Оценка имущества должника. Имущество должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

При рассмотрении правовых вопросов антикризисного управления предприятием следует понять, а что же такое антикризисное управление?
Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса.
Технология антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов.

Файлы: 1 файл

ryndin.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает специальный режим удовлетворения требований кредиторов первой очереди, предъявленных до закрытия реестра требований кредиторов, но находящихся на этапе установления на момент начала расчетов с кредиторами (требования, на результаты рассмотрения которых конкурсным управляющим поступили возражения, устанавливаемые арбитражным судом и т.д., - см. подп. 2 - 4 п. 3 ст. 50.28 Закона). В отношении таких требований применяется вышеописанный порядок удовлетворения.

Кроме того, в  целях защиты прав таких кредиторов в п. 9 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому, если на день начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди в арбитражном суде рассматриваются споры между конкурсным управляющим и кредитором по требованию кредитора, предъявленному до закрытия реестра требований кредиторов, конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора.

Если в удовлетворении требования суд отказал, управляющий  производит перерасчет. Проблемы возникнут, если суд признает требования в размере большем, чем предполагал (и соответственно зарезервировал) управляющий. Представляется, что речь в данном пункте идет не только об арбитражном суде, рассматривающем дело о банкротстве (в контексте установления требований), но и о любом другом суде (например, в связи с заявлением требований о возмещении морального вреда, о виндикации и связанных с ней расчетах и т.п.).

В целях предупреждения ситуации, когда неявка кредиторов за получением исполнения препятствует переходу к удовлетворению требований следующих очередей при готовности управляющего это сделать, п. 3 комментируемой статьи устанавливают порядок действий в подобных ситуациях. Прежде всего, конкурсный управляющий обязан предпринять меры к передаче денег кредитору. В случае уклонения кредитора от принятия денежных средств эти денежные средства вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения кредитной организации (ее филиалов), о чем сообщается кредитору. Закон не решает вопрос, кто именно информирует кредитора; очевидно, это должен делать управляющий.

Последствия невостребования  кредитором денежных средств, внесенных  конкурсным управляющим в депозит  нотариуса закреплены в п. 2 ст. 142 Закона 2002 г.: если кредитор в течение трех лет не получил средства, внесенные в депозит нотариуса, у последнего возникает обязанность перечислить эти средства в федеральный (а не муниципальный) бюджет.

Пункт 10 комментируемой статьи определяет, какие требования и при каких обстоятельствах считаются погашенными. Это следующие требования: 
- полностью исполненные конкурсным управляющим;

- прекратившиеся  иными способами прекращения  обязательств (в соответствии с  комментируемым Законом, гл. 26 ГК  РФ, Законом 2002 г.). Например, в соответствии с п. 8 ст. 50.38 комментируемого Закона обязательство кредитной организации по удовлетворению требований граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, прекращается моментом выплаты капитализированных повременных платежей. Пункт 1 ст. 148 Закона 2002 г. допускает погашение требований кредитора путем принятия им неликвидного имущества, оставшегося нереализованным в ходе конкурсного производства. Важно помнить, что погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций не допускается. Отступное представляет собой предоставляемое должником взамен исполнения обязательства какой-либо имущественной ценности. Примерный перечень имущества, которое может быть предоставлено в качестве отступного, установлен в ст. 409 ГК РФ. В силу ст. 414 ГК РФ новация представляет собой соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. Заявление о зачете - это односторонняя сделка, порождающая прекращение полностью или в части встречных однородных требований, срок которых наступил, либо не указан, либо определен моментом востребования (см. ст. 410 ГК РФ). Можно выделить как минимум два основания для установления в Законе подобного запрета. Во-первых, во всех названных случаях кредитор получает полнее удовлетворение преимущественно перед другими кредиторами, что идет вразрез с основной целью конкурсного процесса - равномерное, пропорциональное распределение имущества должника между кредиторами. Во-вторых, во всех случаях происходит уменьшение конкурсной массы кредитной организации, за счет стоимости которой кредиторы банка должны получить удовлетворение своих требований; 
- не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника (речь идет как о полностью всем требовании, так и о его части);

- не признанные  управляющим (если кредитор не  обратился в суд в целях  установления требования либо  суд признал его претензии необоснованными). 
О погашении и способе погашения каждого требования конкурсный управляющий вносит соответствующую запись в реестр (вероятно, управляющий одновременно должен делать пометку о соблюдении всех указанных условий погашения требования). Кроме того, конкурсный управляющий обязан направлять в Банк России сведения о погашении требований кредиторов каждой очереди. Они направляются не позднее пяти дней со дня окончания расчетов с кредиторами соответствующей очереди. Эта одна из форм отчетности конкурсного управляющего перед ЦБ РФ, позволяющая Банку России контролировать процесс расчетов с кредиторами, законность действий конкурсного управляющего, а в некоторых случаях являющаяся информацией о возможности приступить к определенным действиям. Например, в соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 6 Закона N 96-ФЗ конкурсный управляющий обязан в 10-дневный срок со дня истечения срока для осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди представить в Банк России отчет о проведении предварительных выплат кредиторам первой очереди, реестр требований кредиторов первой очереди для целей осуществления предварительных выплат и иные документы и сведения, необходимые для осуществления Банком России расчета размера выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имущество должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами.

Согласно ст.148 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.

Не позднее чем через  тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.

В случае отказа или уклонения  органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей  статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в  производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.

В случае наличия разногласий  между конкурсным управляющим и  органом местного самоуправления, связанных  с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного  протокола конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

При рассмотрении указанного в пункте 4 настоящей статьи заявления  арбитражный суд определяет условия передачи имущества, в отношении которых имелись разногласия, органу местного самоуправления.

По результатам рассмотрения указанных в пунктах 3 и 4 настоящей  статьи заявлений арбитражный суд  выносит определение.С даты вынесения  определения арбитражного суда по результатам рассмотрения указанных заявлений конкурсного управляющего расходы на содержание указанного имущества производятся за счет соответствующих бюджетов.

Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, подлежит немедленному исполнению.

Неисполнение или несвоевременное  исполнение указанного определения  арбитражного суда органами местного самоуправления не является основанием для отказа в вынесении арбитражным  судом определения о завершении конкурсного производства. 
Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, может быть обжаловано.

Комментарий к статье 148: Согласно ст. 139 Закона конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества должника. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи, в отличие от Закона о банкротстве 1998 г., кредиторы для погашения своих требований вправе принять имущество, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства. В указанном случае имеется в виду лишь неликвидное имущество должника.При отказе от принятия указанного имущества Закон о банкротстве возлагает на конкурсного управляющего обязанность по уведомлению собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника - юридического лица об имуществе, которое предлагалось к продаже, но не было продано на торгах и не было реализовано конкурсным управляющим на основании договора купли-продажи, т.е. реализовано в ходе конкурсного производства. Конкурсный управляющий должен направить указанным лицам надлежащим образом оформленное (в частности, заказной почтой с уведомлением) письмо в виде уведомления с просьбой в разумные сроки заявить право на оставшееся имущество. В случае поступления такого заявления конкурсный управляющий распределяет имущество в соответствии с действующим законодательством. Так, порядок распределения имущества между акционерами установлен Законом об акционерных обществах (ст. 23).

При отсутствии заявлений  собственника должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника - юридического лица о правах на оставшееся имущество конкурсный управляющий уведомляет органы соответствующего местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.

Уполномоченные органы соответствующего муниципального образования в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего принимают движимое и недвижимое имущество должника, оставшееся после погашения требований кредиторов, на баланс и несут все расходы по содержанию этого имущества.

Если между конкурсным управляющим и уполномоченным муниципальным  органом не будет подписан передаточный акт или иной документ о передаче указанного имущества, то в этом случае конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.

Орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через 14 дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего при наличии между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления разногласий, связанных с передачей имущества, указанного в п. 1 комментируемой статьи.

Конкурсный управляющий в случае отклонения данного протокола обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

Арбитражный суд при  рассмотрении указанного заявления  определяет условия передачи имущества, в отношении которых имелись разногласия.

По результатам рассмотрения поступившего от конкурсного управляющего заявления о понуждении к принятию имущества или заявления о  рассмотрении разногласий арбитражный  суд выносит определение.

С даты вынесения определения  арбитражного суда по результатам рассмотрения указанных заявлений конкурсного  управляющего расходы на содержание объектов, входящих в состав имущества  должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, производятся за счет соответствующих бюджетов.

Арбитражный суд может  вынести определение о завершении конкурсного производства в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения указанного определения.

Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего, может быть обжаловано в порядке, установленном ч. 3 ст. 223 АПК РФ.


Информация о работе Оценка имущества должника. Имущество должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами