иных программах, либо оказание органами государственной власти субъектов РФ поддержки в финансовом оздоровлении кредитной организации;

выписки из решений совета директоров кредитной организации;

договоры, контракты, свидетельства о праве собственности;

документы, подтверждающие намерения участников, кредиторов и других лиц внести дополнительные денежные средства в уставный капитал кредитной организации;

иные документы.

Меры финансового оздоровления кредитной организации

1. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями и иными лицами. Такая помощь может быть оказана в виде:

размещения денежных средств на депозите в банке;

предоставления поручительств по кредитам для банка, отсрочки или рассрочки платежа;

перевода долга банка в качестве дивидендов и направления ее (помощи) на осуществление мер по финансовому оздоровлению банка;

дополнительного взноса в уставный капитал банка;

прощения долга кредитной организации;

новации.

2. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации может предусматривать:

улучшение качества ее кредитного портфеля;

сокращение расходов банка;

увеличение собственного капитала;

 снижение размера и удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов.

3. Приведение в соответствие размера уставного капитала

кредитной организации и величины ее собственных средств.

4. Изменение организационной структуры банка, например:

изменение состава и численности сотрудников;

сокращение и ликвидация обособленных и иных подразделений кредитной организации.

План финансового оздоровления кредитная организация направляет в территориальное учреждение ЦБ РФ. Территориальное учреждение ЦБ РФ устанавливает реальное финансовое положение кредитной организации, оценивает мероприятия, предусмотренные планом санации, и на этой основе определяет возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.

Для установления реального финансового положения кредитной организации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер. Для определения недостатка собственных средств (капитала) рассчитывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (неначисленная задолженность перед бюджетом, внебюджеными фондами, кредиторами и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации. Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).

Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами. При оценке

возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению проверяется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации.

При оценке мероприятий по сокращению административно-

хозяйственных расходов кредитной организации выясняется, насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется, в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции. Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств. В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из того, что в период проведения санационных мероприятий кредитная организация будет осуществлять все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд. Важным моментом в работе с банками, имеющими внешние признаки банкротства, является направление в них рабочих групп для оценки возможностей санирования и установления непосредственно на месте реального финансового состояния, в случае когда бухгалтерская отчетность банка вызывает сомнения в возможности реализации плана санации.

План финансового оздоровления банк может разработать с участием временной администрации, назначенной в него ЦБ РФ (если полномочия исполнительных органов ограничены), или только временной администрацией, в случае если полномочия исполнительных органов и главного бухгалтера банка приостановлены.

Временная администрация также обязана предоставить в банк план

санации кредитного учреждения и, в случае одобрения ЦБ РФ, пытаться на практике его реализовать.

Если ЦБ РФ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим,

он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.

 

3. Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения

Разработка плана финансового оздоровления – ответственный этап в процедуре санации кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных задач, кредитная организация может достигнуть частичного или полного восстановления утраченной платежеспособности, повысить ликвидность, улучшить показатели рентабельности. Однако практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. К наиболее часто встречающимся следует относить:

1. Ориентацию на недостоверный бухгалтерский баланс. Составителям планов санации необходимо точно представлять размеры дефицита финансовых средств, иначе планируемые меры окажутся неэффективными. Важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как активные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действующими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован резервный фонд и оплачен ФОР. Если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то достоверной окажется и величина минимально необходимого капитала, при которой обязательные экономические нормативы будут выполняться.

2. Нежелание или отсутствие возможностей у собственников

кредитных организаций осуществлять соответствующие меры,

направленные на оздоровление ситуации в их банке. Нередки случаи, когда собственники банков, являющихся фактически банкротами, не имея ресурсов для их оздоровления, не передают контроль над банками инвестору, готовому осуществить мероприятия по финансовому оздоровлению.

3. Отсутствие документов, подтверждающих реальность запланированных мероприятий. Например, если идет речь об увеличении уставного капитала, то необходимо представить протокол общего собрания акционеров банка, принявшего такое решение, с указанием сроков его выполнения и инвесторов, желающих увеличить уставный капитал банка; их письма, подтверждающие осведомленность о реальном финансовом состоянии банка, бухгалтерские балансы, заверенные в ГНИ, с наличием чистых активов, достаточных для инвестирования в уставный капитал банка, копии аудиторских заключений. Запрашиваются также документы, подтверждающие факт представления на регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, отчета о ее выполнении, нового состава акционеров или участников, изменения величины уставного капитала. В приложения к плану санации должны быть включены следующие копии договоров банка: о переуступке прав требований, о переоформлении краткосрочной кредитной задолженности в долгосрочную, цессии, определения арбитражного суда по взысканию с должников выданных банком ссуд и другие документы, подтверждающие выполнение банком мероприятий плана санации.

4. В плане санации должен содержаться график выполнения

банком тех или иных мероприятий и достижения определенных

целевых установок.

При наличии указанных недостатков планы санации возвращаются на доработку с требованием представить подтверждающие документы. Если план финансового оздоровления отвечает предъявляемым требованиям, он принимается территориальным учреждением ЦБ РФ.

Пути решения проблем санирования кредитных организаций

1. В настоящее время объектами санирования являются банки, отнесенные к 4-й группе проблемности, то есть имеющие внешние, ярко выраженные признаки банкротства. Во многих из этих банков убытки и дефицит финансовых ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для восстановления их платежеспособности. Поэтому представляется целесообразным, чтобы Центральный банк подключался к организации банковского санирования в тот момент, когда кредитные организации еще не вошли в стадию  банкротства и когда имеется больше возможностей для их финансового оздоровления, то есть необходимо начинать процедуру санации в банках, отнесенных к 3-й группе проблемности.

2. Несовершенство банковского законодательства проявляется и в том, что некоторые негативные моменты деятельности кредитной организации, способные нанести серьезную угрозу банку, никак не отражаются в банковском законодательстве. Это происходит в том случае, когда учредители или акционеры банка так тесно связаны между собой (через капиталы или руководящие органы), что определить, каким имуществом владеет данный банк, не всегда представляется возможным, а при банкротстве банка ликвидационная комиссия сталкивается с фактом аренды большей части основных средств банков у фирм-акционеров, которые таким способом создают гарантии своих средств, размещенных в банке. Интересы кредиторов в этом случае не являются равными и поэтому необходимо решить эти вопросы на законодательном уровне.

3. В начале 90-х годов система получения лицензии на проведение банковских операций отличалась особым либерализмом. Было зарегистрировано значительное число банков, ориентированных только на быстрое получение прибыли даже при очевидном мошенничестве. Такие банки не были нацелены на поддержание своей устойчивости, не имели определенных целей и долгосрочной политики, не вырабатывали тактику работы с клиентурой, базирующуюся на длительных отношениях, а иногда и осуществляли деятельность в неприспособленных помещениях, часто меняли свои юридические адреса, прекращая работу без извещения кредиторов и вкладчиков. Для разрешения проблем с такими банками, кроме ужесточения правил регистрации, необходимо становление полноценных профессиональных служб, как внешнего аудита банков, так и служб внутреннего аудита в самих коммерческих банках.

4. Для преодоления негативных тенденций состояния проблемных банков, а также разрешения вопроса эффективности отечественной банковской системы в целом в настоящее время необходимо определить показатели структурообразующих (социально значимых) банков, крах которых повлечет возникновение системного кризиса в банковском секторе. Для поддержания нормальной работы данной категории банков необходимо дифференцировать показатели ликвидности и по возможности усилить контроль за их деятельностью.

5. Кроме того, необходимо выработать эффективный механизм

поддержки действующих банков путем развития операций рефинансирования со стороны Центрального банка. Значительные объемы средств, уже задействованные коммерческими банками в операциях с векселями, ставят для Центрального банка России задачу разработки порядка переучета векселей. Помимо этого необходимо кроме развития ломбардного кредитования совершенствовать практику выдачи

расчетных кредитов и прием средств на депозит Центральным банком

на краткосрочной основе. Данная система рефинансирования признана эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы быть применена и в России.

6. Для усиления ответственности сотрудников и руководства

коммерческих банков за результаты своей работы необходимо введение дополнительных регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия, повлекшие конфликты интересов. В РФ, где личная ответственность руководства и сотрудников банков за удачи и неудачи коммерческого банка минимальна, можно было бы законодательно установить определенные ежемесячные отчисления из доходов сотрудников банка в специальный фонд по заработной плате, средства которого депонируются и при обнаружении недостатков в работе персонала банка направляются на погашение убытков.

Информация о работе План финансового оздоровления кредитной организации