Оценка имущества должника. Имущество должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

При рассмотрении правовых вопросов антикризисного управления предприятием следует понять, а что же такое антикризисное управление?
Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса.
Технология антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов.

Файлы: 1 файл

ryndin.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

 

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Институт  права и управления

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине: «ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

 

ТЕМА: «Оценка имущества должника. Имущество должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами».

 

Выполнила:

студентка курса ОЗБ-1

 

Чемоданова  Д.А.

 

Проверил:

к.ю.н., доц. Рындин С.Н.                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013г.

 

Принцип пропорциональности и соразмерности  при удовлетворении требований кредиторов в порядке очередности

При рассмотрении правовых вопросов антикризисного управления предприятием следует понять, а что же такое антикризисное управление?

Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса.

Технология  антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов.

Так при реализации антикризисного управления используется антикризисная процедура (рис.1)

Рис.1

На данном этапе  нас интересует Конкурсное производство, т.к. это процедура, применяемая к должнику, уже признанному банкротом, для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

При конкурсном производстве, согласно ФЗ законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, удовлетворение требований производится с четким соблюдением очередности. Требования кредиторов считаются удовлетворенными, а обязательства должника исполненными, с момента выплаты суммы капитализированных повременных платежей. Только после этого конкурсный управляющий может переходить к удовлетворению требований кредиторов следующих очередей.

Удовлетворение  требований кредиторов при конкурсном производстве осуществляется из средств конкурсной массы.

В этом случае конкурсная масса формируется из имущественной  массы (имущество на момент открытия конкурсного производства).

Таким образом, расчеты с кредиторами - является наиболее важным моментом при проведении процедур банкротства.

Особо важно  обратить внимание, что принимаются  в расчет только те требования, которые  являлись установленными. Так, на практике известны случаи, когда конкурсный управляющий, изучая документацию должника, обнаруживал незаявленные требования, признавал их установленными, и вносил в общий реестр (включал в число установленных требований). Такие действия управляющего следует квалифицировать как неправомерные.

Основное начало, применяемое при недостаточности  средств для покрытия требований кредиторов одной очереди - принцип соразмерности, то есть денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Генезис правового  института банкротства показывает, что исторически конкурсный процесс возник из-за необходимости установления порядка удовлетворения требований кредиторов в связи недостаточностью имущества должника, ввиду конкуренции их прав. Поэтому основной целью правового регулирования несостоятельности (банкротства) является установление правил, позволяющих обеспечить максимальное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника на принципах очередности и пропорциональности.

Возникшие в  результате применения конкурсного  процесса макро- и микроэкономические проблемы, связанные с сохранением бизнеса должника (соответственно, рабочих мест, экономической стабильности региона) либо ликвидацией должника (соответственно, выбытием из экономического оборота неэффективно работающих предприятий и пр.), могут быть определены как производные (сопутствующие) цели, достижение которых должно быть подчинено основной цели правового института банкротства.

Система управления банкротством, направленная на уменьшение дезорганизации, сокращение отступлений  от установленных правовых норм и правил, т.е. на уменьшение энтропии, обеспечивает соблюдение триединого (интегрированного) интереса - совокупного интереса кредиторов, должника и общества, который должен быть положен в основу формирования целей управления системой банкротства.

Таким образом, для понимания принципа пропорциональности и соразмерности при удовлетворении требований кредиторов в порядке очередности, следует разобрать последовательно процедуру удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ расчеты с кредиторами по общему правилу осуществляются конкурсным управляющим. В то же время следует помнить, что такое право предоставлено также иным лицам, управомоченным исполнять обязательства должника, в частности учредителям (участникам) кредитной организации или третьему лицу (третьим лицам), приступившим к исполнению обязательств кредитной организации до завершения конкурсного производства. В любом случае расчеты с кредиторами осуществляются на основании реестра требований кредиторов (см. комментарий к ст. 50.30). Для осуществления расчетов с кредиторами управомоченному осуществлять такие расчеты лицу должны быть представлены оригиналы документов, подтверждающих обоснованность включения требований кредитора в реестр требований кредиторов(см. комментарий к ст. 50.28).

Расчеты с кредиторами  кредитной организации конкурсный управляющий начинает осуществлять после закрытия реестра требований в порядке очередности, установленной  Законом 2002 г., с учетом особенностей, установленных ст. 50.36 данного Закона. Следует обратить внимание, что в таком порядке осуществляются расчеты с кредиторами, требования которых были предъявлены в установленный срок и включены в реестр требований кредиторов.

Итак, расчеты с такими кредиторами кредитной организации осуществляются в соответствии с принципом очередности. Необходимость установления в Законе очередности удовлетворения требований кредиторов связана с тем, что в ходе осуществления процедуры конкурсного производства серьезную проблему представляют неправомерные действия отдельных участников процесса, в частности кредиторов. Такие действия кредиторов выражаются, прежде всего, в попытках получить преимущественное удовлетворение своих требований в обход очередности, установленной Законом. Установление очередности направлено на защиту прав и законных интересов тех категорий кредиторов, которые с точки зрения законодателя и в силу своего социально-правового статуса более других нуждаются в защите.

При удовлетворении требований кредиторов в порядке очередности разрешается "конкуренция прав кредиторов". При этом действуют основные правила: 
- переход к последующей очереди осуществляется только после полного удовлетворения требований предыдущей;

- при недостаточности  средств для всех кредиторов в рамках одной очереди осуществляется пропорциональное удовлетворение их требований, т.е. денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

В соответствии со ст. 50.28 Закона в ходе конкурсного  производства конкурсный управляющий  для целей формирования реестра  требований кредиторов устанавливает  срок предъявления требований кредиторов, который не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Установленный конкурсным управляющим срок предъявления требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов считается закрытым, является пресекательным. Действующим законодательством о банкротстве не предусмотрена возможность восстановления такого срока (см. также Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 N 09АП-13812/2007-ГК по делу N А40-79479/05-71-260Б). Правовое последствие наступления даты закрытия реестра требований кредиторов состоит в том, что именно с этим фактом (этой датой) связывается возникновение у конкурсного управляющего права начать осуществление в соответствии с реестром требований кредиторов расчетов с кредиторами, требования которых были предъявлены в установленный срок и включены в реестр требований кредиторов. 
По истечении срока предъявления требований кредиторов реестр требований кредиторов считается закрытым (см. комментарий к ст. 50.28). Размер требований конкурсных кредиторов после включения их в реестр требований не подлежит изменению конкурсным управляющим (п. 10 ст. 16 Закона 2002 г.).

Закрытие реестра  требований кредиторов не означает, что  требования кредиторов после закрытия реестра предъявляться не могут. В Постановлении ФАС МО от 16.10.2008 N КГ-А40/9515-08 по делу N А40-73534/06-95-1168Б указано, что п. 2 ст. 50.28 предусматривает ограничение срока предъявления требований, которые должны быть включены в реестр требований кредиторов; ограничений срока предъявления требований после закрытия реестра, но в ходе конкурсного производства, Закон не содержит. Особый режим требований кредиторов, предъявленных после закрытия реестра требований кредиторов, состоит в следующем:

а) такие требования не включаются в реестр (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 N 09АП-3185/2009-ГК по делу N А40-62569/07-123-166); 
б) удовлетворяются после удовлетворения требований, включенных в реестр; 
в) удовлетворяются за счет имущества кредитной организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок и включенных в реестр требований кредиторов. Предъявленными в установленный срок требованиями будут считаться требования кредиторов, поступившие в течение установленного конкурсным управляющим срока предъявления требований кредиторов, с учетом того, что течение данного срока начинается на следующий день после первого опубликования сведений о банкротстве кредитной организации, а прекращается в последний день течения срока.

Для отнесения  требований к числу предъявленных  в установленный срок принимаются  уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие срок получения  конкурсным управляющим указанных  требований;

г) расчеты с  кредиторами по указанным требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном комментируемой статьей. 
Как уже отмечалось, требования кредиторов, предъявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет "имущества кредитной организации". Неясно, как следует толковать понятие "имущество кредитной организации"? Тождественно ли оно в данном случае конкурсной массе? О каком именно имуществе идет речь, каков состав этого имущества и т.д.?

Практический  интерес может иметь ответ на следующий вопрос: можно ли отнести к имуществу кредитной организации по смыслу п. 5 комментируемой статьи денежные средства, вырученные конкурсным управляющим от продажи предмета залога? 
В соответствии с п. 1 ст. 138 Закона 2002 г. из средств, вырученных от реализации предмета залога, семьдесят процентов направляется на погашение требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. Денежные средства, оставшиеся от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника и могут списываться только для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, а также для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей. 
Денежные средства, предназначавшиеся для погашения требований кредиторов первой и второй очереди и оставшиеся на специальном банковском счете должника после их погашения, направляются на погашение требований конкурсного кредитора, обеспеченных залогом реализованного имущества. Денежные средства, оставшиеся после полного погашения требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредитора, обеспеченных залогом реализованного имущества, включаются в конкурсную массу.

Таким образом, получается, что за отсутствием специальных  указаний в законе денежные средства, предназначавшиеся для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, могут быть направлены на удовлетворение их требований и в случае, когда такие требования были заявлены после закрытия реестра требований кредиторов, но до окончания расчетов с кредиторами второй очереди.

Порядок действий конкурсного управляющего зависит  от того, в какой момент после  закрытия реестра заявлено требование кредитора первой очереди. Возможны следующие ситуации:

1) требования  кредитора первой очереди предъявлены после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, но до окончания расчетов со всеми кредиторами. В таком случае удовлетворение требований кредиторов последующей очереди приостанавливается. Требование опоздавшего кредитора первой очереди подлежит удовлетворению в полном объеме либо, если на нем заканчиваются средства, частично;

2) требования  кредитора первой очереди предъявлены  в момент осуществления расчетов  с кредиторами первой очереди.  В таком случае опоздавший кредитор получит удовлетворение в рамках своей очереди после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на удовлетворение его требований. Другими словами, если денежных средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди достаточно, то удовлетворение производится в порядке очередности заявления требований, требования опоздавшего кредитора подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок. Если же денежных средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди недостаточно, то при заявлении требований опоздавшим кредитором расчеты с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, не приостанавливаются и возможно два варианта развития событий. Из буквального толкования нормы п. 5 следует, что конкурсный управляющий продолжает расчеты с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, исходя из принципа пропорциональности, а требования опоздавшего кредитора не будут удовлетворены и будут считаться погашенными по причине недостаточности имущества должника. Второй вариант основывается на принципе справедливости и состоит в том, что конкурсный управляющий все же должен провести перерасчет долей кредиторов, включенных в реестр требований, не удовлетворенных на момент заявления опоздавшим кредитором своего требования.

Информация о работе Оценка имущества должника. Имущество должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами